Международный контроллинг в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

На предприятии контроллинг выполняет различные функции: постановка целей, текущий сбор и обработка информации для принятия управленческих решений, осуществление функций оперативного контроля отклонений фактических показателей деятельности предприятия от плановых, их оценка и анализ, а также создание возможных вариантов управления, позволяющих в итоге оптимизировать затраты и финансовые результаты.

Содержание

Введение
1. Контроллинг и его место в системе управления и информационное обеспечение деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность управленческой информации
1.2 Контроллинг как функция управления и его информационное обеспечение
2. ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
2.1 Выявление проблемных мест контроллинга
Выводы

Работа содержит 1 файл

международный менеджмент.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

Для этапа реализации товаров характерны различные уровни и степень концентрации деловой информации, отнесенной к  коммерческой тайне, в зависимости  от стадий существования товаров  на рынке (внедрение, рост, зрелость, насыщение  и спад), которые, по образному выражению Ф. Котлера, образуют жизненный цикл не только конкретных изделий, но и их групп (классов товаров).

На предприятиях с различными формами  собственности и отраслевой принадлежностью  накапливается и циркулирует  коммерчески значимая технологическая  и деловая информация, характеризующая внутреннее состояние организации и охраняемая в режиме "коммерческая тайна" и внешнюю среду - о состоянии рынка, репутации фирм-конкурентов, потенциальных потребителях и т.д.

В данном случае можно говорить об определенных элементах информационной системы, дающей представление о внешней среде предприятия.

Речь идет, во-первых, о репутации  предприятия, которая оценивается: 1) по качеству, цене и другим показателям  произведенных и реализованных  товаров, выполненных работ и оказанных услуг; 2) по уровню профессиональной подготовленности персонала, ответственности и т.д. Во-вторых, об информации о потребителях, у которых различное представление о потребительских свойствах товаров, качестве выполняемых работ и оказываемых услуг. В-третьих, об ограничениях, устанавливаемых государством в сфере конкретной предпринимательской деятельности, и их учете при осуществлении производства и реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг. В-четвертых, информация о конкурентах включает данные о рыночных ценах, скидках, условиях договоров, спецификациях, доле конкурента на рынке и тенденциях ее изменения, общем объеме сбыта данного товара, аналогичных выполняемых работах и оказываемых услугах, стратегических планах конкурентов по проведению маркетинговых исследований и рекламы, о сильных и слабых позициях отдельных конкурентов.

Как известно, конкуренция представляет собой процесс, в котором хозяйствующие  субъекты, независимо действующие на рынке, ограничивают друг друга в  возможностях установления контроля за созданием условий на рынке5. Конкуренцию следует признавать добросовестной в том случае, если нет барьеров для вхождения хозяйствующего субъекта на рынок, а цены свободно определяются спросом и предложением. Недобросовестной конкуренцией признаются действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат нормам действующего законодательства, обычаям делового оборота и могут причинить убытки другим предприятиям, в т.ч. и в виде причинения ущерба их деловой репутации.

При получении информации о внешней  среде предприятия руководствуются  определенными принципами. В частности, четко определяется цель получения  конкретного вида информации, какие  силы и средства следует при этом задействовать, уточняются критерии оценки достоверной и полезной информации. На предприятии в процессе его функционирования создается система накопления, обработки и систематизации КЗИ о его внутреннем состоянии и внешней среде, а также определяется порядок доведения такой информации до потребителей из числа работников предприятия и третьих лиц. Названные принципы с учетом основных направлений деятельности предприятия, предложений менеджеров, маркетологов и персонала структурных подразделений составляют основу для разработки программы получения информации о внешней среде. В программе определяются обязанности лиц по сбору, накоплению, обработке, анализу и предоставлению коммерчески значимой информации. Для участия в этой работе привлекаются не только сотрудники специализированного подразделения, но и работники службы маркетинга, отдела снабжения, финансового отдела, торговые агенты, продавцы и другие работники, непосредственно работающие с представителями конкурирующих предприятий и покупателями. Составляется перечень сведений коммерческого характера, которые необходимы для оценки состояния рынка и деятельности конкурентов. В программе уточняются методики, которые следует использовать для оценки и систематизации коммерческой информации; возможные источники информации; методы законного получения информации о конкурентах.

 

1.2 Контроллинг как функция  управления и его информационное  обеспечение

 

Контроллинг – это информационно-аналитическая поддержка принятия решений в менеджменте. В свою очередь, информационные системы управления являются компьютерной поддержкой контроллинга. Контроллинг, в свою очередь, является основным поставщиком информации для управления предприятием. Цель информационной поддержки контроллинга – обеспечить руководство информацией о текущем состоянии дел предприятия и спрогнозировать последствия изменений внутренней или внешней среды6. Основные задачи контроллинга согласно7 представлены в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1 Основные задачи контроллинга

Виды контроллинга

Основные  решаемые задачи

Контроллинг в системе управления

Целевая задача стратегического контроллинга – обеспечение продолжительного успешного функционирования организации. Основная задача оперативного контроллинга – обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия

Финансовый контроллинг

Поддержание рентабельности и обеспечение  ликвидности предприятия

Контроллинг на производстве

Информационное обеспечение процессов  производства и управления

Контроллинг маркетинга

Информационная поддержка эффективного менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов

Контроллинг обеспечения ресурсами

Информационная обеспечение процесса приобретения производственных ресурсов, анализ закупаемых ресурсов, расчет эффективности  работы отдела снабжения

Контроллинг в области логистики

Текущий контроль за экономичностью процессов складирования и транспортировки  материальных ресурсов


 

Сравним (в соответствии с табл.1.2) основные задачи, которые решают ИСУП и контроллинг.

 

Таблица 1.2 Сравнение задач ИСУП и контроллинга

Задачи ИСУП, решаемые для:

Задачи контроллинга, решаемые

Руководства предприятия

Контроллингом в системе управления

Финансово-бухгалтерских служб

Финансовым контроллингом

Управления производством

Контроллингом на производстве

Служб маркетинга

Контроллингом маркетинга

Служб сбыта и снабжения

Контроллингом обеспечения ресурсами

Служб складского учета

Контроллингом в области логистики


 

Из табл. 1.2 видно, что задачи ИСУП, решаемые для каждого уровня управления и службы предприятия, соответствуют задачам, решаемым контроллингом в той или иной сфере деятельности предприятия (а именно, контроллингом в системе управления, финансовым контроллингом и т.д.).

Если рассматривать  структуру ИСУП, то можно выделить 5 основных модулей, которые присутствуют в каждой информационной системе. Это финансово-экономическое управление, бухгалтерия и кадры, склад, производство, торговля (сбыт).

 

1.3 Информационные системы и  технологии в организации управленческой  деятельности предприятия

 

Информационные технологии организации служат стратегическим целям бизнеса, используются для управления деятельностью структур и объектов, финансовыми, информационными, материальными потоками, рабочими местами и коллективами людей.

Спрос на информацию и  информационные услуги в сфере экономики и управления обеспечивает развитие, распространение и все более эффективное использование информационных технологий (ИТ). Создание современных технологий немыслимо без использования разнообразных технических средств и в первую очередь компьютеров.

Стратегические цели информационных технологий — обеспечить развитие бизнеса, его управляемость  и качество, конкурентоспособность, снижение стоимости выполнения бизнес-процессов.

Информационная технология — это системно-организованная последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации. Операциями являются элементарные действия над информацией. К типовым технологическим операциям относят: сбор и регистрацию информации, ее передачу, ввод, обработку, вывод, хранение, накопление, поиск, анализ, прогноз, принятие решений (рис. 1.1)8. Средства и методы автоматизации включают технику, программы, способы и подходы в организации информации, информационных систем и технологий, в обслуживании пользователей.

 

Рис. 1.1 – Состав процедур и операций информационной технологии9

 

Технологии различаются  составом и последовательностью  операций, степенью их автоматизации (долей  машинного и ручного труда), надежностью  их выполнения. Надежность реализуется  качеством выполнения основных операций и наличием разнообразного их контроля. Кроме того, организация информационных технологий определяется рядом факторов и критериев. Главные из них – объемы информации, срочность и точность ее обработки, структурные и предметные особенности объекта, управления, соответствие временным регламентам взаимодействия производственных процессов и их элементов.

Для удобства проектирования и управления технологические операции объединяют в процедуры или этапы  обработки и преобразования, т.е. в более укрупненные элементы технологического процесса. Например, процедура сбора и регистрации первичной информации включает ее доставку, сбор, передачу регистрацию на машинном носителе или бумаге, ввод в систему, контроль ввода. При этом должны быть обеспечены достоверность, полнота и своевременность процедуры. Особенность процедуры в ее низкой степени автоматизации, так как может присутствовать клавиатурный ввод, который отличается большими трудозатратами и ошибками.

Процедура передачи информации включает кроме самой передачи операции ввода данных в систему, в сеть, преобразования из цифровой формы в аналоговую и наоборот, операции вывода сообщений, контроль ввода и вывода, защиту данных. Отличается эта процедура способами передачи (почта, каналы связи, транспортные средства), разнообразием средств передачи, организацией процесса передачи. Высокая степень автоматизации этой процедуры достигается дорогими способами, но технология в целом становится более эффективной.

Процедуры обработки  информации являются главными в информационных технологиях. Остальные процедуры носят вспомогательный характер. Процедуры обработки включают: операции ввода информации в систему, ввода, обработки, вывода результатов, отображения результатов и их контроля. Все операции выполняются автоматически.

Обработка отличается разнообразием  видов и форм представления информации: символы, текст, таблицы, базы данных, изображения, сигналы и т.д. Принципы, методы и  средства организации информации порождают  разнообразие современных технологий. Например, технологии мультимедиа, нейрокомпьютерные технологии, распределенные и сетевые технологии и др. Результатом процедур обработки является информационное обслуживание пользователей для различных аспектов управления.

В составе процедуры  выполняются операции хранения, запроса, поиска данных, контроля поиска, выдачи информации, формирования или отображения сообщения, контроля выдачи и отображения.

Процедура анализа, прогноза, принятия решений — это наиболее сложная, интеллектуальная процедура  выполняется человеком на базе подготовленных данных, знаний, их моделей, правил работы со знаниями и моделями, альтернативных решений.

Процедуры обработки  могут различаться в зависимости  от форм и видов представления  данных. Организация обработки цифровой, символьной, текстовой, табличной информации, в виде баз данных, сигналов, речи, звуков, документов, изображений имеет свои особенности и специфику, которые должны быть известны пользователю-экономисту. Варианты видов обработки показаны на рис. 1.2. В экономической деятельности наиболее распространено цифровое и буквенное отображение информации в различных вариантах и сочетаниях: документы, тексты, таблицы, файлы, базы данных и др. В информационных технологиях экономической деятельности, так же как в телевидении, кино-, мультимедийных технологиях, широко используются изображения, речь, звуки, сигналы и т.д.

 

 

Рис. 1.2 – Обработка  информации и ее виды10

 

2. ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

 

2.1 Выявление проблемных мест  контроллинга

 

Первая группа проблем связана с разработкой современной концепции контроллинга. Анализ десятков определений контроллинга, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами, его принципиально новой роли в современной инновационной экономике, позволяет определить его как ориентированную на достижение поставленных целей интегрированную инновационную систему, основанную на компьютерных технологиях, обеспечивающую постоянный информационно-аналитический мониторинг принятия и выполнения управленческих решений и осуществляющий корректировку системы планов и методов их реализации по оптимизирующим программам в заданных временных и пространственных параметрах в режиме он-лайн.

Анализ практики свидетельствует  о том, что внедрение контроллинга практически гарантирует успешную реализацию всех функций менеджмента. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что контроллинг содействует оптимизации организационно-функциональной структуры компании, определяя функциональное назначение и вертикально-горизонтальные связи основных структурных подразделений каждого филиала и дочерней компании, участвующих в бизнесе. В рамках этого процесса совершенствуется схема управления и распределения функций между службами подразделений. Формализуется и финансовая схема компании – предоставляется описание услуг, оказываемых линейными подразделениями компании друг другу и внешним контрагентам, осуществляется построение схем.

Современному менеджеру  приходится принимать решения, исходя из огромного количества информации, которую невозможно в полной мере и в нужные сроки правильно оценить. Решение этой проблемы обеспечивает контроллинг, посредством которого все необходимые менеджменту данные практически поступают по востребованности11.

Информация о работе Международный контроллинг в условиях глобализации