Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 22:21, курсовая работа
Целью написания данной работы является исследование методов оценки персонала предприятия.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
• проанализировать ключевые понятия, относящиеся к оценке персонала и уточнить их определения
• обосновать систему принципов оценки персонала;
• систематизировать методы оценки персонала и определить область их применения;
Индивидуальный план
развития (рис.1) представляет собой
самооценку сотрудника (применительно
к занимаемой им должности), его видение
того, как он мог бы улучшить результаты
своей профессиональной деятельности
и мероприятия, которые могли бы помочь
ему в самосовершенствовании. Часто индивидуальный
план содержит пункт о долгосрочном профессиональном
развитии сотрудника, т.е. развитии его
карьеры.
|
Личные цели - это ограниченный набор ключевых задач для сотрудника на аттестационный период. Установление личных целей является элементом системы управления посредством установки целей (МВО в английском сокращении). Включаемые в личный план цели должны быть конкретными, поддающимися измерению, напряженными и связанными с задачами, стоящими перед организацией в целом и подразделением, в котором работает сотрудник. Для того чтобы достичь этого, цели, намеченные работником, обсуждаются им с руководителем. Результатом такого обсуждения является согласованный личный план сотрудника, которым он руководствуется в течение аттестационного периода.
Для проведения аттестации многие организации используют сегодня и индивидуальные планы развития, и личные цели. Первое дает возможность спланировать и оценить профессиональное развитие и рост работника, второе устанавливает конкретные профессиональные задачи и предоставляет инструмент оценки их выполнения.
Текущий контроль. В течение всего аттестационного периода руководитель осуществляет контроль за работой сотрудника, в том числе за выполнением индивидуального плана. Для этих целей руководитель может использовать специальную форму регистрации достижений (рис. 3), позволяющую более объективно аттестовать сотрудника в конце периода и лучше подготовиться к аттестационному собеседованию.
|
Рис. 2.2. Форма регистрации достижений
2.2.Пример экспертной оценки
Анкета оценки руководителя или специалиста, карточка эксперта, бланк результатов опроса экспертов и бланк расчета итоговой оценки на аттестуемого - таковы обязательные документы почти любой методики независимо от способа расчетов (вручную или с использованием компьютера).
Основным инструментом оценки является анкета, которая представляет собой специально разработанный вопросник, включающий перечень определенных качеств и варианты ответа. При этом перечень качеств, которыми должен обладать специалист, зависит от сферы его деятельности и занимаемой должности. Поэтому правильный подбор качеств, их перечень для каждой конкретной должности, а также оценки в баллах рекомендуется устанавливать конкретной экспертной комиссией в организации. Именно в этом - одно из важнейших условий объективной оценки работника.
После
обсуждения результатов каждая экспертная
комиссия утверждает не только перечень
качеств, включаемых в анкету, но и определяет
количественную оценку каждого качества
в баллах. Например, в анкету рекомендованы
десять качеств, и все они оценены по десятибалльной
системе оценок (рис.2.3.)
№ п/п | Показатель | Баллы |
1 | Способность к
выработке и внедрению |
10 |
2 | Умение создавать в коллективе нормальный психологический климат | 9 |
3 | Способность оперативно оценивать ситуацию и принимать удачные решения | 8 |
4 | Стремление к профессиональному росту и постоянному повышению квалификации | 7 |
5 | Дисциплинированность и организованность |
6 |
6 | Инициативность | 5 |
7 | Умение добиваться согласия в решениях и действиях людей | 4 |
8 | Способность с энтузиазмом и увлечением относиться к делу | 3 |
9 | Коммуникабельность | 2 |
10 | Способность проявлять
интерес к смежным |
1 |
Рис.2.3. План оценки по 10 бальной шкале
Расположены эти качества в анкете в ранжированный ряд - от более до менее значимого. В соответствии с этим и выставляется первая оценка, которая характеризует степень значимости качества. Вторая оценка - это оценка степени проявления этих же качеств по четырем вариантам ответа. Эксперт при этом должен установить, как часто определяемое качество проявляется у аттестуемого по следующей балльной шкале:
При первой оценке ставится знак "+" в графе против качества и его оценки в баллах. При второй оценке ставится знак "+" в графе, соответствующей мнению эксперта.
Обработка результатов оценки
аттестуемого осуществляется
где Зср - средний балл оценки качества по степени его функциональной значимости;
З10 ... 31 - оценка экспертом степени значимости качества по десятибалльной шкале;
n10 ... n1 - количество экспертов, которые присвоили качеству оценку по степени значимости (в баллах);
n - общее количество экспертов.
Одновременно в этом же бланке по каждому из качеств рассчитывается средний балл степени проявления этого качества у аттестуемого,
где Пср - средняя оценка степени проявления качеств у аттестуемого;
П1,5 ... П0,5 - степень проявления качеств у аттестуемого по оценке экспертов;
n1,5 ... n0,5 - количество экспертов, отнесших качество к степени его проявления у аттестуемого к тому или иному баллу оценки;
n - общее количество экспертов.
Затем по каждому качеству определяется средневзвешенный балл по формуле:
К = Зср * Пср, где К - качество.
Далее путем суммирования средневзвешенных баллов по всем качествам определяется итоговый балл оценки аттестуемого. Итоговую оценку комиссия сравнивает с эталоном.
Расчет эталона производится следующим образом: сумма баллов по всем 10 качествам (10+9+8+7+6+5+4+3+2+1 = 57) умножается на 1,5 (коэффициент степени проявления качества, если оно проявляется всегда), или на 1,0 (если оно проявляется в большинстве случаев), или же на 0,5 (если качество присутствует иногда). В итоге получаем следующие результаты:
Таким
образом, в первом случае, если оценка
работника составляет более 85
баллов, формулируют вывод о его
повышении или включении в состав резерва
на выдвижение. Во втором случае, если
оценка составит от 57
до 85 баллов, делают
заключение о соответствии занимаемой
должности. В третьем случае, если оценка
составляет ниже 28
баллов, фиксируют вывод о том,
что работник не соответствует занимаемой
должности. При этом весьма ценно и то
обстоятельство, что детальный анализ
оценок экспертов по качествам может помочь
определить для каждого работника конкретные
направления совершенствования его деятельности.
2.3.Результаты оценки.
После завершения оценочных
Однако, если оценка проводится
на предприятии впервые,
Анализируя результаты оценки, администрация
должна делать акцент в первую
очередь на достижениях и
К сожалению, часто отчет по
мероприятию ложится на полку
к высшему руководству, где, во-первых,
о нем просто забывают, а результаты никак
не используют в дальнейших организационных
решениях предприятия. Во-вторых, документ
иногда используют не по назначению –
в качестве инструмента подавления инакомыслящих
и повода для шантажа сотрудников, о которых
«ну такое стало известно, ну такое!». Как
следствие – все последующие процедуры
обречены на провал, независимо от профессиональной
компетентности оценивающих. Персонал
компании будет считать оценку либо просто
потерей времени, либо откровенным, но
изощренным наказанием. Поэтому все результаты
будут недостоверными. В зависимости от
жесткости корпоративной культуры компании
сотрудники будут либо проявлять только
социально- одобряемые поведенческие
стандарты в своих ответах, либо демонстрировать
абсолютно закрытую позицию в отношении
процедуры.
Именно для того, чтобы не допустить
подобных последствий,
Деловая оценка качеств персонала организации – это целенаправленный процесс определения соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
Оценка эффективности основана на учете специфики труда служащих и особенностей проявления его результатов.
Организации
периодически оценивают своих сотрудников
с целью повышения