Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:27, курсовая работа
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе
традиционных служб отдела кадров, отдела организации труда и заработной
платы, отдела охраны труда и техники безопасности и других. Задачи новых
служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности
по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают
расширять круг своих функций от чисто кадровых вопросов переходят к
разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению
профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка
трудовых ресурсов и т.п.
В системе методов управления персоналом выделяют:
Ø Административный метод;
Ø Экономический метод;
Ø Социально-психологический метод.
Введение. 3
1. Экономические методы управления. 5
2. Система методов управления. 6
3. Методы экономического обоснования выбора управленческих решений 17
Заключение. 29
Список литературы.. 30
Введение. 3
1. Экономические методы управления. 5
2. Система методов управления. 6
3. Методы экономического обоснования выбора управленческих решений 17
Заключение. 29
Список литературы.. 30
Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который
позволяет реализовывать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида
к внешним условиям, учет личного фактора в построении системы управлений
персоналом предприятия. Укрупнено можно выделить три фактора оказывающих
воздействие на людей на предприятии.
Первый – иерархическая структура предприятия, где основано средство
воздействия –
это отношение власти-
помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй – культура, то есть вырабатываемые общество, предприятием, группой
людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые
регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не
иначе без видимого принуждения.
Третий – рынок – есть равноправные отношения, основанные на купле-продаже
продукции и услуг, отношения собственности, равновесии интересов продавца и
покупателя.
Эти факторы воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко
реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик
экономической ситуации на предприятии.
При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления,
жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной
исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности,
базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка
принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри
предприятия – работники, а за пределами - потребители продукции. Необходимо
повернуть работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к
расточительству; к инициатору, а не к безумному исполнителю. Перейти к
социальным нормам, базирующимся на здравом экономическром смысле, не забывая
о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и
рынку.
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе
традиционных служб отдела кадров, отдела организации труда и заработной
платы, отдела охраны труда и техники безопасности и других. Задачи новых
служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности
по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают
расширять круг своих функций от чисто кадровых вопросов переходят к
разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению
профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка
трудовых ресурсов и т.п.
В системе методов управления персоналом выделяют:
Ø Административный метод;
Ø Экономический метод;
Ø Социально-психологический метод.
В данной курсовой работе будет рассмотрен экономический метод.
Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, т.е.
ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и
осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты
работы.
Наименование группы методов управления | Специфика группы | Наименование подгруппы | Наименование методов |
Экономические методы управления | Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей или заданий и на вознаграждение за их выполнение | Экономические методы, применяемые на макро-уровне | Прогнозы: национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика, финансово-кредитная политика; инвестиционная политика. |
Экономические методы, применяемые на уровне предприятия (организации) | Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование. | ||
Коммерческий расчет: хозрасчет; самоокупаемость; самофинансирование | |||
Экономические методы управления , применяемые на отдельного работника | Методы поощрения (заработная плата, премирование и т.д.) | ||
Методы наказания (штрафы, вычеты и др.) |
Использование экономических методов управления связано с формированием плана
работы и контролем за его осуществлением, а также экономическим
стимулированием труда, т.е. с рациональной системой оплаты труда,
предусматривающей поощрения за определенное количество и качество труда и
применение санкций
за несоответствующее его
качество.
Экономические методы на макро-уровне выступают как государственное
регулирование. Оно охватывает разработку прогнозов и рациональных программ,
госзаказов, налоговую, ценовую, инвестиционную и финансово-кредитную политику
государства.
Специфическим экономически методом, характерным для отечественного уровня
управления, является хозрасчет.
Хозрасчет предусматривает экономическую обособленность и самостоятельность
предприятий, а также рентабельную их работу.
Использование экономических методов управления в целях индивидуальной
мотивации трудовой деятельности рабочих проявляется при оплате труда.
Вывод: Экономические методы управления ориентированы на
материальную мотивацию.
К этим методам относятся
хозрасчет и другие экономические рычаги, применяемые на макро- и микро-уровнях
управления.
Управление производством руководитель осуществляет с помощью методов и
рычагов управления.
Метод применительно к управлению означает прием или образ действий
способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Но для того, чтобы
окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов
управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов.
Рычаг (стимул) управляющего воздействия – это средство, применение
которого позволяет выполнить поставленную задачу (цель).
Успешное решение
любой производственно-
управления требует комплексного применения руководителем различных методов
управления и стимулов к труду.
Экономические методы – это элементы экономического механизма, с помощью
которых обеспечивается прогрессивное развитие производства. В группу
экономических методов управления предприятием следует включить методы
экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования;
осуществление функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими
органами и контроль за соблюдением платежной дисциплины; рациональное
использование собственных оборотных средств; использование системы оплаты труда
и материального поощрения работников предприятий; применение экономический мер
воздействия на заказчиков, поставщиков, подрядчиков, транспортников и др.
Огромное значение
в системе материального
организация заработной платы персонала в соответствии в количеством и
качеством труда.
При рыночной системе хозяйствования в условиях свободного рынка и сложного
взаимодействия усиливается роль экономических методов управления. Они
становятся условием
радикальной перестройки
создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой.
Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования
любого предприятия (организации), которое имеет четко разработанные цели и
стратегию их достижения.
Рис. Классификация элементов, регулируемых экономическими методами управления
В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер,
чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования
утверждается, что предприятие – свободный товаропроизводитель, который
выступает на рынке равным партнером других предприятий в общественной
кооперации труда. План экономического развития является основной формой
обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и
производством продукции и услуг.
Государственный заказ трансформируется в портфель заказов предприятия с
учетом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего
значения.
Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии
эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности
показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом,
роль экономических методов заключается в увязке перечисленных категорий и
мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.
Хозяйственный расчет является методом ведения хозяйства, основанным на
соизмерении затрат предприятии на производство продукции с результатами
хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), полном возмещении расходов