Автор: d*************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа
Целью моей курсовой является обучение сотрудников организаций и предприятий методам решения проблем, в том числе:
• овладеть навыками группового взаимодействия (умения работать в команде),
• освоить весь процесс коллективного решения сложных проблем от первого до последнего шага,
• обучиться методам, применяемым на отдельных этапах процесса решения проблем.
Введение 3
Глава 1. Методы анализа и решения проблем. 5
1.1. Этапы решения проблем 5
1.2. Методы анализа и решения проблем 6
1.2.1. Мозговой штурм 13
1.2.2. Метод «Шести думающих шляп» 15
1.2.3. Метод «Семь инструментов» 16
1.2.4. Бенчмаркинг и т.д. 17
Глава 2. Бенчмаркинг в различных компаниях 20
2.1. Конкурентный бенчмаркинг в компании Ford 20
2.2. Общий бенчмаркинг в компании Xerox 21
Заключение 23
Список используемой литературы 25
2. Гистограмма - инструмент, позволяющий зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппированных по частоте попадания данных в определенный (заранее заданный) интервал.
3. Диаграмма Парето - инструмент, позволяющий объективно представить и выявить основные факторы, влияющие на исследуемую проблему, и распределить усилия для ее эффективного разрешения.
4. Метод стратификации (расслаивания данных) - инструмент, позволяющий произвести разделение данных на подгруппы по определенному признаку.
5. Диаграмма разброса (рассеивания) - инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных.
6. Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма, «рыбья кость») - инструмент, который позволяет выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).
7. Контрольная карта - инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявленных к процессу требований.
Суть метода
Бенчмаркинг - это метод объективного систематического сопоставления собственной деятельности с работой лучших компаний (подразделений своей компании), уяснение причин эффективности бизнеса партнеров, организация соответствующих действий для улучшения собственных показателей и их реализация.
План действий
1. Выявление тех аспектов деятельности компании, по которым потребители выделяют поставщиков, добившихся делового совершенства.
Таб.1
Комбинации типов бенчмаркинга
Различают четыре вида бенчмаркинга (cм. также табл.1).
В зависимости от целей, которые ставятся при проведении эталонного сравнения, бенчмаркинг может быть стратегическим и операционным.
До проведения
эталонного сравнения корпорация Ford
Исследованием была охвачена вся мировая
автомобильная промышленность начиная
с BMW и заканчивая Opel Senator. Они никогда не
считались прямыми соперниками Ford Taurus,
однако обладали привлекательными для
потребителей свойствами. Более 50 моделей
автомобилей анализировалось примерно
по 400 конструктивным параметрам. В компании были
заложены основы для внедрения принципов
разработки новой, нацеленных на обеспечение
шестисигмового уровня качества. В результате
новый автомобиль Ford был назван автомобилем
года и стал безусловным лидером продаж.
В последующие годы конструктивные недостатки, выявившиеся в трансмиссии Taurus, сильно подорвали репутацию автомобиля и повлекли за собой серию доработок, каждая из которых все больше отклонялась от первоначальной концепции. К концу 1990-х годов объемы продаж Taurus упали с 400 до 60 тысяч, а в августе 2006 года будет выпущена последняя партия автомобилей этого семейства. Ford вынес для себя главный урок: конкурентный бенчмаркинг не может быть одноразовым событием. Чтобы результаты сохраняли свою актуальность, они должны регулярно обновляться и корректироваться. Такой подход хорошо гармонирует с системой взглядов, принятой в методологии «Шесть сигм», где поиск источников вариаций и получаемые при этом знания дают не просто мгновенный снимок уровня конкурентоспособности предприятия, но позволяют проследить всю историю его изменения. Руководители предприятия получают возможность учитывать все последствия принимаемых решений, а не только кратковременные эффекты, связанные со сменой моделей производимой продукции.
Проведенное компанией Xerox эталонное сравнение своей системы логистики с аналогичными системами других, более успешных предприятий является хорошо известным примером из практики бенчмаркинга. Опыт Xerox подтвердил справедливость наблюдений Деминга: повышение качества зачастую является следствием кризиса, переживаемого компанией и заставляющего ее руководителей сосредоточиться на проведении необходимых перемен. В конце 1970-х годов компания столкнулась с рядом серьезных проблем. В то время Xerox стали постепенно вытеснять с рынка копировальной техники ее японские конкуренты. Доходность активов, составлявшая 22% в 1974 году к 1984 году сократилась до 4%. Для выхода из кризиса было принято решение провести бенчмаркинг который позволит найти более конкурентоспособные методы управления компанией.
Работающий
на японском рынке Fuji Xerox, филиал Xerox,
очень помог при проведении исследования.
Xerox сопоставляла свои процессы и затраты,
внутренние расходы и методы работы своего
филиала и процессы и затраты конкурентов.
Используя информацию о рыночных ценах
на копировальную технику в качестве базы
для сравнения, Xerox удалось оценить стоимость
операций своих конкурентов и выявить
области, где они демонстрировали лучшие
финансовые показатели. Проведенное исследование
позволило Xerox оценить величину своего
отставания от конкурентов, но не помогло
его устранить. Обратившись к опыту ведущих
мировых компаний, к 1987 году Xerox догнала
своих конкурентов в тех областях, где
до этого у нее имелись очевидные недостатки.
Однако проведенный в Xerox бенчмаркингне
стал той волшебной палочкой, которая
помогла бы компании избежать крупных проблем.
В начале 1990-х годов произошел переход
с аналоговых на цифровые технологии.
В тот же период времени была проведена
кардинальная организационная перестройка компании,
сопровождавшаяся отказом от громоздкой
функциональной структуры и переходом
на упрощенную схему. При этом прежнее
внимание к совершенствованию производственных
процессов и к завоеванию лидирующих позиций
посредством повышения качества продукции
и проведения бенчмаркинга было ослаблено.
Опыт Xerox доказывает, что бенчмаркинг следует
рассматривать только как инструмент
совершенствования компаний, но не как
панацею, позволяющую разрешать все проблемы
простым копированием передового опыта
конкурентов для повышения собственной
эффективности.
Для того что
бы с самого начала определить источник
возникновения проблемы и найти
решения для ее полного устранения
и получения позитивного
Первый этап содержит анализ ситуации, в рамках которой обнаружились симптомы или признаки возникающей проблемы. Если данный процесс удалось обнаружить на ранних стадиях, то возможностей предотвращения негативного развития событий значительно больше. Работа на данном этапе ведется в так называемом проблемном поле, где выявляются и формулируются возникшие перед предприятием проблемы.
На втором этапе проводится анализ самой проблемы. Затягивать его нельзя, так как может быть упущено драгоценное время для решения проблемы.
Третий этап – накопление информации. На данном этапе происходит сбор информации, интерпретация данных, т.е. делается определенный вывод, а также затрагивается поиск решений, из которых затем можно будет выбрать варианты и оценить их сравнительную полезность.
На четвертом этапе выработки рационального решения осуществляются определение, оценка и выбор альтернативы из имеющихся вариантов. Сначала формулируются все возможные в данном случае альтернативы и из них выбираются наиболее реальные. Здесь главное - найти оптимальный вариант, позволяющий разрешить проблему.
Пятый этап – реализация, осуществление решения. Планируется все то, что нужно сделать, и выполняется план действий.
И, наконец, заключительный шестой этап - рассмотрение достигнутых успехов. Дается оценка тому, что прошло хорошо, что менее хорошо, и высказываются замечания на будущее (это исключительно важная стадия, которая часто опускается).
В курсовой работе предложена технология коллективного решения проблем и подробно рассмотрены методы к каждому этапу данного процесса. Технология и методы коллективного решения проблем, предложенные вниманию, разработаны специалистами в различных сферах деятельности (менеджменте, психологии, управлении качеством) и с успехом применяются на практике в зарубежных странах (Японии, европейских стран, США).
Использование
на практике предложенных методов позволяет
улучшить конкурентоспособность