Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:12, курсовая работа
Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.
Важность проблем, связанных с принятием решений, привлекает к ним внимание широкого круга ученых и практических работников, представляющих далекие друг от друга области научных и технических знаний. В данной сфере принятие решений процесс систематизированный.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ…………………5
1.1. Выбор стратегии предприятия…………………………………………………..5
ГЛАВА 2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ..…11
2.1. Природа стратегических решений…………………………………………..…11
2.2 Принятие стратегических решений……………………………………….……12
2.3. Некоторые методы принятия решений в стратегическом менеджменте…....15
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ГК «СВЕТЛИЦА»…………………………………………………………………………....22
3.1. Характеристика исследуемой организации………………………………..…..22
3.2. Стратегический анализ исследуемой организации…………………...……….23
3.2.1. SWOT-анализ ОАО «АТОМ» ГК «Светлица»……………………………….23
3.2.2. Основные конкуренты ОАО «АТОМ» ГК «Светлица»…………….……….24
3.3. Применение метода списка и суммарной оценки на примере ОАО «АТОМ»…………………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…29
Библиографический список……………………………………………………………..31
Планирование снизу—вверх (характерно для диверсифицированных предприятий) означает, что цели отделений, стратегии их развития, производственные планы инициируются оперативными подразделениями предприятия. В прерогативу же планового отдела предприятия входит установление форм плановых документов и координация плановой
При планировании сверху—вниз (характерном для предприятий, специализированных на производстве какой-то определенной продукции) базовая информация, задачи каждого подразделения и ключевые стратегии формируются на уровне предприятия в целом и служат для оперативных подразделений руководящей линией. Последние составляют в лучшем случае среднесрочные планы своего развития.
Интерактивное планирование (которое наиболее широко распространено в настоящее время) представляет собой нечто среднее между двумя описанными выше схемами. В этом случае идеи формируются в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановым отделом предприятия и его оперативными подразделениями. Высшее руководство устанавливает цели и направления деятельности предприятия. Стратегии формируются в процессе взаимодействия
по вертикали
по специально разработанным процедурам.
Отдельные стратегии, (приобретения, участие
в современных предприятиях и новых проектах),
которые нельзя поручить какому-либо одному
подразделению, вырабатываются плановым
отделом или отделом развития и осуществляются
на уровне предприятия в целом.4
ГЛАВА 2 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
2.1. Природа стратегических решений
Принятие
решений в организации
1. Определение
проблемы. Здесь отслеживается
2. Решение
проблемы. Здесь рассматриваются
альтернативные варианты
Можно
провести разграничение между
• повторяются и четко определены;
• в
организации уже имеются
• имеется полная информация по текущим показателям;
• проблема имеет четкую структуру в вопросе критериев эффективности;
• альтернативы легко определяются и имеется большая вероятность успеха.
В организации имеется очень много действий, которые определяются запрограммированными решениями. Например, оплата по больничному листу или наложение взыскания за прогул. Запрограммированные решения могут быть и сложными, трудоемкими, например, составление годового отчета отдела или определение бюджета.
Незапрограммированные
решения имеют следующие
• новые, слабо определены и нет системы их решения;
• нет достаточной информации о проблеме;
• нет четких критериев эффективности решения;
• альтернативы решений не ясны;
• существует неопределенность относительно того, будет ли выдержан предложенный путь действий;
• обычно
возможно разработать немного вариантов
действий, поэтому традиционно
Незапрограммированные решения играют большую роль при разработке и реализации стратегии. Например, такие, как реорганизация подразделений организации или системы премирования.
Важные организационные управленческие решения, т.е. те, которые являются и незапрограммированными и затрагивают всю организацию или значительную ее часть, имеют определенное количество конкретных характеристик, в частности, таких:
• обычно не принимаются единолично одним управляющим;
• включают много подразделений, множество точек зрения и ожиданий, которые лежат за пределами отдельного принимающего решения лица;
• включают
большой объем информации, который
не вписывается в границы
• подразумевают
значительную политическую активность
и создание коалиций.
2.2 Принятие стратегических решений
Рассмотрим основные характеристики стратегических решений. Таковых можно выделить девять:
1) отражающие
точку зрения руководства, на
что должна быть похожа
2) призванные
оказать содействие
3) принимающие
также во внимание собственные
ресурсы организации и
4) включающие
представление о большом
5) чрезвычайно
сложные, включающие различные
степени неопределенности; они подразумевают,
что организация должна делать
допущения о предстоящих
6) требующие
всестороннего подхода к
7) имеющие
дальний прицел; они подразумевают
длительные перспективы и
8) причастные
к оценкам и ожиданиям
9) серьезно воздействующие на ресурсы и оперативную деятельность; они оказывают влияние на ресурсную базу организации и вызывают волны организационных решений более низкого уровня.
Представленные характеристики достаточно ясно показывают, чем отличаются стратегические решения от оперативных. Нижеследующая табл. 1 систематизирует эти отличия.
Принятие
стратегических решений не сводится
просто к выдвижению, оценке и отбору
вариантов. Этот процесс проходит в
условиях нестабильности внешней среды,
что накладывает определенные ограничения
и создает трудности для
• Динамичный
характер внешнего окружения быстро
обесценивает корпоративные планы
многих фирм, за исключением тех
случаев, когда они сформулированы
в самых общих терминах.5
Таблица 1
Отличия
стратегических решений от оперативных
Стратегические решения | Оперативные решения |
По природе долгосрочны | По природе краткосрочны |
Относятся к предприятию в целом | Концентрируются на оперативной деятельности предприятия |
Используют
информацию, полученную в условиях
высокой степени |
Используют оперативную информацию, которая, вероятно, более точна |
Результат сложно предугадать | Проще предсказать результат |
• Информацию невозможно получить в том количестве и того качества, которые требуются для выполнения всестороннего анализа внутреннего и внешнего окружения или для того, чтобы провести исчерпывающее исследование альтернативных стратегий.
• Лица, принимающие решения, в состоянии охватить весьма ограниченную и упрощенную совокупность взаимосвязанных переменных. Фактически они осознанно упрощают сложность проблемы, используя, например, разделение ее на отдельные управляемые части и затем рассматривая их последовательно.
• Систематические
формализованные процедуры
• Там,
где корпоративный план составляется
специалистами по планированию, рядовые
менеджеры (которые должны исполнять
его) часто проявляют недовольство
относительно решений, в принятии которых
они не участвовали. Кроме того, сотрудники
плановых отделов часто не имеют
доступа к жизненно важной информации,
которой владеют рядовые
• Проблемы часто возникают при введении нового процесса корпоративного планирования. Если энергично отстаиваются несколько так называемых универсальных методов управления (например, управление по целям, кружки качества, управление по отклонениям), то при подготовке новой системы планирования; скорее всего, будет уделяться недостаточно внимания как развитию организации, так и развитию методов управления.
Эти соображения
могут стать основой для
2.3. Некоторые методы принятия решений в стратегическом менеджменте
Рассмотрим несколько широко используемых практических инструментов принятия решений в стратегическом менеджменте
1. Информация и инструменты стратегического планирования. Исходными пунктами стратегического планирования являются:
- структура конкурентов;
- структура рынков сбыта;
- тенденции
технического развития и
- структура рынков снабжения;
- правовая,
социальная, экономическая, экологическая
и политическая окружающая
- собственные сильные и слабые стороны.
На основе перечисленных данных в соответствии с миссией фирмы выбираются цели на длительную перспективу и анализируются ресурсы, которые для этого необходимы. Инструментами стратегического планирования являются, кроме упомянутого выше метода экспертных оценок, анализ «разрывов», анализ шансов и рисков (сильных и слабых сторон), анализ портфеля, метод проверочного списка, метод оценки по системе баллов, концепция жизненного цикла товара, и также иные методы прогнозирования, планирования и принятия решений.
При анализе «разрывов» сравнивают три возможных сценарии развития фирмы:
- какого
оборота (прибыли и других
- какого
оборота можно достичь, если
попытаться при максимальном
напряжении сил проникнуть
- и если дополнительно развивать новые продукты и/или новые рынки (сценарий В).
Информация о работе Методы принятия решений в стратегическом планировании