Методы оценки персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является исследование методов оценки персонала предприятия.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
• проанализировать ключевые понятия, относящиеся к оценке персонала и уточнить их определения
• обосновать систему принципов оценки персонала;

• систематизировать методы оценки персонала и определить область их применения;

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

       Аналогичен предыдущему, но вместо определения поведения работника в решающей ситуации текущего времени оценщик фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или иным специфическим образом ранее. Метод трудоемкий и требует существенных материальных затрат.

    

                                                              Интервью.

       Эта методика заимствована отделами по работе с персоналом из социологии.

Интервью  проводится с целью оценки личности.   

                                             Метод "360 градусов оценки".

       Сотрудник оценивается своим руководителем, своими коллегами и своими подчиненными. Конкретные формы оценки могут варьироваться, но все оценивающие заполняют одинаковые бланки и обработка результатов производится с помощью компьютеров, чтобы обеспечить анонимность. Цель метода - получить всестороннюю оценку аттестуемого.  

                                             Метод независимых судий

     Независимые члены комиссии - 6-7 человек - задают аттестуемому разнообразные вопросы. Процедура напоминает перекрестный допрос по разным сферам деятельности аттестуемого. Перед судьей располагается компьютер, на котором оценивающий нажимает клавишу "+" в случае правильного ответа и, соответственно, клавишу "-" - в случае неправильного ответа. По завершении процедуры программа выдает заключение. Возможна и ручная обработка ответов работника, тогда правильность ответов заносится в предварительно составленный бланк.  

                                                        Тестирование

     Для оценки работника могут быть применены и различные тесты. По своему содержанию они разделяются на три группы:

- квалификационные, позволяющие определить степень  квалификации работника;

- психологические,  дающие возможность оценить личностные  качества работника; 

- физиологические,  выявляющие физиологические особенности  человека.

Положительные стороны тестовой оценки в том, что  она позволяет получить количественную характеристику по большинству критериев оценки, и возможна компьютерная обработка результатов. Однако, оценивая потенциальные возможности работника, тесты не учитывают, как эти способности проявляются на практике.  

                                                    Метод комитетов

     Оценка проводится группой экспертов и нацелена на выяснение способностей кандидата, дающих ему право претендовать на другие должности, в частности на выдвижение на повышение.

Данная  методика состоит из следующих этапов:

- деятельность разбивается на отдельные составляющие;

- определяется  результативность каждого вида  деятельности в баллах по шкале  (например, от-10 до+10), и таким образом  определяют степень успеха;

- составляются  три списка работ: те работы, которые удается решить успешно, которые удаются от случая к случаю, и те, которые никогда не удаются;

- выносится  заключительная комплексная оценка.

Оценка  в самом общем виде включает следующие  четыре действия:

- выбор  оцениваемых качеств, показателей  деятельности работника;

- использование  разных методов сбора информации;

- оценочная  информация должна давать комплексное  представление о человеке;

- сравнение  реальных качеств сотрудника  с требуемыми.

Изучаемые наборы качеств разрабатываются  с учетом задач, выполняемых по должности. Обычно таких качеств набирается от 5 до 20.  

                                               Метод центров  оценки

      С помощью этого метода решаются две задачи:

- выясняются  личные и деловые качества  работника, (обычно этот метод  используется для оценки руководящих сотрудников);

- определяется  программа индивидуальных тренировок  руководителя, позволяющая развить  его способности, поведенческие  навыки.

      Испытание занимает различное время, так, например, для оценки профессионализма мастера достаточно несколько часов, для менеджера невысокого уровня - один день, для менеджеров среднего звена - два-три дня, чуть более для руководителей и управляющих высшего звена.

     Вот некоторые из используемых для оценки процедур:

  • Выполнение управленческих действий. За отводимые на выполнение задания два часа испытуемый должен ознакомиться с некоторыми инструкциями, деловыми бумагами, приказами и другими материалами, необходимыми для отдачи распоряжений по конкретным технологическим, производственным, кадровым вопросам. Так имитируется реальная деятельность фирмы. После окончания двухчасовой работы над заданием с оцениваемым проводится интервью.
 
  • Обсуждение  проблем в небольшой группе. Эта  процедура позволяет выявить  умение работать в группе. Членам группы дается материал, с которым надо ознакомиться, самостоятельно принять решение по заданному вопросу и во время группового обсуждения (40-50 минут) убедить остальных в его правильности. На всех перечисленных этапах испытуемый оценивается наблюдателями в баллах.
 
  • Принятие  решений. Испытуемых разделяют на несколько  групп (представители конкурирующих  фирм). Моделируется работа фирм на протяжении нескольких лет (2-5лет). Каждый час считается  одним годом, в течение которого решается ряд задач. Деятельность каждого испытуемого оценивается экспертами.
  • Разработка и представление проекта. Необходимо за 1 час разработать проект плана развития какого-то рода деятельности, который потом защищается перед экспертами
 
  • Подготовка  делового письма. Каждый испытуемый готовит деловые письма по разным вопросам и с разных позиций: отказ, отмена решения, высказывание негативной информации и т.д. Действия оценивают эксперты.
 

           Иногда практикуется и сравнение результатов экспертной оценки работника с его самооценкой своих личных и деловых качеств. Результаты такого сравнения могут быть очень показательными как для руководства, так и для самого работника.

                                                       Метод деловых игр

      Оценка персонала осуществляется в рамках специально разработанных имитационных и развивающих деловых игр. К оценке привлекаются как сами участники деловых игр, так и эксперты-наблюдатели. Аттестационные деловые игры проводятся, как правило, на результат, что позволяет оценить готовность персонала к решению текущих и будущих задач, а также индивидуальный вклад каждого участника игры. Этот метод оценки может использоваться для определения эффективности командной работы персонала.

            Метод оценки достижения целей (Метод управления посредством постановки целей).  

       Руководитель и подчиненный совместно определяют ключевые цели деятельности работника на определенный срок (год-полгода). Цели должны быть конкретными, достижимыми, но напряженными, иметь значение как для профессионального развития работника, так и для совершенствования деятельности организации. Устанавливаемые цели очерчивают сферу ответственности работника и круг его обязанностей на те конкретные сроки, которые необходимы для достижения намечаемого результата. Эти результаты должны быть измеримыми хотя бы в процентах. Оценка результатов производится совместно руководителем и работником на основе индивидуальных стандартов реализации целей, однако руководитель обладает решающим голосом при подведении итогов.  

      

                      Метод оценки на основе моделей компетентности.

      Модели компетентности описывают интеллектуальные и деловые качества работника, его навыки межличностной коммуникации, необходимые для успешной профессиональной деятельности в рамках существующей в организации корпоративной культуры. Разрыв между необходимым и существующим уровнем компетентности становится основанием для разработки индивидуальных планов профессионального развития. Выполнение этих планов, находящее выражение в конкретных результатах профессиональной деятельности, и является предметом оценки и самооценки, а также независимой экспертизы.  

       Это все, имеющиеся методы оценки  персонала на сегодняшний день. И в разных источниках дается  свои названия – суть одна.

       

         1.2.Формы оценки персонала

       Одна из важнейших методических  проблем - кто должен оценивать работника. В практике большинства фирм этим занимается менеджер - управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются: 

  1. комитет из нескольких контролеров. Такой подход имеет то преимущество, что он исключает предвзятость, возможную при проведении оценки одним начальником;
  2. коллеги оцениваемого. Чтобы эта система приносила плоды, необходимо, чтобы они знали уровень результативности его труда, верили друг другу и не стремились выиграть один у другого возможность повышения зарплаты и повышения по службе;
  3. подчиненные оцениваемого;
  4. кто-либо, не имеющий непосредственного отношения к рабочей ситуации. Этот вариант требует больших затрат, чем другие, и в основном используется для оценки работника на каком-либо очень важном посту. Возможно использование подобного варианта также в случаях, если необходимо бороться с обвинениями в предвзятости и предрассудках. Следует принять во внимание, что при использовании данного подхода лицо, производящее оценку, не будет иметь такого объема информации, как при предшествующих четырех вариантах;
  5. самооценка. В данном случае - работник оценивает себя при помощи методов, используемых другими оценщиками. Этот подход используется скорее для развития навыков самоанализа у работников, нежели для оценки результативности труда;
  6. использование комбинации перечисленных форм оценки: оценка контролера может быть подтверждена самооценкой, а результаты оценки начальником могут сравниваться с оценкой подчиненных или коллег. Двухстороннее (оценщик - оцениваемый) обсуждение результатов оценки дает хорошие предложения для высшего руководства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  
 
 
 

РАЗДЕЛ 2.  

         ПРИМЕНЕНИЕ И СЛЕДСТВИЕ ОЦЕНКИ    

   2.1.Аттестация, как метод оценки персонала

    Одним из  традиционных  способов  оценки  персонала  является  регулярная

аттестация   персонала (собой   процесс    оценки

эффективности  выполнения  сотрудником  своих  должностных  обязанностей   и

осуществляется  его непосредственным руководителем).                                      

          Аттестация представляет собой процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемой его непосредственным руководителем. Аттестация включает в себя несколько этапов : определение даты аттестации , подготовка сотрудника и руководителя, аттестационное собеседование  и заполнение формы.

  И, по существу, является непрерывным   процессом.

   Регулярная аттестация позволяет:

   • определить и оценить знания, умения и качества работника;

   • высветить, оценить и развить  сильные стороны работника;

   • определить слабые стороны  работника и вместе работать  над их

устранением;

   • установить потребности обучения, потенциальные жалобы, проблемы

дисциплины  и перспективы выдвижения на ранней стадии;

   • оценить нормальное состояние  персонала.

         Личный план сотрудника. Одним из результатов аттестационного собеседования является утверждение личного плана сотрудника на следующий аттестационный период. Основное назначение плана - выработка "рецепта" для повышения эффективности работы сотрудника. Существует несколько форм таких планов, хотя наиболее распространенными (и взаимодополняющими) в настоящее время являются индивидуальный план развития и личные цели.

Информация о работе Методы оценки персонала