Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:14, курсовая работа
Актуальность рассмотрения проблемы методов государственного управления. Она обострена в настоящее время в связи с постепенным переходом к рыночным отношениям, с серьезными изменениями в механизме государственного управления и в организационно-правовом статусе многих субъектов, и, что особенно важно, объектов (например, резкое усиление самостоятельности предприятий и территорий), и с известным развитием договорных связей в сфере государственного управления.
Заключение
На рубеже третьего тысячелетия идет переосмысление парадигмы государственного управления, что вызвано глобальными социальными реформами, осуществляемыми в разных странах. Процессы трансформации привели к переходу цивилизации на постиндустриальные рельсы. Общество становится все более информационно открытым, при этом происходит принципиальное обновление понимания роли государственного управления, его социальной обусловленности,
масштабности и эффективности.
Вопрос о методах государственного управления, как средствах достижения правителями своих политических целей, всегда интересовал ученых философов и социальных мыслителей. Размышления о средствах государственного управления, о взаимоотношениях государства и общества, о соотношении целей и средств их достижения содержатся во многих исторических памятниках Древней Индии, Китая, Вавилона, а также в Библии, Коране, Слове Будды, других религиозных источниках, трудах классиков античности, мыслителей эпохи Возрождения.
Огромный вклад в исследование средств государственного управления внесли Н. Макиавелли, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, представители отечественной и зарубежной политической и правовой мысли последующих эпох.
Вернемся к изначально поставленным задачам данного исследования:
- охарактеризовать государственное управление как систему и как процесс;
Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного аппарата (госорганы), систему государственной бюрократии (персонал), совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.
Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных состояний, событий и явлений. Тем самым выполняется известная совокупность действий, приводящих к определенной динамике управленческих результатов.
- сформулировать роль метода в государственном управлении современной России;
Проблеме методов государственного управления в отечественной литературе всегда уделялось достаточное внимание. Однако нельзя не отметить, что данное понятие в работах различных авторов употребляется совершенно по-разному и в него вкладывается разный смысл. В основном это связано с тем, что очень часто ставится знак равенства между методами государственного управления и различными проявлениями государственно-управленческого воздействия на общественные отношения.
- раскрыть
понятие административно-
Административно – правовые методы опираются на иерархическую структуру управляющего государственного субъекта. Суть их — воздействие на управляемых по типу — «приказ — исполнение». Отношение прямого подчинения управляемого управляющему обеспечивается системой законодательства, реализацией властных полномочий «по вертикали», применением запретительных санкций, вплоть до правового принуждения. Примером реализации административно-правового метода может служить любое постановление или распоряжение органа исполнительной власти, содержащее обязательные предписания нижестоящим органам осуществлять определенные мероприятия по управлению предметами, относящимися к их ведению.
- проанализировать
правила выработки
В процессе решения отмечают три основных технологических этапа: обоснование, принятие, реализация. Особая роль в процессах решений отводится технологическому прогнозированию, прогнозам. Прогноз включает набор различных путей и вариантов развития. Он необходим, желателен, но не обязателен для решения и действия. Характерной чертой решения является его ориентация на цель, целенаправленность.
Цели должны ставиться, исходя из трех важнейших принципов:
а) это
должны быть объективно
в) цели должны быть приняты обществом, нечужеродны.
Для принятия оптимального
решения в государственной
- классифицировать
методы государственного
В отечественной правовой науке классификация методов государственного управления производится по различным основаниям. Наиболее распространено деление методов по характеру воздействия на управляемую среду на методы убеждения и принуждения. Петров Г.И. предлагает такое их понимание: «убеждение - процесс информации, убеждающей индивида и многих лиц в необходимости должного отношения к окружающему миру; принуждение - наказание за нарушение социальных правил (норм)».
- выявить
и рассмотреть методы
в отечественной правовой литературе выделялись 3 метода государственного управления экономикой:
а) Непосредственное
распоряжение материальными и
трудовыми ресурсами. Смысл
в) Борьба с правонарушениями в области экономики путем применения мер административной, дисциплинарной, уголовной ответственности. На наш взгляд данный способ управленческого воздействия государства может быть выделен в качестве самостоятельного метода только при условии, что государство действительно придает большое значение соблюдению режима законности в экономической сфере. На сегодняшний день согласно сложившейся практике внимание государственных органов в основном обращено на те ситуации, когда нарушение законов противоречит общественным интересам (в узком понимании этого слова), либо когда органам государства прямо предписывается прореагировать на такое нарушение (уголовно-правовая сфера). В остальных же случаях управленческие структуры предпочитают не вмешиваться во взаимоотношения субъектов экономической деятельности, предоставляя им возможность самостоятельного разрешения своих проблем и противоречий. Исключением может считаться только деятельность судов, но назвать ее управленческой напрямую вряд ли возможно, хотя судебные акты оказывают воздействие на поведение управляемой среды - общества в целом и его экономической сферы в частности.
Если попытаться кратко определить понятие методов государственного управления, то они представляют собой, во-первых, средства осуществления государственных целей и управленческих
решений, во-вторых,
способы поддержания
Исторический опыт политического развития подводит к выводу о том, что существует два базовых типа методов государственного управления: убеждение, опирающееся в основном на манипулирование механизмами сознания и установками поведения граждан, и принуждение, в целом основывающееся на использовании силы, а то и крайних форм насилия. Эти два "идеальных типа" образуют двухполюсную шкалу "принуждение-убеждение", на которой
располагаются
все промежуточные оттенки
В
наше время данная проблема
из академической сферы
Список литературы.
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М., 1997.
2. Атаманчук Г.В. Сущность государственного управления. - М., 1980.
3. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. - М, 1994.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М., 1995.
5. Курашвили Б.Н. Очерк теории государственного управления. -М.,1987.
6. Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления: Учебное и научно-практическое пособие. - М., 2002.
7. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2 т. / Пер. с англ. - М., 1981.
8. Курашвили Б.Н. Очерк теории государственного управления. - М., 1987.
9. Методы и формы государственного управления. - М., 1977.
10.Радченко А.И.
Основы государственного и
11.Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту // Политические
исследования. - 1996.- №1.
12.Комаров Е. Социальная политика как инструмент менеджмента //
Управление персоналом. - 1997. - №6.
13.Лебедева М., Исраэлян В. Переговоры - искусство для всех //
Международная жизнь. - 1991. - №6.
14.Лебедева М.М. От конфликтного восприятия к согласию // Политические
исследования. - 1996. - №5.
15.Нереш Я. После битвы - стол переговоров // Мировая экономика и
международные отношения. -1989. - №3.
16.Ростиашвили К.Д. Государственное регулирование в либерально-
демократической системе // Политические исследования. - 1996. - №6.
17.Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики
управления"
18. Конституция Российской Федерации. - М., «Юридическая литература», 1993.
19. Комментарий к Конституции Российской Федерации – М: БЕК, 1994 – 52с.
20. Атаманчук Г.В. Управление: социальная ценность и эффективность. М.: РАГС, 1995. – 390с.
21. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1990. – 485с.
22. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕИС, 1996. – 762с.