Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:07, курсовая работа
От эффективности работы персонала зависит рост и развитие всего предприятия, поэтому тема курсовой работы «Методы отбора персонала», является актуальной. На сегодняшний день существуют различные методы отбора персонала, и каждое предприятие использует для себя наиболее подходящие.
Основой правильного отбора кадров является наличие объективной информации о работнике и формальных требований к вакантной должности с тем, чтобы обоснованно произвести их соединение. Отбор и оценка работников составляют важный раздел системы работы с персоналом и должны производиться на научной основе.
Отбор персонала имеет важное значение при управлении человеческими ресурсами, так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организаций, ибо только при наличии квалифицированного персонала они смогут добиться наилучших результатов и поставленных задач .
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Набор персонала в организацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Внешний набор персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Внутренний набор персонала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Методы отбора персонала в организацию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Анкетирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Собеседование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Тестирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Центры оценки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Испытательный срок как метод отбора персонала. . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Достоверность методов отбора персонала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
• в-третьих, перед собеседованием должен быть заготовлен комплект структурированных вопросов, которые будут задаваться всем кандидатам (структурированное собеседование)
Собеседование (интервью) - основной метод отбора кандидата.
Суть его - обмен
информацией между
Главные задачи собеседования:
1) собрать подробную
информацию о кандидате с целью принятия
решения о трудоустройстве;
2) дать кандидату всю информацию о работе;
3) решить, сможет ли кандидат вписаться в сложившийся коллектив;
4) в случае принятия кандидата, убедить его в правильности сделанного выбора.
Собеседование
может принимать различные
2. Слабо формализованная беседа. Заранее готовится только круг основных вопросов, а детали выясняются в ходе собеседования.
3. Беседа не по схеме. Заранее подготавливается список тем, которых необходимо коснуться в ходе беседы.
Исторически сложились следующие методики проведения собеседования:
1. Британский метод собеседования основан на личной
беседе с кандидатом членов кадровой комиссии.
Интервьюеры интересуются биографией,
традициями семьи и местом, где он получил
образование: «Не родственник ли Вы герцога
Соммерсетского? Кто из семьи служил в
Королевском флоте? Где Вы учились — не
в Оксфорде?» Если кандидат успешно отвечает
на заданные вопросы, то он быстро принимается.
2. Немецкий метод
основан на предварительной подготовке
кандидатами значительного числа документов
с обязательными письменными рекомендациями
известных специалистов, ученых, руководителей,
политиков. Экспертная комиссия из компетентных
лиц анализирует представленные документы,
следит за правильностью их оформления.
Кандидаты на вакантные должности проходят
целый ряд обязательных строгих процедур,
предшествующих непосредственному собеседованию.
3. Американский метод
собеседования сводится к проверке интеллектуальных
и творческих способностей, психологическому
тестированию с использованием компьютеров
и наблюдению за кандидатами в неформальной
обстановке. Для этого кандидат приглашается,
к примеру, на уикэнд, презентацию, ланч.
При этом обращается большое внимание
на потенциал человека и недостатки его
личности, что не всегда подтверждает
возможность работы подобранного таким
способом менеджера в команде. Однако
такой метод позволяет выявить скрываемые
недостатки личности, которые могут быть
недопустимы для работы в конкретной фирме.
4. Китайский метод
основан на предварительных письменных
экзаменах и имеет давние исторические
традиции. Кандидаты пишут ряд сочинений,
доказывая знание классики, грамотность
письма, знание истории. Успешно сдавшие
все экзамены, а таких набирается несколько
процентов от участвующих в конкурсе,
пишут заключительное сочинение на тему
будущей работы. Выдержавшие и этот экзамен
допускаются к непосредственному собеседованию.
В случае приема на работу их служебное
положение нередко зависит от полученной
на экзаменах отметки.
В современной практике кадровой работы обычно наблюдаются различные комбинации вышеназванных методов.
Собеседование «один-на-один», несмотря на всю его популярность, является ненадежным способом отбора специалистов. Интервьюеру рекомендуется проводить собеседование при участии хотя бы одного помощника в целях принятия более объективного решения, а лучше всего — в составе группы (3-5 человек). Групповое собеседование позволяет исключить предвзятую оценку кандидата, однако требует тщательной предварительной подготовки и согласованного поведения интервьюеров.
2.3.Тестирование
В настоящее время все более популярным становится тестирование.
При приеме на работу чаще всего используются три типа тестов:
1) тесты на квалификационные знания и навыки;
2) тесты на
общий уровень развития
3)тесты на
наличие и степень проявления
определенных личностных
качеств.
Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) — стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
При тестировании персонала применяемая батарея тестов (в том числе компьютерная) должна отвечать базовым требованиям валидности и надежности.
Валидность
теста — это критерий степени
достоверности измерения
Различают несколько видов валидности:
Валидность лучших тестов не превышает 80%. Следует учитывать, что валидность меняется в зависимости от контингента людей, которые подвергаются тестированию, а также характера их будущей деятельности. В результате один и тот же тест может быть высоковалидным для одной ситуации, и совершенно невалидным для другой.
Основные виды валидности тестов.
Конструктивная валидность — это критерий качества теста, используемый при измерении какого-либо сложного психического феномена, имеющего иерархическую структуру, измерить который из-за этого одним актом тестирования невозможно. К примеру, психодиагностика интеллекта невозможна без предварительного определения понятия «интеллект» и его структуры. В данном случае степень соответствия структуры интеллекта структуре теста и будет составлять конструктивную валидность теста. В общем она нацелена на определение точности измерения сложных, устойчивых типов поведения, качеств личности, психических явлений.
Валидность по критерию — это критерий качества теста, с помощью которого можно судить об интересующем аспекте психики конкретной личности в настоящем и будущем. Для его определения сопоставляются результаты тестирования с уровнем развития измеряемого признака, качества личности на практике. Так, для теста на технические способности основным критерием их определения будет выступать техническая деятельность конкретных специалистов, оценка их технических способностей с помощью экспертов, хорошо знающих испытуемых в интересующем аспекте на протяжении достаточно продолжительного времени. Оценка при этом дается по шкале порядковой, интервальной или отношений. В целом, применение теста считается оправданным, если валидность по критерию составляет минимум 0,2-0,25.
Валидность по содержанию — критерий качества теста, используемый при выяснении соответствия его области измеряемых психических явлений. Показывает, насколько полно тест охватывает исследуемое множество измеряемых параметров.
Прогностическая валидность — критерий качества теста, предсказывающий характер развития измеряемого параметра в будущем. Данный вид валидности особенно ценен с практической точки зрения. Однако существенным недостатком критерия является то, что он не учитывает неравномерность развития измеряемого параметра у различных людей в будущем.
Надежность теста — это его фундаментальная характеристика, показывающая степень стабильности результатов тестирования при неоднократном обследовании. Может определяться путем повторного тестирования через строго определенный отрезок времени и вычисления коэффициента корреляции между результатами первого и повторного тестирования. При этом важно учитывать, что надежность результатов тестирования зависит не только от качества самого теста, но и от процедуры проведения тестирования персонала (она должна быть одинаковой в первом и последующих случаях) и социально-психологической однородности выборки. Надежность теста может быть различной, к примеру, для подростков, мужчин, женщин, представителей различных социальных групп. Таким образом, надежность теста, выражая степень неточности, возможность ошибки, возникающей при любом тестировании, заставляет искать пути уменьшения этой ошибки, более конкретного, целенаправленного применения теста. Надежность лучших тестов составляет 0,8-0,9.
В целом, для того чтобы методы тестирования персонала оказались результативными, они должны быть достаточно надежными, достоверными. Достоверность метода отбора характеризуется его неподверженностью систематическим ошибкам при измерениях, то есть состоятельностью при переменных условиях.
На практике достоверность при вынесении суждений достигается сравнением результатов двух (или более) аналогичных тестирований, проведенных в разные дни. Многие квалифицированные эксперты отмечают, что результаты теста характеризуют человека в определенное время в определенном месте.
Не следует сбрасывать со счетов и волнение кандидатов в процессе тестирования. Профессиональные специалисты, проводящие тестирование, как правило, наблюдают за состоянием тестируемых и в случае необходимости стараются их успокоить.
Другой путь
повышения достоверности
Из всего многообразия тестов важно выделить наиболее подходящие для решения конкретных задач отбора. В современной практике российских компаний используются в основном западные методики, адаптированные в той или иной мере к отечественным социально-культурным особенностям.
В общем виде все тесты можно разделить на три основные группы:
К тестам-испытаниям относятся следующие группы тестов.
1. Тесты на выполнение отдельных видов работ. Например, прослушивание для музыкантов, тесты на вождение для водителей, программирование для программистов, машинопись для секретарей и др. Кандидату предлагается выполнить конкретное рабочее задание, отвечающее специфике будущей деятельности. Результаты по таким тестам наиболее достоверны в определении профессиональных знаний, навыков и умений.
2. Тесты, связанные с моделированием условий деятельности (метод профессиональной пробы).
3. Деловые и ролевые игры (т. н. «театрализованные тесты»).
Деловые игры нацелены на испытание человека (проверку, как он себя будет вести) в ситуациях, приближенных к реальным, с которыми ему придется сталкиваться на работе. Они применяются не только при отборе новых сотрудников, но и для того, чтобы оценить профессиональный рост уже работающих и, при необходимости, решить, как повысить их уровень.
С помощью тестов-опросников определяются интеллектуальные качества, свойства личности или интересы, предпочтения. Опросники используются для определения склонности к тому или иному виду деятельности, например, нравится ли человеку работать в коллективе, есть ли у него склонности к данному виду деятельности и т. д. В настоящее время широко применяются компьютерные варианты опросников.
Проективные тесты берут свое начало из глубины веков, от различных видов гаданий (на кофейной гуще, расплавленном воске, пламени свечи, полете птиц, небесных явлениях и др.). Современные проективные методики: тест Люшера, тест Роршаха, ТАТ (тематический апперцептивный тест), а также различные методики изучения продуктов творчества человека (например, рисование человека, дерева, дома, несуществующего (мифического) животного и др.). Проективные тесты построены на интерпретации ответов личности на внешне нейтральные вопросы и реакций на ситуации, допускающие множественность толкований при восприятии их испытуемым. По этим реакциям исследователь пытается понять глубинную сущность, психические особенности личности (например, раскрыть систему личностных смыслов, структуру мотивации и др.). Испытуемый проецирует на тестовую картинку свои мысли и чувства (отсюда и название тестов — проективные). Проективные методики позволяют выявить управленческий потенциал личности, определить уровень тревожности кандидата, выявить доминирующие потребности, склонность к конфликтности и пр.
Проективные тесты эффективны при выявлении творческого потенциала личности. В условиях возрастающей конкуренции предприниматели стремятся привлечь сотрудников с развитым творческим мышлением, способным генерировать новые идеи в быстро меняющейся бизнес-среде.
По критерию измеряемого психологического качества можно выделить следующие группы тестов:
Тесты на уровень интеллекта (тесты на IQ — интеллектуальные тесты)
Тестов, измеряющих уровень интеллекта, очень много, большинство из них происходят от двух классических методик: теста Бине-Симона и теста Векслера. Оба теста прошли испытание на протяжении 70-летней практики их применения и являются наиболее изученными и надежными. К примеру, баллы по результатам словесно-речевых IQ-тестов (тест Векслера) всегда хорошо коррелируют с успехами в учебе.
Применяя тот или иной тест интеллекта, важно знать, что автор или авторы теста вкладывают в понятие «интеллект». В настоящее время психологами выделяется несколько видов интеллекта: словесно-речевой, математический, визуально-пространственный, художественный, двигательный, музыкальный и прикладной. При этом многие психологи говорят о так называемом «общем (едином) интеллекте», позволяющим человеку довольно эффективно проявлять себя в разных областях жизнедеятельности.
К тому же высокий коэффициент интеллекта сам по себе не является гарантией успешной работы сотрудника. Многое определяется тем, что требуется для выполнения конкретной работы, а в этом случае на первом месте далеко не всегда выходят интеллектуальные качества. К примеру, финансовому директору недостаточно иметь хороший математический интеллект, ему очень важно уметь верно оценивать степень риска и принимать правильные финансовые решения.