Методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Метод управления — это метод воздействия субъекта управления на объект управления по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Система управления представляет собой совокупность научных подходов, функций и методов управления, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемой услуги, организации и т.д. на внешнем или внутреннем рынках.

Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем качества выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления.

Содержание

Методы управления и их классификация.....................................................4
Характеристика методов управления..................................................4
Методы принуждения...........................................................................8
Методы побуждения.............................................................................13
Методы убеждения...............................................................................17
Конфликты и способы их разрешения..........................................................19
Резюме..............................................................................................................22

Список используемой литературы.................................................................23

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

      При государственном регулировании  экономики управляющее воздействие  направляется сверху вниз в виде предписывающих законодательных актов, указов Президента, постановлений Правительства и т.д. Обратные связи, идущие снизу вверх, содержат в основном информацию об исполнении законодательных и нормативных актов. Директивное управление является неизбежным условием функционирования армии, милиции, служб безопасности, пожарных служб. Это жесткое управление, которому не свойственны либерализм и демократизм.

      Государственное регулирование экономики должно осуществляться по следующим направлениям, отраслям и проблемам:

- социальная политика;

- повышение конкурентоспособности страны;

- экономия ресурсов;

- здравоохранение;

- развитие науки и образования;

- развитие финансовой системы;

- развитие систем управления (менеджмента);

- экосистема;

- развитие народного хозяйства по отраслям;

- развитие информатики;

- развитие правовой системы;

- стратегия выхода России из кризиса и др.

      Для решения проблем по перечисленным  направления должны разрабатываться  федеральные программы на ближайшие  годы и на перспективу (до 20 лет).

      Государственное регулирование экономики на уровне организаций (фирм, корпораций, унитарных предприятий и т.д.) осуществляется при помощи следующих методов и инструментов:

• формирование государственной политики регулирования  ценообразования;

• формирование системы государственных заказов  на выпуск товаров;

• контроль эффективности приватизации государственной собственности;

• формирование государственной финансовой, кредитной, налоговой и таможенной политики и контроль ее реализации на уровне организации;

• сертификация товаров и услуг;

• регулирование  заработной платы на государственных предприятиях и в учреждениях;

• выделение  организации субсидий, льготных кредитов, квот и других льгот;

• государственная  поддержка инновационной деятельности организаций, сбыта продукции на внешнем рынке, формирования совместных предприятий, лизинговых фирм, холдинговых структур и др.

      Стандартизация  и сертификация

      Принятый  в 1993 г. Закон Российской Федерации "О стандартизации" предусматривает установление норм, требующих введения на территории России единого механизма реализации государственной политики в области стандартизации.

      Стандартизация, как деятельность по установлению норм, правил и характеристик, осуществляется в целях обеспечения:

• безопасности продукции, работ и услуг для  окружающей среды, жизни, здоровья и  имущества;

• технической  и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;

• качества продукции, работ и услуг в  соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

• единства измерений;

• экономии всех видов ресурсов;

• безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

• обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

      К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации, относятся:

• международные стандарты (МС);

• стандарты  Евросоюза (EN);

• государственные  стандарты СНГ (ГОСТ);

• государственные  стандарты России (ГОСТ Р);

• региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации (РСТ);

• стандарты  отраслей (ОСТ);

• стандарты предприятий, фирм, организаций и др. (СТП).

      На  территории Российской Федерации обязательным для исполнения является ГОСТ РФ.

      В том же 1993 году был принят Закон  РФ "О сертификации продукции  и услуг".

      Сертификация  как деятельность по подтверждению  соответствия продукции, услуг и иных объектов осуществляется в целях:

- создания условий для деятельности хозяйствующих объектов различных форм собственности на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждения показателей качества продукции, заявленной изготовителем.

      Контроль  выполнения организациями, предприятиями  и другими системами целей  стандартизации и сертификации осуществляют федеральные и региональные органы под руководством Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России). Методическое руководство этой работой осуществляет ВНИИ сертификации. Контроль выполнения требований стандартизации и сертификации по сути относится к методу принуждения как одному из методов управления.

      Мониторинг  экосистемы

      Мониторинг  экосистемы — постоянное непрерывное наблюдение за объектами; оценка и анализ их экологических параметров, характеризующих воздействие на окружающую природную среду, флору и фауну, здоровье человека, разработка и контроль выполнения программ (планов) обеспечения экологичности функционирующих и выпускаемых организациями объектов.  Мониторинг—это наблюдение, оценка и доведение нормативов параметров экосистемы.

      Проблемы  в области сохранения экосистемы:

- регулирование народонаселения;

- сохранение почвенной экосистемы;

- развитие биотехнологии, применение солнечной энергии;

- регулирование кругооборота воды;

- борьба с атмосферными загрязнениями;

- борьба с вредителями;

- сокращение применения пестицидов;

- применение безотходной технологии, переработка отходов;

- повышение качества (прежде всего экологичности и надежности) выпускаемой продукции и т.д.

      Законодательство  по охране окружающей природной среды (ОПС) включает законы, стандарты, правила, положения, инструкции и др. нормативные акты, действующие на различных уровнях управления.

      Главным из них является Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", принятый 19.12.91. Он регламентирует права и  обязанности граждан, предприятий, организаций и учреждений по вопросам обеспечения экологичности объектов на всех стадиях их жизненного цикла, меры ответственности за несоблюдение нормативов и правил в области сохранения экосистемы.

      Надзор  за соблюдением закона осуществляет Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте РФ совместно с Министерством сельского хозяйства РФ.

      Нормативно-методическое регулирование системы  управления организацией

      Нормативно-методическое регулирование системы управления организацией также относится к  методу принуждения коллектива или индивидуума к соблюдению оговоренных заранее и зафиксированных в документах норм, правил и требований.

      В состав документов по нормативно-методическому  регулированию системы управления организацией входят: стандарты предприятия, методики, положения, инструкции и другие документы внутреннего применения, обязательные для соблюдения, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные и введенные в действие руководством организации (вышестоящей организацией) и действующие в рамках структуры, утвердившей документ.

      Нормативные документы организации должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи  компонентов всех подсистем системы  менеджмента конкретной организации, в отличие от законодательных  актов, имеющих обязательную силу для всей страны или ее субъектов.

      Планирование, учет и контроль

      Как методы и способы принуждения  планирование, учет и контроль являются основными. В конечном счете, в программах и планах всех уровней управления закладываются важнейшие нормы, нормативы, параметры организации (системы) и выпускаемых ею товаров, требования к сохранению экосистемы и т.д. Учет и контроль выполнения плановых заданий завершают управленческий цикл развития любых систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Методы побуждения 

      Методы  принуждения — жесткие методы управления. Поэтому девизом централизованно-плановой системы хозяйствования был лозунг "План — это закон". Этот метод управления был основным. Методами побуждения и убеждения руководители пользовались в двух случаях из десяти. Жесткое планирование сверху (принуждение) на корню губило инициативу на местах. Централизованное планирование всего и вся в условиях приоритета государственной собственности и монополизма привело Россию и страны

СНГ к  нищете (сравнительные данные экономик промышленно развитых стран и России приведены в работе).

      Мы  не хотим сказать, что в условиях рыночных отношений планирование ушло в небытие. Наоборот, в этих условиях роль планирования возрастает в десятки  раз, но на основе других принципов  и методов. В условиях централизованно-плановой (административной) системы хозяйствования соотношение применяемых методов принуждения, побуждения и убеждения было примерно 8:1:1.

      С 1991 г. российская экономика путем  срочного проведения необоснованного  ряда мер (отпуска цен, ваучеризации, приватизации и др.) сделала "рывок" в рынок. Правовая система и экономическая стратегия перехода России на рыночные отношения не были разработаны. Все ветви власти посчитали, что "невидимая рука" без экономико-правовой субстанции сама приведет российскую экономику к расцвету. От свободы все были в состоянии эйфории. Упор был сделан на последнюю группу методов управления — методы убеждения на основе психологии. Соотношение методов управления стало 1:1:8 в пользу методов убеждения. Результаты такого ненаучного перехода к рыночным отношениям мы пожинаем сегодня.

      Рациональное  соотношение методов принуждения, побуждения и убеждения, на наш взгляд, примерно следующее: 4:4:2. Почему такое  соотношение?

      Методы  принуждения — субстанция управления. Низкое качество субстанции — законодательных и нормативных актов — приведет к низкому качеству последующих компонентов системы управления. Если Идеология, политика, право не будут иметь комплексного обоснования, у0 экономика и психология ничего не сделают в области развития любых систем. Субстанция управления должна быть высшего качества.

      Методы  побуждения нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности  товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития данной системы. Субстанцией методов побуждения является оптимизация управленческого решения и мотивация персонала на его реализацию. Это очень сложная работа, качество которой определяет эффективность систем. В условиях рыночных отношений конкуренция забавляет инвесторов и государство оптимизировать решения и мотивы в целях повышения качества жизни населения. Поэтому, на наш взгляд, роль методов побуждения в управлении эффективностью объектов оценивается примерно в 40% от совокупности факторов эффективности.

Информация о работе Методы управления