Международный туризм и его роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Содержание

1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Международный туризм: понятие и классификация
1.2 Развитие международного туризма во второй половине XX в
2.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Место и роль международного туризма в экономике страны
2.2 Состояние международного туризма в различных регионах России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.docx

— 130.22 Кб (Скачать)

Таблица 1 - Страны – мировые  лидеры по объему потребительских расходов в сфере международного туризма в 2006 году.

Страны

Туристские расходы, млрд.долл.США

Изменения местных валют, в %,

2006/

2005

Доля рынка,

%,

2006

Насел.

млн.

Затраты

на чел.

долл. США

2005

2006

Всего в мире

676

733

 

100

6526

112

1 Германия

74,4

74,8

-0,3

10,2

82

908

2 США

69,0

72,0

4,4

9,8

298

241

3 Великобритания

59,6

63,1

4,6

8,6

61

1037

4 Франция

31,2

32,2

2,2

4,4

61

529

5 Япония

27,3

26,9

3.8

3,7

127

211

6 Китай

21,8

24,3

11,8

3,3

1314

19

7 Италия

22,4

23,1

2,2

3,2

58

397

8 Канада

18,2

20,5

5,7

2.8

33

621

9 Российская Федерация

17.8

18,8

5,6

2,6

142

132

10 Корея

15,4

18,2

18,4

2,5

49

1373


В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются  доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.

Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся  страны вынуждены импортировать  значительное количество продуктов  и товаров для туристов, а также  необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров

Велико значение туризма  и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия  туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих  мест в большинстве стран, обеспечивая  работой свыше 100 млн. человек. Индустрия  туризма относится к числу  наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответственно.

В 2006 г. наибольший рост туристических  потоков - 9,8% отмечен на африканском  направлении: путешественникам особенно полюбились Южная Африка, Кения, Мозамбик и Свазиленд. Вторым по популярности направлением являются страны Азии и  Тихого океана: число туристов туда увеличилось на 8,3%. На третьем месте  остаются государства Ближнего Востока, несмотря на их сложную политическую обстановку. В частности, за 8 месяцев 2006 года на Ближний Восток приехало на 6% больше гостей (таблица 2) .

Далее следуют США - рост на 4,3%, Европа - на 3,1%. Вместе с тем  Восточная Европа и бывший СССР - один из немногих регионов мира, в которые  туристы стали ездить меньше - на 0,1% по сравнению с прошлым годом. Однако к 2020 году Россия будет входить  в десятку стран - лидеров по приему туристов: ее доля составит 3% (47,1 млн. человек). На первом месте окажется Китай (8,7%), на втором - США (6,5%), а на третьем - Франция (5,9%).

Всемирная туристская организация (UNWTO) опубликовала исследование мирового туррынка в 2008 году и прогнозы на наступающий  год. В опубликованном исследовании, результаты которого сообщает RATA-News, говорится, что в ушедшем году туристы совершили во всем мире 924 млн. поездок, что на 16 млн. (на 2%) больше, чем в 2007 году.

Двухпроцентный рост числа  турпоездок базируется на хороших результатах первой половины года - до начала финансового кризиса.

 

Таблица 2 - Лидеры среди стран  мира по международным туристским прибытиям  и туристским поступлениям

Страны

Международные туристские прибытия

Поступления от международного туризма, млрд.долл.США

Прибытия в 2005 г., тыс.

Прибытия в 2006 г., тыс.

2006 г. по отношению к  2005 г., %

Страны

Поступления в 2005 г.

Поступления в 2006 г.

2006 г. по отношению к  2005 г. в %

Франция

75, 9

79, 1

4,2

США

81,8

85,7

4,8

Испания

55, 9

58,5

4,5

Испания

48,0

51,1

6,6

США

49,2

51,1

3,8

Франция

42,3

42,9

1,5

Китай

46,8

49,6

6,0

Италия

35,4

38,1

7,7

Италия

36,5

41, 1

12,4

Китай

29,3

33,9

15,9

Великобритания

28,0

30,7

9,3

Великобритания

30,7

33,7

9,8

Германия

21,5

23,6

9,6

Германия

29,2

32,8

12,3

Мексика

21,9

21,4

-2,6

Австралия

16,9

17,8

5,8

Австрия

20,0

20,3

1,5

Турция

18,2

16,9

-7,2

Р.Ф.

19,9

20,2

1,3

Австрия

16,0

16,7

4,0


Вторая половина года показала резкое изменение: число поездок  либо не росло, либо сокращалось. Между  январем и июнем число туристических  прибытий выросло на 5%, тогда как  во второй половине 2008 года оно сократилось  на 1% (рисунок 2).

В целом по 2008 году все  регионы мира показали положительную  динамику, исключая Европу, где отмечалось сокращение прибытий. Лучшие результаты были зафиксированы на Ближнем Востоке (+11%), в Африке (+5%) и в обеих Америках (+4%). На американском континенте хорошая  статистика была достигнута за счет большого числа поездок в США до августа  и традиционной популярности стран Центральной и Южной Америки .

Рисунок 2 - Рост прибытий в % по сравнению с тем же периодом предыдущего года 2007, 2008 гг. (UNWTO Tourism Barometer. Edition 2009_01)

Число поездок сокращалось  в последние шесть месяцев  года и в Европе (-3%), и в Азии (-3%). В Азии падение было даже более  значительным из-за того, что в 2007 году континент пережил двукратный рост числа прибытий, и эта тенденция  продолжилась в первой половине 2008 года (+6%). Несмотря на общую негативную ситуацию, некоторые направления  в 2008 году показали очень хорошие  результаты (рисунок 3). В первую очередь, это Гондурас, Никарагуа, Панама, Уругвай, Корея, Макао (Китай), Индонезия, Индия, Египет, Ливан, Иордания, Марокко и Турция.

Рисунок – 3 Прибытия туристов (в %) по регионам мира в 2008 г.(UNWTO Tourism Barometer, 2009_01)

Докризисная динамика прибытий в период с 2005 по 2008 год выглядела  достаточно перспективно. Лишь к концу 2008 резко снизился прирост прибытий по всем направлениям путешествий в  мире, что привело к падению  доходов от туризма в общемировом  масштабе (рисунок 4). Прогнозы UNWTO на предстоящий 2009 год неутешительны.

 

Рисунок 4 – Доходы от прибытий туристов в мире помесячно в % 2005-2008 гг. (UNWTO Tourism Barometer. Edition 2009_01)

Как сообщает январский выпуск «Барометр UNWTO», мировой туризм будет  либо стагнировать, либо сокращаться в течение всего года. Правда, многое тут будет зависеть от изменения экономических условий.

Специалисты предполагают, что в 2009 году международный туризм либо не вырастет совсем, либо сократится на 2%. Америка и Европа будут затронуты  этим сокращением заметнее других континентов, так как экономика этих регионов либо уже вошла, либо входит в состояние  рецессии. В Азиатско-Тихоокеанском  регионе результаты года могут быть позитивными, но, в любом случае, рост будет значительно менее  заметным, чем в предыдущие годы.

По данным ВТО развитие туризма по регионам будет неравномерным. Самые высокие темпы прироста ожидаются в странах Азии и  Тихого океана, в Европе и Америке  они будут ниже общемировых (таблица 3)

Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в 2020 г. Одновременно ожидается  и возрастание доходов от туризма - с 399 млн. долл. США в 1995 г до 2 триллионов долл. США в 2020 г , или в пять раз. Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие - с 707 долл. США в 1995 г. до 1248 долл. США в 2020 г, или в 1,8 раза.

Наибольшая туристская подвижность  населения ожидается в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и  Японии, где на одного жителя страны будет приходиться по 1,5—2 поездки  за границу в год. В большинстве  других стран, входящих в десятку, туристская подвижность заметно ниже единицы.

Наиболее характерными тенденциями  мирового туризма в настоящее  время являются диверсификация туристского  продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.

Рост конкуренции на рынке  туристского спроса происходит в  результате действия следующих факторов:

- появления все большего  числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов;

Таблица 3 - Прогноз распределения  объемов въездного туризма по регионам мира (международные туристские прибытия, млн.чел.)

Регионы

Мира

1985 1990 1995 2000

Прогноз

2010 2020

Всего

327,1

457,2

565,4

667,7

1006,4

1561,1

Африка

9,7

15,0

20,2

27,4

47,0

77,3

Америка

(Сев.и Южн.)

64,3

92,8

108,9

130,2

190,4

282,3

Восточная Азия/ Тихо

океанский регион

31,1

54,6

81,4

92,9

195,2

397,2

Европа

212,0

282,7

338,4

393,4

527,3

717,0

Ближний Восток

7,5

9,0

12,4

18,3

35,9

68,5

Южная Азия

2,5

3,2

4,2

5,5

10,6

18,8

 

Доля в общемировом  рынке (в %)

Всего

100

100

100

100

100

100

Африка

3,0

3,3

3,6

4,1

4,7

5.0

Америка

19,7

20,3

19,3

19,5

18,9

18,1

Вост. Азия/

Тихоокеан. регион

9,5

11,9

14,4

13,9

19,4

25,4

Европа

64,8

61,8

59,8

58,9

52,4

45,9

Ближний Восток

2,3

2,0

2.2

2.7

3.6

4.4

Южная Азия

0.8

0.7

0.7

0.8

1.1

1.2

 

Среднегодовой рост (в %)

 

1985 -1990

1990-1995

1995-2020

(первоначальный прогноз)

1995-2000

2000-2010

2010-2020

Всего

6.9

4.3

4.1

3.4

4.2

4.5

Африка

9.0

6.1

5.5

6.3

5.6

5.1

Америка

7.6

3.3

3.9

3.6

3.9

4.0

Вост.Азия/

Тих.рег.

11.9

8.3

6.5

2.7

7.7

7.4

Европа

5.9

3.7

3.0

3.1

3.0

3.1

Ближний Восток

3.7

6.6

7.1

8.1

7.0

6.7

Южная Азия

4.8

5.9

6.2

5.7

6.7

5.8


- достижения пика насыщения  некоторых форм и видов туризма,  предлагаемых туристскими центрами  и странами (например, на рынке пляжного отдыха) .

Это требует от стран, стремящихся  сохранить свою туристскую привлекательность, следующих действий:

- попытаться сохранить  баланс между ростом спроса  и ростом предложения;

- осуществлять планирование  развития туризма в соответствии  с принципами устойчивого развития;

- предусматривать долгосрочные  инвестиции в сферу туризма;

- обеспечить наличие ясных  государственных стратегий развития  туризма, гибкости и оперативности  в принятии решений.

По мере того, как экономические  выгоды, получаемые от туризма, становятся все более очевидными, отношение  стран к международному туризму  становится все более лояльным и  ведет к уменьшению числа ограничений. Важным для проведения стратегической политики развития туризма является учет демографических тенденций, происходящих в Европе. В настоящее время  статистика указывает на постоянный рост доли населения пожилого возраста в европейских странах с развитой экономикой, в то время как численность  населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Результатом  этого является растущий спрос на туристский продукт, предназначенный для так называемого «зрелого» сегмента туристского рынка.

В последние годы отчетливо  прослеживается тенденция к усилению мер по охране окружающей среды. Европа в целом характеризуется сравнительно высокими стандартами уровня жизни  людей и уровня их образования. Эти  факторы объясняют повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды  на континенте. На государственном  уровне постоянно обсуждаются и  принимаются решения по вопросам очистки воды и воздуха, переработки  отходов, защиты природы и животного  мира и др. Этому способствует высокий  уровень внимания к данным проблемам  со стороны средств массовой информации. В большинстве случаев рассмотрение вопросов охраны окружающей среды объединяется с вопросами развития туризма, что  способствует привлечению особого  внимания правительств европейских  стран к вопросам так называемого «устойчивого» развития туризма, охватывающего проблемы развития туризма и защиты окружающей среды на комплексной взаимозависимой основе. Несомненно, повышенное внимание к данным вопросам создает условия для появления новых туристских продуктов как на уровне индивидуального туризма, связанного с экологическими интересами, так и массового туризма.

Еще одна тенденция связана  с тем, что большинство европейцев живут в густо населенных урбанизированных районах. Это в значительной степени формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями, выбора туров с проживанием не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием и др. В перспективе ожидается, что по мере того, как мир станет более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

Информация о работе Международный туризм и его роль в мировой экономике