Международный контроллинг в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

На предприятии контроллинг выполняет различные функции: постановка целей, текущий сбор и обработка информации для принятия управленческих решений, осуществление функций оперативного контроля отклонений фактических показателей деятельности предприятия от плановых, их оценка и анализ, а также создание возможных вариантов управления, позволяющих в итоге оптимизировать затраты и финансовые результаты.

Содержание

Введение
1. Контроллинг и его место в системе управления и информационное обеспечение деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность управленческой информации
1.2 Контроллинг как функция управления и его информационное обеспечение
2. ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
2.1 Выявление проблемных мест контроллинга
Выводы

Работа содержит 1 файл

международный менеджмент.doc

— 343.50 Кб (Скачать)



 




 

 

 

 

Рис. 2.1. Схема системы контроллинга.

 

Решение и текущих, и  стратегических задач представляется возможным только при регулярном поступлении полной и достоверной  информации о финансовой ситуации и результатах в разрезе всех процессов хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому контроллинг призван базироваться на основе управленческого учета, это доказывает практика.

 

 

2.2 Направления развития контроллинга

 

Управление предприятиями в современных условиях требует все большей оперативности. Поэтому использование информационных систем управления предприятием является одним из важнейших рычагов развития бизнеса, внедрения инноваций, проведения систематических контроллинговых мероприятий (табл. 2.2.).

 

Таблица 2.2. Опыт использования принципов контроллинга российскими предприятиями и  организациями16.

Предприятие

Направление использования контроллинга

Мосбизнес

Ведется целенаправленная работа по повышению открытости финансовой документации компании

ЛУКОЙЛ

Используется при формировании пакета проектов стратегических планов развития

Газпром

Возможность применять стандарты  международной финансовой отчетности

Татнефть

Изыскание резервов для создания мини стабфондов компании

ТНК (Тюменская нефтяная компания)

Налажена система оперативной  подачи финансовой информации руководящему персоналу с рекомендациями отдела контроллинга

АвтоВАЗ

Предприятие осуществляет дополнительное информирование сотрудников по важнейшим  направлениям развития, опираясь на данные, которые предоставляет отдел контроллинга и внутреннего аудита

Славнефть

Компания большое внимание уделяет  изысканию дополнительных резервов за счет оптимизации отдельных управленческих процессов

Новолипецкий металлурги-ческий комбинат

Регулярное проведение оценки эффективности принимаемых управленческих решений

Магнитогор-ский метал-лургический  комбинат

Делает акцент на обеспечении его  сотрудников комплексом финансовых проектов по важнейшим направлениям функционирования компании

Альфа страхование

Контроллеры организовывают и сопровождают управленческий процесс выбора целей, планирование и регулирование, а  также несут ответственность  за достижение поставленных целей

Нижфарм

Специалисты отдела контроллинга обеспечивают прозрачность стратегий, финансовых результатов, координируют промежуточные цели и планы в рамках единого целого, оказывают сервисную поддержку, обеспечивая менеджеров необходимой информацией

Сибирский берег

Планирование, анализ результатов, отчетность и разработка корректировочных мер в случае возникновения каких-то отклонений

Сбербанк

Каждый месяц служба контроллинга представляет топ-менеджмеру и руководителям  подразделений аналитические отчеты о результатах и перспективах развития в электронном виде

Мостревел

Ежемесячный финансовый менеджмент и внешняя отчетность в соответствии с законодательством; формирование процесса бюджетирования, соответствующая отчетность и анализ; налаживание финансового контроля и налоговой отчетности; финансовые операции

Банк Союз

Помощь руководителю в формировании стратегического видения развития, консультационные услуги руководству, а также равноправное участие в формировании стратегии предприятия

Бин Банк

Сервисные функции высшему руководству  в вопросах обеспечения стратегических инициатив


 

Данные табл. 2.2. показывают, что применение возможностей контроллинга охватывает различные сферы предпринимательства, содействуя на основе ИСУП существенному улучшению финансовых результатов, открытости финансовой документации, совершенствованию планирования, повышению качества аналитической работы, вносит большой вклад в налаживание и улучшение действий по систематическому контролю за деятельностью всех подразделений предприятий.

Практически все ключевые службы предприятия на основе применения системы контроллинга приобретают дополнительные возможности более полной реализации возложенных на них функций и повышения результативности хозяйствования, причем каждая служба при необходимости способна ввести в действие разные, присущие ей по профилю резервы.

Перспективы совместного развития ИСУП и контроллинга весьма обширны: так, в настоящее время акцент в планировании ресурсов предприятий (на основе ERP-систем) смещается к поддержке и реализации процессов управления цепью поставок (SCM–систем), управления взаимоотношениями с заказчиками (CRM-систем) и электронного бизнеса (e-commerce систем).

Контроллинг служит важным инструментом совершенствования всей учетной политики и учетной практики самых различных предприятий  и организаций. Именно на основе широкого применения управленческого учета и контроллинга становится реальным повышение качества управления предприятиями и организациями в изменившихся условиях хозяйствования.

При этом, управленческий учет и контроллинг, представляя  самостоятельные управленческие инструменты, дополняют друг друга и обеспечивают менеджмент всей необходимой для его функционирования информацией.

На предприятиях целесообразно разработать положение о внедрении контроллинга, где необходимо зафиксировать основные направления развития контроллинга и соответствующие изменения в системе управленческого учета для того, чтобы создать условия для достижения намечаемых в плане результатов. Основное внимание требуется уделить совершенствованию работы с затратами. Помимо данного положения на предприятиях необходимо разработать целостную систему базовых документов, на основе которых и осуществлялось внедрение контроллинга. Среди них:

• предложения по совершенствованию  корпоративной системы учета (включая  конфигурацию и параметры информационной системы) и их обоснование;

• рекомендации по выделению  внутри компании центров финансового  учета, основных принципов их функционирования (полномочия, ответственность, система  стимулирования), а также необходимых  изменений в организационно-функциональной структуре17;

• концепция развития систем учета затрат и определения финансовых результатов, планирования доходов, расходов и финансовых потоков;

• развернутый план мероприятий  по внедрению рекомендаций, развитию информационной системы и системы  управленческого учета (на следующие этапы работы);

• оценка экономического эффекта от внедрения намеченных мероприятий.

Важно осуществить проектирование организационно-функциональной структуры компании – распределение бизнес-процессов между рабочими местами, подразделениями компании, образующее структуру составных звеньев компании (с учетом их задач, иерархической подчиненности). Для достижения поставленных целей в компании требуется создать адекватные им функциональную и организационную структуры.

Относительно  проблемы направлений развития контроллинга можно обозначить следующие основные выводы:

    1. Потенциальные возможности контроллинга обеспечивают более высокую эффективность его применения в тех организациях, где выше уровень комплексной компьютеризации бизнеса. В этих организациях сосредоточены более квалифицированные кадры управления.
    2. Быстрое совершенствование информационных продуктов требует постоянного обновления программ контроллинга, что нередко создает их разобщенность и усиливает необходимость повышения комплексности и единства системы.
    3. Особую значимость приобретает рационализация информационных потоков, алгоритмов прохождения документов, автоматизация передачи информации, применение интегрированных автоматизированных систем управления, активное использование современных статистических технологий и эконометрики, что является наиболее слабым звеном в применяемых котнроллинговых системах.
    4. Главной причиной замедленных темпов внедрения новых ИТ-систем являются недостаточные знания специалистов контроллеров особенно в области использования статистических и эконометрических методов и способности работать со сложными моделями на базе полной компьютеризации компании.
    5. Анализ практики свидетельствует, что в системе контроллинга ускоренно разрабатываются подсистемы инновационных нововведений в бизнесе, позволяющих быстро наращивать его эффективность. Именно в этой области ускоренно возрастает эконометрическая поддержка контроллинга для обеспечения конкурентности и изучения требований рынка.
    6. Весьма эффективным инструментом информационного развития предприятия служит все более активное применение модельных инструментов, существенно повышающих результативность всего процесса. Необходима ускоренная разработка и внедрение новых моделей, которые соответствуют приоритетным требованиям и обеспечивают высокое качество предоставляемой информации.

 

 

Заключение

 

Успешное развитие современного бизнеса немыслимо без активного  применения новейших информационных технологий. Успешность ведения бизнеса определяется квалификацией предпринимателя, знанием  запросов потребителей и пониманием ситуации на рынке. Предприниматель активно работает с информацией. Он отбирает из множества потоков информации то, что соответствует его целям и способствует разработке или реализации предпринимательской идеи. Знания предпринимателя превращаются в информационные сообщения, которые организуют производственные и торговые процессы, а также управляют бизнесом в целом.

Изучение опросов менеджеров свидетельствует, что большинство  руководителей крупных промышленных компаний ценит контроллинг прежде всего за то, что он активно помогает им решать наиболее сложные вопросы, связанные с конкурентоспособностью управляемых ими объектов18.

Важно отметить, что особенностью контроллинга является его направленность на перспективу, на поиск путей дальнейшего развития компании и совершенствования бизнес-процессов на базе анализа ключевых показателей результативности.

Можно утверждать, что  в качестве инструмента менеджмента  контроллинг стал системой информационно-аналитической  и методической поддержки руководителей в процессе анализа, планирования, принятия управленческих решений и контроля по всем функциональным сферам деятельности компании19.

На наш взгляд, контроллинг  позволяет успешно решать проблемы, возникающие в рамках информационной революции, являясь одним из наиболее эффективных инструментов управления на микроуровне в условиях глобализации и в обществе инноваций по следующим обстоятельствам:

  1. контроллинг обеспечивает систематический и квалифицированный контроль за функционированием всех звеньев организации в их взаимодействии и взаимозависимости, относительно реализации мероприятий, намеченных планом, позволяет вскрывать недостатки практики планирования, оптимизировать их посредством своевременного внесения необходимых коррективов, посредством компьютерных программ;
  2. контроллинг служит действенным инструментом повышения ответственности руководителей и персонала служб и подразделений организации за результативность их деятельности, реализацию в установленные планом сроки намеченных заданий. Разработка компьютерных программ, оптимизирующих вариативные задания, стимулирует постоянное повышение квалификации работников, систематическое приобретение необходимых новых познаний, развитие способностей работы с информацией, что является объективно необходимым в обществе знаний;
  3. использование потенциала контроллинга помогает руководителям и персоналу предприятия в максимальной мере и в относительно короткие сроки адаптироваться к условиям и специфики общества инноваций, рациональнее использовать его возможности и резервы.

В условиях глобализации мировой экономики при всеобщей либерализации рыночных связей осуществляется свободное движение капиталов, происходит революция в сфере новейших информационных технологий, компьютеризация всей системы  управления предприятием. В теории и практике менеджмента активное использование такой инновации как контроллинг становится в этих условиях объективно необходимым.

В современных условиях информатизации и компьютеризации  бизнеса контроллинг превращается в один из наиболее эффективных инструментов управления, в наибольшей степени соответствующий задачам и требованиям сегодняшнего дня. Система контроллинга активно содействует своевременному выявлению и устранению возникающих трудностей бизнеса, повышению его рентабельности и результативности.

Применение контроллинга оказывает огромное воздействие  на практическую реализацию всех основных функций менеджмента. Это касается планирования и прогнозирования, организации, координации, контроля.

Контроллинг обеспечивает рост квалификации как руководства, так и всего персонала организации, поскольку побуждает на деле применять новые методы, современные знания, инновации для решения стоящих перед бизнесом проблем.

Практическое применение системы и инструментария контроллинга ведет к повышению качества и эффекта деятельности не только отдельных звеньев, подразделений и служб предприятия, но и всей его системы в целом, открывая большие конкурентные преимущества перед теми, кто к контроллингу пока не прибегает.

Наибольший эффект применения контроллинга обеспечивает его комплексное применение по всем функциям управления. Однако научно обоснованная комплексно-интегрированная программа контроллинга в практике деятельности отечественных организаций пока не разработана, а в зарубежных компаниях встречается крайне редко. Как правило, контороллинг охватывает реализацию отдельных функций или их различных сочетаний.

С помощью контроллинга реально успешно решать большинство  финансовых проблем, в частности, укрепление платежной дисциплины структурных  подразделений предприятия, формирование центров прибыли и внедрение бюджетирования, повышение качества управления затратами, регулирование денежных потоков организации, устранение неконтролируемой дебиторской задолженности, пополнение оборотных средств, укрепление платежной дисциплины и т.д.

Контроллинг обеспечивает прозрачность производимых расходов и  определение их экономически оправданной  величины.

Контроллинг обеспечивает оперативность получения информации о движении денежных потоков и  быстрого внесения необходимых изменений в финансовую политику и действия предприятия.

Информация о работе Международный контроллинг в условиях глобализации