Методы управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать экономические и социально-психологические методы управления и самоуправления персоналом организации.
Задачами данной курсовой являются: описать сущность и формы экономических и социально-психологических методов управления; доказать важность использования (значение) этих методов для эффективного функционирования современной организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 5
2 ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 8
3 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 16
3.1 Социологические методы управления 17
3.2 Психологические методы управления 20
4 САМОУПРАВЛЕНИЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Методы управления персоналом в формате 2003.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

      Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.

      Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В настоящее время лучшие западные компании ("Sоnу", "Nissan", "Ford”, “IВМ”, "Mitsubishi") формирование корпоративной морали и культуры ставят в качестве первоочередной задачи. [5,c.29]

    Партнерство составляет важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между собой в отличие от формальной связи руководителя с подчиненным, где имеет место зависимость одного человека от другого.

    Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению.

    Так японские компании успешно применили метод соревнования к национальному менталитету своих рабочих и корпоративному интересу фирмы в виде кружков качества, рабочих советов и др.

    Общение это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.

      Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора и, как правило, избегают прямого конфликта.

      Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, которые по ходу действия трансформируются в развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы

    3.2 Психологические методы управления

 

    Психологические методы играют очень важную роль в  работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность сотрудника, и как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия [11,c.47]. Классификация элементов, регулируемых с помощью психологических методов, показана на рис. 3. Дадим их характеристику. 
 
 

   

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

Рисунок - 3 Элементы,регулируемые психологическими методами  

    Отрасли психологии и знание их методов исследования позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, разработать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива.

      Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сферам деятельности.

    Темперамент является очень важной психологической характеристикой личности для определения назначения и места каждого работника в коллективе, распределения управленческих задач и психологических приемов работы с конкретным человеком.

      Черты характера определяют направленность мира человека, уровень потребности в общении. По преобладанию тех или иных черт характера людей разделяют на экстравертов и интровертов. Экстраверт - чрезвычайно общителен, а интроверт - замкнут, в поведении исходит только из внутренних соображений.

      Направленность личности является важной психологической характеристикой человека и рассматривается сточки зрения потребностей, интересов, мотивов, убеждений и мировоззрений.

    Интеллектуальные  способности характеризуют возможности понимания, мышления, памяти, сознания человека и важны для профессиональной ориентации, оценки людей, планирования карьеры и организации движения по служебной лестнице.

    Методы  познания представляют собой инструменты, с помощью которых человек изучает действительность, обрабатывает информацию и готовит проекты решений.

    Психологические образы позволяют проводить обучение персонала на основе типовых образцов поведения различного рода личностей.

    Способы психологического воздействия концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности.

    Поведение - совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде.

    Итак, социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше. 
 
 

    4 Самоуправление

    Одной из главных задач современной  системы управления является создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благодаря использованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных субъектов самоуправления.

    Самоуправление  предстает как процесс превращения  человека, трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда каждый из них сам решает вопросы в пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработка. Самоуправление соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления. Такие отношения условно можно назвать подходом “снизу”. Именно на этом уровне самоуправления вырабатываются те направления и способы его дальнейшего развития и углубления, которые могут быть распространены и на более “высокие” ступени управления.

    Сегодня решать вопросы повышения эффективности  управления можно только через заинтересованность и творческую деятельность всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участниками управления производственными и социальными процессами. При этом самоуправление рассматривается не как антипод управления, а как реальное средство вовлечения в управленческую деятельность не только большого числа работников, но и всех уровней управления.

    Характер  самоуправления независимо от его проявления объективно способствует развитию и совершенствованию самоуправления, так как личный экономический и социальный интерес каждого участника производственного процесса ставится в зависимость от эффективности управления организацией в целом. Коллективная материальная и моральная заинтересованность побуждает все субъекты управления участвовать в обсуждении всех аспектов деятельности компании, принятии и реализации всех управленческих решений. Обязательным становится и участие в проведении учета и контроля за мерой труда и потребления. Таким образом, функция контроля трансформируется в самоконтроль.

    Самоуправление  предусматривает не только выбор  и самостоятельное принятие субъектом  управления тех или иных решений, но и их обязательное выполнение. Кроме того, каждый член коллектива несет личную ответственность за выполнение решений.

    В целом методика комплексной мотивации при самоуправлении включает три основные группы приемов:

    1) приемы мотивации работников: постановка  перед работником четких и  достижимых целей; модификация  поведения (применение наказаний  и наград с целью улучшения  поведения человека); переподготовка;

    2) приемы мотивирования работы: усовершенствование  рабочих мест и расширение сферы деятельности работников;гибкий график работы; домашние офисы; сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки;

    3) приемы мотивирования организационной деятельности: расширение полномочий сотрудников (предоставление работникам больших возможностей для участия в повседневных делах организации); участие в достижении целей (получение денежных вознаграждений за успешные результаты работы) и др.

    По  данным экспертов, 91 % опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов, складывается атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось отношение к труду и распределению оплаты; 82 % опрошенных работников массовых профессий «болеют» за успехи своих коллег.[13,c.12]

    В целом, очень важно понять, что возможности использования различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основе самоуправления.

    Заключение

     Одной из главных задач современной  системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, а эти условия могут создаваться только высококвалифицированной и обученной группой руководительского состава.

     Человеческие  ресурсы являются неотъемлемой и, пожалуй, одной из самых главных частью ресурсов фирмы. Правильный подход к управлению этими ресурсами ведет к эффективному достижению целей, путем минимизирования различных затрат.

     Управляющий персоналом не может достичь успеха в управлении коллективом без знания и применения методов воздействия на персонал, даже если он имеет все личностные характеристики, которыми должен обладать успешный в своем деле менеджер.

     Рассмотрев  методы управления персоналом в данной курсовой работе, можно сделать вывод, что максимальная эффективность деятельности топ-менеджера будет достигнута только при их комплексном использовании, т.к., делая упор на один конкретный метод, теряется эффективность действия других методов, т.е. цели организации не будут достигнуты должным образом.

     Также можно сделать выводы относительно методов управления персоналом:

  • экономические методы направлены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, качества жизни населения. Основа методов побуждения – оптимизация управленческого решения и материальная мотивация персонала на его реализацию, что характеризует эффективность работы организации. В условиях рыночной экономики конкуренция заставляет инвесторов и государство оптимизировать решения организации и мотивы в целях повышения качества жизни населения. По данным РАГС эффективность этих методов оценивается, как 40% от общей эффективности всех методов управления;
  • социально – психологические методы управления имеют в свое основе исследование психологического портрета личности, мотивацию ее потребностей, составляющих духовные физиологические, социальные нужды. Успешный управляющий должен хорошо знать потребности своих подчиненных для реализации целей организации. Эти методы используются к объектам с высокой степенью свободы, это является нелегкой задачей, ведь известно, что материально стимулировать гораздо легче, чем убеждать. А для этого и необходимо как раз знать психологические установки личности, чтобы убеждать.

Информация о работе Методы управления персоналом