Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать экономические и социально-психологические методы управления и самоуправления персоналом организации.
Задачами данной курсовой являются: описать сущность и формы экономических и социально-психологических методов управления; доказать важность использования (значение) этих методов для эффективного функционирования современной организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 5
2 ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 8
3 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 16
3.1 Социологические методы управления 17
3.2 Психологические методы управления 20
4 САМОУПРАВЛЕНИЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учетом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.
Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия напрямую связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием предприятия – прибылью. Материальная помощь выплачивается в виде компенсаций в чрезвычайных ситуациях (смерть сотрудника или его близких родственников) по личному заявлению сотрудника по распоряжению руководителя организации и является эпизодической формой материального стимулирования труда.
Руководитель предприятия может с помощью перечисленных выше пяти компонентов оплаты труда регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами по статье «заработная плата», применять различные системы оплаты труда, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня. Если руководитель чрезмерно жаден или расточительно щедр в оплате труда, то его перспективы не безоблачны, т.к. в первом случае работники «разбегутся», а во втором доживут до разорения предприятия.
Персонал - это главная ценность любого предприятия. Рынок труда является неотъемлемой частью экономики и представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в сфере обмена. Он предопределяет распределение трудовых ресурсов пропорционально структуре общественных потребностей и уровню материального производства, обеспечивает поддержание равновесия между спросом и предложением рабочей силы, формирует резервы в сфере обращения и позволяет увязать экономические интересы субъектов трудовых отношений.
Одной из составляющих на рынке труда, наряду со спросом и предложением, является цена на рабочую силу. Оплачивая рабочую силу как дорогой товар, собственник стремится наиболее эффективно ее использовать. И здесь на первый план выступают экономические факторы, которые заставляют руководителей уделять первостепенное внимание устранению простоев, потерь рабочего времени, обеспечению соответствующего качества труда. Эффективное использование рабочей силы требует, чтобы этот дорогой товар находился в работоспособном состоянии. Следовательно, необходимо заниматься условиями труда работников, постоянно развивать их способность к труду путем непрерывной системы подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации. Все это увеличивает цену на рабочую силу.
Рыночное ценообразование является регулятором товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соизмерении доходов и расходов, цены и себестоимости продукции.
Доход характеризует вновь созданную стоимость, т.е. денежный эквивалент живого труда, и включает заработную плату, налоги на заработную плату, накладные расходы и прибыль. Прибыль – главный итог эффективной деятельности предприятия, источник дальнейшего самофинансирования и роста жизненного уровня работников.
Ценные бумаги, как один из экономических методов управления персоналом, являются главным инструментом фондового рынка, неденежным эквивалентом права на собственность, реализация которого существляется путем предъявления их к оплате или продаже.
Акция — ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в уставной капитал организации и дающая право на получение частой прибыли в форме дивидендов. Дивиденды определяют долю прибыли на акции, которая может быть выплачена их держателю исходя из результатов деятельности организации за год. Они выполняют следующие функции:
Облигация — эта ценная бумага на предъявителя, дающая право на получение годового дохода в виде фиксированного процента, а в случае продажи — получение денежной компенсации.
Кредитные карты являются заменителем денежных знаков и дают право их владельцу на покупку товаров и оплату услуг с помощью безналичных расчетов в пределах суммы средств на личном счете сотрудника.
Налоговая система составляет важный экономический механизм пополнения бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов путем взимания налогов с юридических и физических лиц. Она задается государством, существует вне предприятия, оказывает непосредственное воздействие на персонал, но всегда оставляет руководителю поле для маневра даже в условиях фискальной системы налогообложения.
Формы собственности – важная экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри предприятия. Так, при государственной и муниципальной собственности единым распорядителем имущества предприятия выступает государственный орган, а все работники, включая директора, относятся к наемному персоналу. Предположительно, на этих предприятиях работники наиболее отдалены от собственности. Поэтому необходим контроль госорганов как за имуществом, так и за продукцией. Реальные злоупотребления возникают при сдачи в аренду государственного имущества коммерческим структурам.
Фазы воспроизводства составляют основу товарно-денежных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров. В схеме расширенного воспроизводства на полученные деньги от продажи товара (Д) закупаются оборотные средства с увеличенной стоимостью (Т), товар затем продается на рынке по большей цене, и вырученные деньги (Д’) используются для расширения производства. Разница (Д'-Д) является валовой прибылью товаропроизводителя и используется для увеличения объемов производства более качественного товара, а также для повышения жизненного уровня работников предприятия.
Итак,
экономические методы выступают
в качестве различных способов воздействия
руководителей на персонал для достижения
поставленных целей. При позитивном
использовании экономических
В качестве примера проявления экономических методов управления персоналом можно привести следующее:
Это может быть невозможно для малого бизнеса в финансовом отношении, но можно рассмотреть возможность установки автоматов для продажи горячих напитков и легкой закуски.
Также руководители через вознаграждения, премии, надбавки вызывают у персонала заинтересованность в конечных результатах своего труда, качестве продукции или услуг, тем самым, принося доход себе и компании в целом.
Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги
Фирмы, работающие в международной среде, должны анализировать экономические условия и тенденции и наблюдать за экономикой тех стран, в которых они ведут или намериваются вести дела. Анализ среды может способствовать повышению эффективности процесса принятия решений и планирования.
Экономические
методы занимают в управлении центральное
место. Это обуславливается тем,
что отношения управления определяются
в первую очередь экономическими отношениями
и лежащими в их основе объективными потребностями
и интересами людей.
Результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % — от умения работать с людьми.[10,c.6]
Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов — соблюдение принципа психофизиологической совместимости.
Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда может увеличиться примерно в 1,5 раза или в же несколько раз уменьшиться.[13, c.12]
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. По способам воздействия эти методы можно разделить на две группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. [6,c.38]
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, позволяя установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов.[7,c.58] Классификация элементов, регулируемых с помощью социологических методов показана на рис. 2. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок - 2 Схема классификации элементов, регулируемых социологическими методами
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. Например: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации работников и др.
Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью анкет. Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.[11, c.45]