Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:07, курсовая работа
От эффективности работы персонала зависит рост и развитие всего предприятия, поэтому тема курсовой работы «Методы отбора персонала», является актуальной. На сегодняшний день существуют различные методы отбора персонала, и каждое предприятие использует для себя наиболее подходящие.
Основой правильного отбора кадров является наличие объективной информации о работнике и формальных требований к вакантной должности с тем, чтобы обоснованно произвести их соединение. Отбор и оценка работников составляют важный раздел системы работы с персоналом и должны производиться на научной основе.
Отбор персонала имеет важное значение при управлении человеческими ресурсами, так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организаций, ибо только при наличии квалифицированного персонала они смогут добиться наилучших результатов и поставленных задач .
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Набор персонала в организацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Внешний набор персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Внутренний набор персонала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Методы отбора персонала в организацию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Анкетирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Собеседование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Тестирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Центры оценки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Испытательный срок как метод отбора персонала. . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Достоверность методов отбора персонала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
- проведение презентаций, участие в ярмарках вакансий, праздниках, фестивалях;
- временный найм работников (лизинг персонала). Временный работник, обладающий необходимыми для данной должности знаниями и навыками, может выполнять соответствующие задания. Преимущество, которое дает использование временных работников, состоит в том, что организации не приходится выплачивать им премии, обучать их, о компенсациями и заботиться о последующем продвижении по службе.
1.2. Внутренний набор персонала.
Внутренний набор также имеет свои преимущества и недостатки.
К преимуществам относятся:
• высокая степень
управляемости сложившейся
• усиление мотивации сотрудников на эффективную работу в организации, вследствие появления у них шансов для карьерного роста;
• улучшение морально-психологического климата в коллективе и усиление привязанности работников к организации;
• низкие затраты на привлечение новых сотрудников и их адаптацию к условиям работы в организации.
К недостаткам внутреннего набора можно отнести следующие моменты:
• отсутствие притока новых людей с новыми взглядами, что может привести к застою;
• ограничение возможности для выбора кадров;
• напряженность и конфликтность в коллективе в случае появления нескольких претендентов на вышестоящие должности;
• продвижение «Нужных людей»;
• Сопротивление
со стороны Руководителей
• количество переводов на новую должность не удовлетворяет потребности в кадрах развивающейся организации, удовлетворяет потребность только качественная, но через переподготовку или повышение квалификации, что связано с дополнительными затратами.
При внутреннем наборе используются следующие методы:
• объявления о Вакантном месте во Внутренних средствах информации: газете организации; специально изданных информационных листах;
• обращение к руководителям подразделений организации с просьбой выдвинуть кандидатов на конкретную должность, обладающих требуемыми характеристиками;
• внутрифирменное перемещение персонала; обращение к персоналу Организации с просьбой оказать помощь и заняться неформальным поиском кандидатов среди своих коллег, родственников и знакомых;
2. Методы отбора персонала в организацию
Отбор персонала – часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих ни данную должность (общепринятая трактовка термина). Отбор персонала, как уже отмечалось, осуществляется не только при найме работников, и поэтому в общем случае его следует рассматривать как процесс отбора кого-либо по установленным критериям с использованием определенных методов из общего числа работников, отвечающих этим критериям.
В условиях рыночных экономики качество персонала стало главнейшим фактором, определяющими выживание и экономическое положение российских организаций. Отбор работников всегда старались проводить достаточно тщательно, поскольку качество людских ресурсов во многом определяет возможности и эффективность последующего использования, но в прошлом ограничивались оценкой качества претендентов, обращавшихся за работой по своей инициативе. В настоящее время перешли к активным методам поиска и вербовки персонала. Сейчас стремятся привлечь в организацию как можно больше соискателей, удовлетворяющих требованиям, совершенствуется процедура самого отбора. В прошлом руководитель нередко выбирал работника без помощи кадровых служб. Он полагался на свою интуицию и опыт, а также на рекомендации с прежнего места работы. Частые ошибки приводили к увольнению работника и его замене новым. Такой подход в современных условиях становится не только не эффективным с точки зрения обеспечения потребностей в квалифицированной рабочей силе, но и попросту дорогостоящим. Работники кадровых служб давно ощущали потребность в более обоснованных и надежных процедурах. Повышение эффективности и надежности отбора связывается с последовательным проведением проверки деловых и личностных качеств кандидата, основанной на взаимодополняющих методах их выявления и источниках информации. Осуществляется поэтапный отбор кандидатур. Каждый раз отсеивают тех, кто обнаружил явное несоответствие предъявляемым требованиям. Одновременно применяют, по возможности, объективную оценку фактических знаний и степени владения кандидатом необходимыми производственными навыками. Таким образом формируется сложная многоступенчатая система проведения отбора человеческих ресурсов.
Отбор занимает
важное место в системе управления
персоналом предприятия. Эта функция
кадрового менеджмента
В связи с экономическими реформами в практике управления организациями все шире применяются конкурсные начала.
В широком смысле под конкурсом понимают все кадровые программы, предполагающие соревнование между участниками (конкурсные замещения вакантных должностей, набор в кадровый резерв и т. д.).
В узком смысле под конкурсом понимают процедуры привлечения персонала на работу в организацию, основанные на принципах конкуренции между кандидатами.
Практика свидетельствует, что грамотно проведенный отбор спасает организацию от ненужных ей людей, помогает рационально использовать профессиональные возможности человека, способствует накоплению профессионального опыта предшествующих поколений.
Анализ научных данных по проблеме отбора персонала в организации позволяет сформулировать ряд общих принципов отбора:
- обеспечение соответствия индивидуальных качеств претендента требованиям, предъявляемым содержанием работы (образование, навыки, стаж, опыт, в ряде случаев пол, возраст, здоровье, психологическое состояние);
- равный доступ любого человека в организацию, чьи способности и профессиональная подготовка соответствуют требованиям должности;
- ориентация на сильные, а не на слабые стороны человека, поиск не идеальных кандидатов, которых как таковых не существует, а наиболее подходящих для данной должности;
- ориентация на наиболее квалифицированные кадры (хороший специалист, сколько бы ему ни плати ли, всегда обходится дешевле, чем плохой), но не более высокой квалификации, чем этого требует рабочее место;
- отказ в приеме новым работникам независимо от квалификации и личных качеств, если потребности в них нет;
- отбор персонала в организацию как функция кадрового менеджмента должен быть тесным образом увязан с другими функциями кадроведческого цикла;
- профессиональный отбор кандидатов должен включать в комплексе элементы социологического психологического и медицинского отбора;
- необходимо сочетать отбор и консультирование по профессиональному развитию личности.
- соблюдение Законодательных норм и этических принципов привлечения и отбора персонала.
Критериями отбора, признанными во всем мире, являются:
• во-первых, образование кандидата;
• во-вторых, уровень его профессиональных навыков;
• в-третьих, опыт предшествующей работы; • в-четвертых, личные качества кандидата. Критерии отбора должны быть известны всем желающим поступить на работу в организацию и обязательно одинаковы для всех. Их не должно быть слишком много, иначе отбор окажется затруднительным.
Существует большое количество традиционных и нетрадиционных методов отбора персонала в организацию. Рассмотрим основные из них.
2.1Анкетирование
Анкетирование
— метод сбора социальной информации.
Широко используется в социальной психологии,
социологии, управлении персоналом.
Анкетирование дает возможность за сравнительно
короткий срок опросить значительное
количество людей, что особенно важно
при оперативном изучении общественного
мнения (например, при выдвижении руководящих
работников, аттестации кадров, изучении
причин текучести, при организационной
диагностике и т. д.) или в процессе подбора
кадров. Основным инструментом анкетирования
является анкета (опросный лист), т. е. список
специальных и определенным образом сгруппированных
вопросов. По содержанию и форме задаваемых
вопросов анкеты классифицируются на
открытые (вопросы задаются в открытой
форме, предполагающей произвольный ответ),
закрытые (предусмотрены однозначные
варианты ответов типа «да-нет») и комбинированные.
Анкетирование широко распространено
при приеме на работу и проведении собеседований
с персоналом.
Анкетирование позволяет больше узнать о предыдущем опыте работы, профессиональных склонностях и интересах, о личных увлечениях (хобби) и интересах. Типовыми для всех форм анкет являются следующие группы вопросов:
• индивидуальная информация (имя, адрес, дата рождения, семейное положение и т.д.);
• образование (школы, колледжи, университеты, вечерние классы и т.д.);
• карьера (предыдущие места работы, зарплата);
• состояние здоровья;
• интересы и увлечения в свободное время;
• сведения о том, почему кандидат хочет получить именно эту работу, его предложения;
• имена поручителей.
Есть различные фирменные формы анкет, анкеты для впервые нанимающихся и тех, кто уже работал в данном профессиональном направлении. Имеются очень развернутые анкеты. Однако специалисты считают, что использование подобных анкет в отечественной практике должно иметь разумные ограничения, чтобы не допускать вторжения в личную жизнь человека.
Метод - анализ
анкетных данных основывается на том,
что биография человека является
надежным индикатором его потенциала.
Число вопросов анкеты обычно колеблется
от 10 до 100. Анкета должны быть составлены
специалистами в области
Достоинствами этого метода являются простота и небольшие затраты. Недостатками метода является наличие информации только о прошлом кандидата и не возможность определить его настоящее состояние и потенциал роста.
Резюме кандидата также можно отнести к методу анализа анкетных данных. Резюме – это документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемой при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.
Документом, который все чаще используется в практике современной кадровой работы, является резюме. Его назначение двояко: службе персонала изучение резюме облегчает отбор претендентов, а последним дает шанс заинтересовать в себе работодателей.
Резюме обычно содержит личные данные (имя, адрес, телефон); краткое описание цели и причин стремления получить данную работу; перечисление мест предыдущей работы и причин увольнения (в обратной хронологической последовательности); сведения об образовании; дополнительную информацию о кандидате (знание компьютера, знание языков, наличие водительских прав, открытия, изобретения, публикации, спортивные или иные достижения; черты характера). Не существует единых правил и предписаний, определяющих специфику и содержание резюме, но оно должно быть четким, конкретным, кратким, иметь объем не больше одной страницы.
2.2.Собеседование.
Это высокоэффективный метод отбора кадров. Цель собеседований как метода отбора заключается в оценке степени соответствия кандидата портрету идеального сотрудника, его способности выполнять требования должностной инструкции, потенциала профессионального роста и развития, способности адаптироваться в организации, знакомстве с ожиданиями кандидата в отношении организации, условий работы, ее оплаты и т. п. Во время собеседования не только организация оценивает кандидата, но и кандидат оценивает организацию с точки зрения ее соответствия его собственным интересам и запросам. Специалисты по подбору персонала, проводящие собеседование, должны представить максимально объективную и полную информацию об организации, чтобы заинтересовать кандидата, и в то же время избежать приема на работу тех, чьи ожидания расходятся с возможностями организации.
Общие рекомендации по проведению эффективного собеседования следующие:
• во-первых, необходимо установить взаимопонимание с кандидатом, создать психологически благо приятную обстановку;
• во-вторых, в ходе всего собеседования концентрировать внимание на требованиях к работе;