Методы принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:11, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы объясняется фактом того, что развитие современной науки об управлении, активное использование компьютерной техники, возрастающие объём и сложность принятия управленческого решения являются тем «узким местом», которое наиболее чувствительно к малейшим изменениям в выборе пути эффективной реализации той или иной управленческой идеи. Поэтому для построения успешной карьеры любому начинающему менеджеру, желающему занять достойное место в сфере управления, необходимо получить хотя бы базовые знания по данному вопросу и впоследствии постоянно совершенствовать уровень своей теоретической подготовки и практических навыков.

Содержание

Введение……….………………………………………………………………………..3
1 Управленческие решения……………………………………………………………4
1.1 Понятие управленческих решений. Черты управленческих решений. ………..4
1.2 Виды управленческих решений…………………………………………………...5
2 Формирование управленческих решений…………………………………………..8
2.1 Процессы принятия управленческих решений………………………………….8
2.2 Методы принятия управленческих решений. ……………………………………9
2.3 Стадии принятия управленческих решений. ……………………………...……11
2.4 Организация и контроль выполнения решений. ……………………………….13
3 Методы принятия решений рассмотренные на примере предприятия
ОАО «Мясомолторг». ……….……………………………………………………….16
3.1 Описание предприятия. …………………………………………………………..16
3.2 Цель и предмет деятельности предприятия. ……………………………………16
3.3 Структура предприятия. ………………………………………………………….17
3.4 Методы принятия управленческих решений. …………………………………..22
3.5 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия………………..23
Заключение. …………………………………………………………………………...25
Список использованных источников. ……………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

курсовой турова.docx

— 188.32 Кб (Скачать)

 

           1. Постановка проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, т.е. в определении симптома "болезни", изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения.

Таким образом, процесс постановки проблемы состоит в ее обнаружении  и оценке.

           Обнаружение проблемы - это осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы, включают в себя личный обзор и анализ информации, общественное мнение и т.д. Мнение других менеджеров и подчиненных тоже является важным источником при обнаружении проблемы.

Оценка проблемы - это  установление ее масштабов и природы  тогда, когда проблема обнаружена. Определение  масштабов проблемы не означает нахождение ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке размера средств для ее решения и степени ее серьезности.

           2. Выявление ограничений и определение альтернатив. Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не в силах изменить.

Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных  решений. Поэтому необходимо определить источник и суть ограничений и  наметить возможные альтернативы. Т.е. целесообразно выявить все возможные  действия, устраняющие причины проблемы.

           3. Принятие решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.

           4. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, т.е. ценность решения состоит в том, что оно осуществлено (реализовано).

           5. Контроль за исполнением решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами.

 

2.2  Методы принятия управленческих решений

           Методы — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Методы принятия управленческих решений - способы нахождения наиболее качественных и эффективных способов решения производственных проблем.

 

        

 

 Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы:

Методы принятия решений



 


Неформальные (эвристические)


Коллективные


Количественные



 

 

 

      Рисунок 2 – Классификация методов принятия управленческих решений

 

           1. Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток - неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.

           2. Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п.

           3. Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ и ЭММ) больших массивов информации.

В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

а) линейное моделирование - используются линейные зависимости;

б) динамическое программирование - позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;

в) вероятностные и статистические модели - реализуются в методах  теории массового обслуживания;

г) теорию игр - моделирование  таких ситуаций, принятие решения  в которых должно учитывать не совпадение интересов различных подразделений;

д) имитационные модели - позволяют  экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

 

2.3 Стадии принятия управленческих  решений

           Принятие любого решения – это ответственность, а принятие управленческого решения – это ответственность вдвойне, поскольку от решения руководства зависит эффективность работы целой организации и работающих в ней людей. Процесс принятия решения – это целый комплекс работ. Решение должно пройти несколько этапов подготовки, чтобы быть принятым к исполнению.

           Основные этапы принятия управленческих решений:

           1. Подготовка к разработке управленческого решения. Он включает следующие элементы:

  - получение информации о ситуации,

  - определение целей,

  - разработка оценочной системы,

  - анализ управленческой ситуации,

  - диагностика ситуации,

  - разработка прогноза развития ситуации.

           Информация о ситуации должна быть достоверной, достаточно полной и, в то же время, не избыточной. Аналитический материал должен готовиться специалистами, имеющими знания и опыт деятельности в области разрешаемой управленческой проблемы.

сВажное значение принадлежит выработке целей управленческого воздействия. Определение целей должно осуществляться при непосредственном участии лица принимающего решение. В процессе выработки управленческих решений важную роль играет адекватная оценка ситуации и различных факторов, оказывающих воздействие на ее развитие. С этой целью необходимо сформировать оценочную систему, в состав которой должны входить:

 - критерии, характеризующие объект оценки;

 - система показателей и шкалы, с помощью которых оценивается объект по каждому из критериев;

 - принципы проведения сравнительной оценки вариантов управленческого решения и их выбора.

           Анализ ситуации предполагает выявление факторов, определяющих динамику ее развития. При этом могут использоваться методы факторного и корреляционного анализа.

           Задача диагностики ситуации состоит в выделении ее ключевых проблем и характера их влияния. Данный элемент призван определить закономерности развития ситуации; механизмы целенаправленного воздействия на ее развитие; необходимость в различных ресурсах, требующихся для реализации управленческого решения.

           2. Разработка управленческого решения – заключается в генерировании альтернативных вариантов решений, отборе основных вариантов управляющих воздействий, разработке сценариев развития ситуации и экспертной оценке основных вариантов управляющих воздействий. В ходе отбора производится отсев заведомо нежизнеспособных или неконкурентоспособных вариантов. При отборе необходимо руководствоваться уровнем сравнительной оценки и требованием отсутствия дублирования. Главной задачей разработки сценариев является обеспечение понимания ситуации и наиболее вероятных путей ее развития лицом, принимающим решение. Целесообразно рассмотреть различные варианты динамики изменения основных факторов развития ситуации.

Так же следует провести экспертную оценку основных вариантов управляющих воздействий. Ее задача – дать оценку реализуемости рассматриваемых вариантов управленческих воздействий и достижения поставленных целей. На этой основе осуществляется ранжирование рассматриваемых вариантов.

           3. Принятия решения состоит из трех элементов: коллективной экспертной оценки, принятия решения лицом, принимающим решение, разработки плана действий. Коллективные экспертизы обеспечивают лучшую обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений.

           4. Реализация управленческого решения на основе разработанного плана мероприятий. Этап реализации решения предполагает доведение решения до исполнителей, наделение исполнителей ресурсами, делегирование полномочий и координацию действий исполнителей на всех участках реализации решения.

 Доведение решения  до исполнителей является одним  из важнейших элементов организации  выполнения решения. Оно осуществляется  посредством постановки задач  лицом, принимающим решение в  виде приказа, распоряжения, указания  и т.п. При этом руководитель  должен убедиться в точности  понимания существа поставленных  исполнителям задач и сроков  исполнения, их значения для достижения  общей цели, добиться уяснения  каждым исполнителем прав и  обязанностей, порядка взаимодействия  с другими исполнителями.

 

 2.4 Организация и контроль выполнения решений

           Контроль реализации запланированных мероприятий и действий обеспечивает эффективность деятельности организации. В зависимости от характера объекта управления применяют различные виды контроля. Основными видами контроля являются непрерывный и дискретный контроль. При невозможности осуществления контроля в процессе исполнения управленческих решений применяется контроль итоговых результатов управленческого воздействия. Основной задачей контроля является своевременная фиксация отклонений от оптимального развития процесса, запланированного промежуточного или конечного результата. По результатам контроля производится корректировка плана, управляющих воздействий с целью более полного достижения поставленной управленческой цели.

           Существует 4 структуры коммуникаций между руководителем и служащими.2

           1. Цепная структура

                                   

                       Рисунок 3 - Цепная структура коммуникаций.

 

           При цепочной структуре коммуникаций (рис. 3) решение, передаваемое с одного конца на другой, становится известно всем исполнителям и всеми обсуждается. Все связи в такой коммуникации одинаковы, а командный стиль руководства отсутствует. Такая структура взаимоотношений распадается, если нарушается связь между двумя участниками коммуникации.

           2. Многосвязная структура коммуникаций.

                                          

                      Рисунок 4 - Многосвязная структура коммуникаций.

 

           В многосвязной структуре коммуникаций (рис. 4) все ее участники связаны между собой. Ее отличает достаточная устойчивость и скорость передачи информации. Отношения командования ярко выражены. В практике управления наиболее часто встречается на уровне первичного коллектива.

 

           3. Звездная структура коммуникаций.

                                            

                        Рисунок 5 - Звездная структура коммуникаций.

           В звездной структуре коммуникаций (рис. 5) ярко выражен "коммутатор-руководитель", через которого передаются все задачи. Все связи замыкаются на нем (Р - руководитель). Устойчивость и скорость передачи информации невысокие.

 

           4. Иерархическая структура коммуникаций.

                                    

            Рисунок 6 - Иерархическая структура коммуникаций.

 

           Для иерархической структуры коммуникаций (рис. 6) характерны ярко выраженные командные отношения. Промежуточные ступени одновременно являются и подчиненными и командными.

          Организационно-управленческие решения оформляют в виде приказа или распоряжения, после чего они приобретают силу закона. Главная задача менеджера и состоит в том, чтобы организовать исполнение такого решения, обеспечить координацию и контроль выполнения. Таким образом, организация исполнения решений немыслима без контроля. Контроль исполнения решений является заключительной (завершающей) стадией управленческого цикла. Он принимает форму обратной связи, посредством которой можно получить информацию об исполнении решения, достижении организацией поставленных целей. Главное назначение контроля состоит в своевременном обнаружении возможных отклонений от заданной программы реализации решения, а также своевременное принятие мер по их ликвидации. В процессе контроля первоначальные цели организации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополнительной информации о выполнении принятых решений. Т.е. основная задача контроля состоит в том, чтобы своевременно выявить и спрогнозировать ожидаемые отклонения от заданной программы реализации управленческих решений. С помощью контроля не только выявляются отклонения от заданий, сформулированных в решениях, но и определяются причины этих отклонений.

Информация о работе Методы принятия управленческих решений