Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:05, курсовая работа
На предприятии контроллинг выполняет различные функции: постановка целей, текущий сбор и обработка информации для принятия управленческих решений, осуществление функций оперативного контроля отклонений фактических показателей деятельности предприятия от плановых, их оценка и анализ, а также создание возможных вариантов управления, позволяющих в итоге оптимизировать затраты и финансовые результаты.
Введение
1. Контроллинг и его место в системе управления и информационное обеспечение деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность управленческой информации
1.2 Контроллинг как функция управления и его информационное обеспечение
2. ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
2.1 Выявление проблемных мест контроллинга
Выводы
Контроллинг превращается в философию и образ мышления руководителей предприятий и организаций, ориентированных на стабильное, успешное развитие бизнеса на перспективу. Ключевые задачи, которые менеджмент решает с помощью контроллинга: оптимизация управления всеми структурами предприятия на базе комплексной компьютерной компьютеризации; совершенствование систем планирования, контроля и анализа; применение эффективной системы учета операций и достигнутых результатов; повышение квалификационного уровня персонала; обеспечение заинтересованности работников в постоянном улучшении результатов деятельности предприятия; формирование условий для стабильного и эффективного бизнеса.
Вторая группа проблем связанна с исследованием контроллинга в качестве ключевого звена современного менеджмента. Анализ практики внедрения инновационных технологий свидетельствует, что одним из основных направлений развития системы управления предприятием в целях обеспечения его конкурентоспособности в настоящее время может служить разработка и применение концепции контроллинга, выступающая стержнем, вокруг которого объединяются основные элементы организации и управления деятельностью предприятия в современных условиях, а именно:
• все категории бизнес-процессов и их затраты;
• центры ответственности предприятия;
• системы планирования и бюджетирования, формируемые на основе центров ответственности предприятия;
• система управленческого учета;
• система стратегического
• информационные потоки (документооборот), позволяющий оперативно фиксировать текущее состояние выполнения бюджетов центров ответственности;
• мониторинг и анализ результатов
финансово-хозяйственной
• выявление причин отклонений и формирование управляющих воздействий в рамках центров ответственности.
Контроллинг может обеспечить выполнение управленческих функций всех вместе, каждой в отдельности и в их различных сочетаниях. При разработке ключевых плановых заданий (планов продаж, инвестиций и т.д.) служба контроллинга координирует отдельные планы по времени и содержанию; проверяет представленные планы с точки зрения возможности их реализации и на этой основе формируется годовой план предприятия. Контроллер рекомендует, как и когда планировать, а главное, оценивает возможности выполнения всего намеченного плановой программой. Он же контролирует и претворение ее в жизнь, вносит коррективы в планы в соответствии с изменениями рынка
Благодаря своей информационной базе контроллинг участвует в формировании цен на продукцию и определении выгодных условий их реализации, уровня скидок и наценок для расчета ожидаемых затрат и финансовых результатов, налоговых платежей и создаваемых резервов. С помощью контроллинга проверяется эффективность разных вариантов инвестиций до их осуществления, оценивается их рациональность, моделируются различные условия реализации избранного проекта, дается оценка реально достигнутого по его завершении. Контроллинг оказался эффективным в разных отраслях экономики: в страховом и банковском деле, в торговых предприятиях, авиакомпаниях, в рекламном и издательском бизнесе12 и т.д.
Контроллинг способен оказывать большую помощь менеджерам в решении проблем, возникающих перед ними. Многие из них обозначаются весьма нестандартно, своеобразно. Это относится в частности к проблеме оценки бизнеса. Все чаще отмечается необходимость «использовать оценку стоимости для принятия лучших решений»13.
Задачами контроллинга становятся не только финансовые результаты и обеспечение необходимой информацией для обоснования управленческих решений, но и сосредоточение на долгосрочных денежных потоках, оценка результатов деятельности компании, исходя из стоимостных показателей, с точки зрения инвестирования денежных средств.
В современных условиях самым прибыльным, а потому и особо привлекательным, становится вложение денежных капиталов для разработки высоких технологий и сервиса. Это определяет быструю окупаемость вложенных денежных ресурсов, уменьшает зависимость от обеспечения сырьем, открывает возможности захвата новых сегментов рынка предлагаемых товаров и услуг.
Участие контроллинговых программ в определении эффективности вложения денежных капиталов получает свое развитие.
Современные информационные технологии становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ. Об этом, в частности, свидетельствуют данные табл. 2.1.14.
Таблица 2.1. Цели и результаты управления на основе инноваций
Показатель |
Количество компаний с успешными результатами, % |
Рост удовлетворения запросов потребителей |
78 |
Повышение степени удовлетворения пожеланий сотрудников |
60 |
Инновации в производстве и сервисе |
59 |
Повышение рентабельности |
56 |
Рост годового дохода |
52 |
Содействие потребителей в достижении позитивных результатов |
45 |
Сокращение текучести кадров |
37 |
Снижение потребительских цен |
36 |
Ускорение выхода на рынок новых продуктов и услуг |
30 |
Интеграция всех операций в единое целое осуществляется информационными системами. Организация становится совокупностью микроэлементов гибких производственных систем, взаимодействующих и управляемых электронным путем. Компьютеризация обеспечивает гибкость, при которой продукция может быть изготовлена по заказу для удовлетворения индивидуальных требований клиентов. Возможности новых технологий позволяют перейти от внешнего контроллинга к внутреннему, к самоконтролю работника15.
Процессы глобализации
и интернационализации
В отдельных государствах
наиболее интенсивно используются одни
положительные стороны
Необходимо подчеркнуть, что и в странах Запада, в том числе Европейского Союза, до сих пор нет четкого и общепризнанного представления о содержании системы контроллинга. В то же время спор о том, нужен контроллинг или нет, решен давно, поскольку уже в 1974 г. свыше 90% крупных европейских предприятий, обладали институционально обособленным подразделением контроллинга. Сегодня же основная часть средних и множество мелких предприятий страны также ввели у себя соответствующую службу.
В то же время применение практического инструментария контроллинга на разных предприятиях существенно различается. По-разному построена и организационная основа подобных служб. Имеющиеся на большинстве германских предприятий службы контроллинга в первую очередь занимаются учетом и анализом затрат, а также результатов финансовой и хозяйственной деятельности. Конкретные фактические данные для анализа предоставляются службе контроллинга бухгалтерией. Статистические материалы, данные плана и результаты сравнения фактических значений показателей с плановыми величинами контроллер получает от плановой и финансовой служб предприятия. На базе проведенных расчетов контроллер предлагает высшему руководству фирмы рекомендации по сокращению затрат, увеличению прибыльности, рентабельности производства и сбыту. На основе подобных рекомендаций осуществляется выбор наилучшего управленческого решения из числа имеющихся альтернатив.
Четвертая группа проблем непосредственно связана с определением основных направлений развития практического потенциала контроллинга. Применение инструментов контроллинга позволяет предприятиям добиваться высоких результатов, прежде всего в таких областях, как планирование, прогнозирование, инвестиционная привлекательность, инновационная деятельность, финансовые результаты.
Приведенные данные свидетельствуют, что и в зарубежных организациях, и в отечественных, промышленных, кредитных и иных внедрение систем контроллинга открывает возможность для решения совокупности бизнес-проблем, включая повышение уровня инвестиционной привлекательности почти до 40%, эффективности оборота документов – более чем до 27%, увеличения открытости компании – до 24%, финансовой устойчивости – до 20% и оптимизации системы планирования – максимально до 25%. Благодаря контроллингу удалось задействовать дополнительные резервы бизнеса, обеспечивая его прирост до 12–13,5%. Хотя средние показатели в 2–3 раза ниже максимально достигнутых, тем не менее, важно, что у 20 компаний по всем анализируемым показателям имеется позитивная динамика. Это подтверждает вывод, что использование потенциала контроллинга в самых различных отраслях и практически во всех случаях дает весомый положительный результат.
В рамках пятой группы проблем можно выделить проблему внедрения в практику промышленных компаний инструментов контроллинга, а также проблему повышения эффективности использования контроллинга промышленными предприятиями в РФ. Контроллинг обычно реализуется на предприятиях в рамках традиционных функций планирования и контроля на базе структурированной информации. Проблема конкретной организации заключается в вопросах, какое новое содержание придать этим функциям и какой должна быть информация, необходимая для подготовки и принятия управленческих решений.
Практика доказала, что
для того чтобы потенциал контроллинга
проявился в полной мере, нужна
системная подготовка предприятия,
всего его персонала к
Успех внедрения системы контроллинга обычно обусловлен не только привлечением высококвалифицированных специалистов в данной области, но и, прежде всего, подготовкой и переподготовкой значительной части персонала, что обеспечивает повышение профессиональной подготовки, а также способствует росту производительности труда, развитию новаторства и рационализаторства.
Наибольший эффект внедрения контроллинга приносит активное использование корпоративных информационных систем, в частности ERP, обеспечивающих для него информационную базу.
Шестая группа проблем связана с изучением финансовых аспектов контроллинга, роли бюджетирования в системе контроллинга. Новые подходы в менеджменте кардинально изменяют структуру управления организацией: от линейно-функциональной к процессно-ориентированной через выстраивание системы бизнес-процессов, определяющих прямую зависимость между входящими ресурсами, принятой технологией и требованиями клиентов. Принцип формирования бюджетных центров ответственности призван соответствовать требованиям процессно-ориентированной организации управления.
Эффективность деятельности центров финансовой ответственности во многом зависит от правильности выбора и расчета установленных индикаторов. В традиционных бюджетах высокий удельный вес занимают косвенные расходы, прогнозный расчет которых достаточно сложен и не вполне корректен, поскольку основывается, как правило, на эмпирической корреляции.
Анализ практики использования контроллинга свидетельствует о возможности его энергичного воздействия на состояние и динамику финансов предприятия при условии обеспечения необходимых основ для его развития и постоянного совершенствования.
Седьмая группа проблем связана с исследованием учетного базиса контроллинга. Система контроллинга является стержнем, вокруг которого объединяются все основные элементы организации и управления деятельностью предприятия (рис. 2.1.).
Информация о работе Международный контроллинг в условиях глобализации