Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:28, курсовая работа
Тема данного курсового проекта является весьма актуальной пока на рынке товаров и услуг фигурируют различные фирмы-производители, борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов.
Цель курсовой работы – изучение методик выявления и оценки конкурентных преимуществ предприятия.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Методы выявления и оценки конкурентных преимуществ предприятия…
……………………………………………………………………………………5
1.1 Сущность конкурентного преимущества предприятия………………….5
1.2 Методы выявления и оценки конкурентных преимуществ предприятия…
……………………………………………………………………………………7
1.3 Матрица McKinsey…………………………………………………………..13
1.4 SWOT-анализ………………………………………………………………..16
1.5 Методики, основанные на количественной оценке конкурентоспособности………………………………………………………...19
2. SWOT-анализ деятельности дестрибьютера ООО «Кока-Кола»…………21
Заключение………………………………………………………………………24
Библиографический список……………………………………………………..26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Ивановская государственная текстильная академия»
(ИГТА)
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: « Менеджмент»
На тему « Методы выявления и оценки конкурентных преимуществ организации »
Выполнил студент
факультета экономики и
управления, группы 4э1
Ф.И.О. Емелин М.С.
Иваново 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Методы выявления и оценки конкурентных преимуществ предприятия…
………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
1.4 SWOT-анализ…………………………………………………
1.5 Методики, основанные
на количественной оценке конкурентоспособности………………………
2. SWOT-анализ деятельности дестрибьютера ООО «Кока-Кола»…………21
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..26
Введение
В современных рыночных условиях необходимо уделять особое внимание конкурентоспособности фирмы. Конкуренция – одна из главных черт рыночного хозяйства, обеспечивающая творческую свободу личности, создающая условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
С момента создания и в процессе функционирования каждый товаропроизводитель, промышленная компания, коммерческая фирма поставлены перед необходимостью решения проблемы обеспечения конкурентоспособности.
К важным конкурентным преимуществам относятся: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстрого реагирования на меняющиеся требования и условия рынка) и др. Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных сегментах этого рынка.[2]
В рыночной экономике конкурентоспособность является решающим фактором коммерческого успеха предприятия. Это многоаспектное понятие, означающее и соответствие товара условиям рынка, и требованиям потребителей, и различным условиям его реализации, и уровня затрат потребителя за период эксплуатации.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что конечная цель любого предприятия – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет – зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других предприятии.
Тема данного курсового проекта является весьма актуальной пока на рынке товаров и услуг фигурируют различные фирмы-производители, борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов.
Предметом исследования являются методы выявления и оценки конкурентных преимуществ предприятия.
Цель курсовой работы – изучение методик выявления и оценки конкурентных преимуществ предприятия.
1. Методы выявления и оценки конкурентных преимуществ предприятия
Конкурентное преимущество (КП) — это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей. КП создаются уникальными осязаемыми и неосязаемыми активами, которыми владеет предприятие, теми стратегически важными для данного бизнеса сферами деятельности, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Основой конкурентных преимуществ, таким образом, являются уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса. Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу деловой (конкурентной) стратегии предприятия.[6]
В историческом аспекте теория конкурентных преимуществ пришла на смену теории сравнительных преимуществ. Сравнительные преимущества, лежащие в основе конкурентоспособности страны или фирмы, определяются наличием и использованием находящихся в изобилии факторов производства, таких, как трудовые и сырьевые ресурсы, капитал, инфраструктура и т. д. Но по мере развития технологических инноваций и глобализации бизнеса изменяется структура международной конкуренции и на смену сравнительным преимуществам приходит новая парадигма — конкурентные преимущества.
Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. При определении КП важно ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые. Иначе может оказаться, например, что предприятие считает себя известным на местном рынке и не тратит средств на рекламу, а потребители не имеют информации об этом предприятии. Такая ситуация характерна для многих российских предприятий.
Главное требование — отличие от конкурентов должно быть реальным, выразительным, существенным. Б. Карлоф отмечает, что, «к сожалению, слишком легко заявить о наличии у себя конкурентных преимуществ, не дав себе труда проверить, соответствуют ли эти предполагаемые преимущества потребностям клиентов... В результате появляются товары с вымышленными преимуществами». Фирма должна иметь несколько (четыре-пять) конкурентных преимуществ, которые необходимо защищать. Средствами защиты конкурентных преимуществ могут быть:
• монополия (на российском рынке это, например, монополия в сфере коммунальных услуг);
• патенты, ноу-хау (например, рецепты изготовления напитков), секретность;
• доступ к источникам сырья или коммуникациям (газовая отрасль в России) и т. д.
Говоря о преимуществе предприятия, также следует сказать, о рыночном потенциале предприятия, который является комплексом возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество и выполнение поставленных целей.
Потенциал предприятия складывается из следующих элементов:
• доли, занимаемой фирмой на рынке;
• производственных и торгово-сбытовых мощностей;
• товарных ресурсов товаров определенного качества;
• товарооборота и его ассортимента за определенный период;
• прибыли и рентабельности за определенный период;
• инвестиционного потенциала, окупаемости инвестиций и результатов инновационной деятельности; затрат времени на проектирование нового товара;
• научно-технического потенциала (наличия ноу-хау), состояния НИОКР;
• финансово-кредитных ресурсов;
• трудового потенциала и его эффективности;
• средней длительности
жизненного цикла товаров предприятия/
• уровня сервиса;
• наличия известных дистрибьюторов, имиджа фирмы или ее марки, доброго имени (репутации) предприятия/фирмы.[7]
1.2 Методы выявления и оценки конкурентных преимуществ предприятия
Подходы к оценке факторов конкурентоспособности изменялись на протяжении времени. Отдельные исследователи выделяют три этапа в истории определения уровня конкурентоспособности:
1) в период домонополистического
капитализма уровень
2) в период монополистического
капитализма и государственно-
3) на современном этапе уровень
конкурентоспособности
К оценке конкурентоспособности фирм и компаний в промышленно развитых странах применяют разные подходы. Один подход к оценке учитывает резервы в использовании факторов производства. Другой – стоимость конкретных факторов производства в конкретной стране. Третий – эффективность использования потенциала компании. Четвертый – эффективность производственно-сбытовой деятельности. Пятый – усилия в области повышения качества товаров и т. д. Как будто перечисленные аспекты не нужно анализировать одновременно, системно, комплексно.
Существующие методики оценки конкурентоспособности предприятия можно условно разделить на две группы:
1) методики, основанные на качественном анализе конкурентоспособности;
2) методики, основанные на количественной оценке конкурентоспособности.
Среди наиболее распространенных методик первой группы следует выделить модели «Бостонской консалтинговой группы», матрицу McKinsey, SWOT-анализ, их аналоги и комбинации. Сравнительный анализ преимуществ и недостатков этих методик, детальное сопоставление описанных в научной литературе результатов их применения позволили сделать вывод о некоторых присущих им ограничениях. В частности, в моделях McKinsey и SWOT-анализа предлагается выбирать стратегию предприятия по результатам детального анализа всего комплекса элементов, характеризующих его позицию на рынке. При этом оценка влияния указанных элементов имеет описательный качественный характер, вследствие чего снижается объективность оценки конкурентоспособности и выбора стратегических альтернатив.[8]
Во второй группе методик, позволяющих количественно оценить уровень конкурентоспособности, следует выделить: метод рангов, баллов, суммы мест, сравнительных преимуществ, оценки рыночной доли, метод, основанный на теории эффективной конкуренции и метод, основанный на экспертных оценках. Несмотря на подобную многоаспектность методик оценки уровня конкурентоспособности система формирования показателей конкурентоспособности требует совершенствования в силу следующих причин:
1) большинство методов дают недостаточно объективную оценку конкурентных позиций предприятий на рынке, поскольку не учитывают важные экономические параметры деятельности предприятий, в частности, эффективность хозяйственной деятельности, финансовое состояние предприятия (метод, базирующийся на определении рыночной доли, метод баллов), а согласно общепризнанной теории конкурентных преимуществ М. Портера, именно эффективность использования ресурсов предприятия является главным показателем уровня конкурентоспособности;
2) некоторые методы не позволяют оценить конкурентоспособность в динамике (методы баллов, рангов, сравнительных преимуществ, рыночной доли), хотя это является весьма актуальным из-за значительной нестабильности рыночной среды;
3) отдельные методы
не позволяют оценить
4) некоторые из перечисленных
методов (метод рангов, суммы мест)
рекомендуют все элементы
Информация о работе Методы выявления и оценки конкурентных преимуществ организации