Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:18, контрольная работа
Метод управления — это метод воздействия субъекта управления на объект управления по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Система управления представляет собой совокупность научных подходов, функций и методов управления, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемой услуги, организации и т.д. на внешнем или внутреннем рынках.
Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем качества выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления.
Методы управления и их классификация.....................................................4
Характеристика методов управления..................................................4
Методы принуждения...........................................................................8
Методы побуждения.............................................................................13
Методы убеждения...............................................................................17
Конфликты и способы их разрешения..........................................................19
Резюме..............................................................................................................22
Список используемой литературы.................................................................23
При
государственном регулировании
экономики управляющее
Государственное регулирование экономики должно осуществляться по следующим направлениям, отраслям и проблемам:
- социальная политика;
- повышение конкурентоспособности страны;
- экономия ресурсов;
- здравоохранение;
- развитие науки и образования;
- развитие финансовой системы;
- развитие систем управления (менеджмента);
- экосистема;
- развитие народного хозяйства по отраслям;
- развитие информатики;
- развитие правовой системы;
- стратегия выхода России из кризиса и др.
Для решения проблем по перечисленным направления должны разрабатываться федеральные программы на ближайшие годы и на перспективу (до 20 лет).
Государственное регулирование экономики на уровне организаций (фирм, корпораций, унитарных предприятий и т.д.) осуществляется при помощи следующих методов и инструментов:
• формирование государственной политики регулирования ценообразования;
• формирование
системы государственных
• контроль эффективности приватизации государственной собственности;
• формирование государственной финансовой, кредитной, налоговой и таможенной политики и контроль ее реализации на уровне организации;
• сертификация товаров и услуг;
• регулирование заработной платы на государственных предприятиях и в учреждениях;
• выделение организации субсидий, льготных кредитов, квот и других льгот;
• государственная
поддержка инновационной
Стандартизация и сертификация
Принятый в 1993 г. Закон Российской Федерации "О стандартизации" предусматривает установление норм, требующих введения на территории России единого механизма реализации государственной политики в области стандартизации.
Стандартизация, как деятельность по установлению норм, правил и характеристик, осуществляется в целях обеспечения:
• безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
• качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
• единства измерений;
• экономии всех видов ресурсов;
• безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
• обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации, относятся:
• международные стандарты (МС);
• стандарты Евросоюза (EN);
• государственные стандарты СНГ (ГОСТ);
• государственные стандарты России (ГОСТ Р);
• региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации (РСТ);
• стандарты отраслей (ОСТ);
• стандарты предприятий, фирм, организаций и др. (СТП).
На территории Российской Федерации обязательным для исполнения является ГОСТ РФ.
В том же 1993 году был принят Закон РФ "О сертификации продукции и услуг".
Сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции, услуг и иных объектов осуществляется в целях:
- создания условий для деятельности хозяйствующих объектов различных форм собственности на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждения показателей качества продукции, заявленной изготовителем.
Контроль выполнения организациями, предприятиями и другими системами целей стандартизации и сертификации осуществляют федеральные и региональные органы под руководством Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России). Методическое руководство этой работой осуществляет ВНИИ сертификации. Контроль выполнения требований стандартизации и сертификации по сути относится к методу принуждения как одному из методов управления.
Мониторинг экосистемы
Мониторинг экосистемы — постоянное непрерывное наблюдение за объектами; оценка и анализ их экологических параметров, характеризующих воздействие на окружающую природную среду, флору и фауну, здоровье человека, разработка и контроль выполнения программ (планов) обеспечения экологичности функционирующих и выпускаемых организациями объектов. Мониторинг—это наблюдение, оценка и доведение нормативов параметров экосистемы.
Проблемы в области сохранения экосистемы:
- регулирование народонаселения;
- сохранение почвенной экосистемы;
- развитие биотехнологии, применение солнечной энергии;
- регулирование кругооборота воды;
- борьба с атмосферными загрязнениями;
- борьба с вредителями;
- сокращение применения пестицидов;
- применение безотходной технологии, переработка отходов;
- повышение качества (прежде всего экологичности и надежности) выпускаемой продукции и т.д.
Законодательство по охране окружающей природной среды (ОПС) включает законы, стандарты, правила, положения, инструкции и др. нормативные акты, действующие на различных уровнях управления.
Главным из них является Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", принятый 19.12.91. Он регламентирует права и обязанности граждан, предприятий, организаций и учреждений по вопросам обеспечения экологичности объектов на всех стадиях их жизненного цикла, меры ответственности за несоблюдение нормативов и правил в области сохранения экосистемы.
Надзор за соблюдением закона осуществляет Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте РФ совместно с Министерством сельского хозяйства РФ.
Нормативно-методическое регулирование системы управления организацией
Нормативно-методическое
регулирование системы
В
состав документов по нормативно-методическому
регулированию системы
Нормативные документы организации должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи компонентов всех подсистем системы менеджмента конкретной организации, в отличие от законодательных актов, имеющих обязательную силу для всей страны или ее субъектов.
Планирование, учет и контроль
Как
методы и способы принуждения
планирование, учет и контроль являются
основными. В конечном счете, в программах
и планах всех уровней управления закладываются
важнейшие нормы, нормативы, параметры
организации (системы) и выпускаемых ею
товаров, требования к сохранению экосистемы
и т.д. Учет и контроль выполнения плановых
заданий завершают управленческий цикл
развития любых систем.
1.3.
Методы побуждения
Методы принуждения — жесткие методы управления. Поэтому девизом централизованно-плановой системы хозяйствования был лозунг "План — это закон". Этот метод управления был основным. Методами побуждения и убеждения руководители пользовались в двух случаях из десяти. Жесткое планирование сверху (принуждение) на корню губило инициативу на местах. Централизованное планирование всего и вся в условиях приоритета государственной собственности и монополизма привело Россию и страны
СНГ к нищете (сравнительные данные экономик промышленно развитых стран и России приведены в работе).
Мы не хотим сказать, что в условиях рыночных отношений планирование ушло в небытие. Наоборот, в этих условиях роль планирования возрастает в десятки раз, но на основе других принципов и методов. В условиях централизованно-плановой (административной) системы хозяйствования соотношение применяемых методов принуждения, побуждения и убеждения было примерно 8:1:1.
С 1991 г. российская экономика путем срочного проведения необоснованного ряда мер (отпуска цен, ваучеризации, приватизации и др.) сделала "рывок" в рынок. Правовая система и экономическая стратегия перехода России на рыночные отношения не были разработаны. Все ветви власти посчитали, что "невидимая рука" без экономико-правовой субстанции сама приведет российскую экономику к расцвету. От свободы все были в состоянии эйфории. Упор был сделан на последнюю группу методов управления — методы убеждения на основе психологии. Соотношение методов управления стало 1:1:8 в пользу методов убеждения. Результаты такого ненаучного перехода к рыночным отношениям мы пожинаем сегодня.
Рациональное
соотношение методов
Методы принуждения — субстанция управления. Низкое качество субстанции — законодательных и нормативных актов — приведет к низкому качеству последующих компонентов системы управления. Если Идеология, политика, право не будут иметь комплексного обоснования, у0 экономика и психология ничего не сделают в области развития любых систем. Субстанция управления должна быть высшего качества.
Методы побуждения нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития данной системы. Субстанцией методов побуждения является оптимизация управленческого решения и мотивация персонала на его реализацию. Это очень сложная работа, качество которой определяет эффективность систем. В условиях рыночных отношений конкуренция забавляет инвесторов и государство оптимизировать решения и мотивы в целях повышения качества жизни населения. Поэтому, на наш взгляд, роль методов побуждения в управлении эффективностью объектов оценивается примерно в 40% от совокупности факторов эффективности.