Методы оценки обоснования управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить методы оценки обоснования управленческих решений.

Задачи курсовой работы:

- дать понятие управленческих решений;

- произвести классификацию управленческих решений;

- охарактеризовать процесс принятия управленческих решений;

- изучить способы оценки обоснования управленческих решений;

- дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;

- провести анализ управленческих решений, принятых на РУПП «Завод Изотрон»;

- дать оценку обоснованности управленческих решений, принятых на РУПП «Завод Изотрон»»;

- указать основные направления и пути повышения эффективности управленческих решений на РУПП «Завод Изотрон».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

1.ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ…………………………………………………………………........5

1.1. Сущность управленческих решений………………………………………..5

1.2. Процесс принятия управленческих решений……………………………..11

1.3. Оценка обоснования управленческих решений…………………………..17

2.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА РУПП

«ЗАВОД ИЗОТРОН»..………………………………………………..………..24

2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемого

предприятия………………………………………………………………...24

2.2. Анализ управленческих решений на РУПП «Завод Изотрон»……..........32

2.3. Оценка обоснования управленческих решений на РУПП «Завод

Изотрон»……………………………………………………...……………..38

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА РУПП

«ЗАВОД ИЗОТРОН»….…………………………………………………….…46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....55

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Организационная структура управления РУПП «Завод Изотрон»………….58

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Показатели финансово-хозяйственной деятельности РУПП «Завод Изотрон» за 2007-2008г. г…….…………………………………………………………….59

Работа содержит 1 файл

УПРРЕШЕНИЯ.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

     Эффект  коммерческих решений в наиболее общем виде и прежде всего количественно  выражается в приросте объема товарооборота, ускорении товарооборачиваемости  и в уменьшении объема товарных запасов.

     Конечный экономический результат проявляется в увеличении доходов организации или предприятия (на сумму реализованного наложения) и уменьшении расходов.

     Таким образом,  оценивание качества управленческих решений  есть всегда процесс, состоящий из ряда последовательных или параллельно-последовательных циклов, на каждом из которых происходит определенное изменение процедур, вводятся вторичные циклы, дополняющие, уточняющие, обобщающие результаты процедур предыдущего цикла. Интегративность и цикличность оценивания обусловлены одновременно его многоуровневым характером, необходимостью переходов от оценивания работы как таковой к ее оценке с позиций совокупности работ, включающей данную, и к оценке отдельных составных частей данной работы.

     Определение качества  и обоснованности управленческих решений, по моему мнению,  представляет собой  настолько творческий процесс, что чрезмерная регламентация его технологии может свести процесс к чисто формальным процедурам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА РУПП «ЗАВОД ИЗОТРОН» 

     

  • 2.1.Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия 

         Республиканское унитарное производственное предприятие  «Завод Изотрон» образовано приказом Министра Электронной промышленности СССР в 1990 году в составе научно-производственного объединения «Интеграл» г. Минск. Расположено РУП «Завод «Изотрон» по адресу: г. Лида, ул. Качана, 19.

         Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь № 253 от 16.04.1994г. РУП «Завод Изотрон» переведен в ведение Комитета по фармацевтической и микробиологической промышленности при Совете Министров Республики Беларусь с целью перепрофилирования предприятия на выпуск продукции фармацевтического и микробиологического назначения. Отсутствие финансирования для проведения общестроительных и подготовительных работ по перепрофилированию производства до 2001г. не позволило перейти на выпуск медицинских препаратов. В 2001г. с выделением бюджетной ссуды начались работы по подготовке помещения, разработки бизнес-плана и закупки необходимого оборудования для производства перекиси водорода, первая партия которого была выпущена в октябре 2002г. В настоящее время завод производит фасовку 3% раствора перекиси водорода. По итогам работы за 2004г. предприятием освоено производство новых видов продукции: 6% раствор водорода перекиси, фасовка лекарственного сырья (цветки ромашки, цветки ноготков), разработан промышленный регламент для производства раствора хлоргексидина биглюконата 0,05%, выпуск которого начат в 2005г. В 2006 году освоен выпуск магния сульфата, порошка в пакетах по 20г. В 2007 году освоен выпуск стрептоцида, порошка в пакетах по 2 г, кислоты борной и натрия гидрокарбоната порошков в пакетах по 10 г. Увеличен в 1,7 раза по сравнению с 2006 годом выпуск жидких лекарственных средств. В 2008 г. осуществлен запуск серийного производства резистона, ПАСК-натриевой соли,  шампуня «Метризон», присыпок.

         На  предприятии в предыдущие периоды  освоен процесс производства нескольких видов продукции: производство растворов  перекиси водорода, фасовка лекарственного растительного сырья, производство лекарственных средств в форме порошков, пошив спецодежды. Основным видом производства является выпуск фармацевтической продукции.

         Вся продукция, выпускаемая предприятием в данный момент, соответствует всем необходимым требованиям, предъявляемым Министерством Здравоохранения РБ. Экологическая оценка производства показывает, что основными отходами производства являются сточные воды, образующиеся в результате обработки тары и санитарной обработке оборудования, содержание СМС в допустимой концентрации, которые могут сбрасываться в городскую канализацию.

         При производстве вредных выбросов в  атмосферу нет, и дополнительных природоохранных мероприятий производство не требует.

         Ассортиментный  перечень продукции предприятия на сегодняшний день представлен в табл. 2.1.

                                                                                                            Таблица 2.1

         Ассортимент РУПП «Завод Изотрон»

    Препарат Форма Конкуренты Преимущества  перед конкурентами
    перекись  водорода 3% р-р 40 мл, 100 мл, 200 мл, 400 мл Раствор Импортные аналоги Полиэтиленовые  флаконы, небьющаяся упаковка
    хлоргексидина биглюконат 0,05% р-р

    100 мл

    Раствор Импортные аналоги Цена, удобство введения

     

    Продолжение табл.2.1. 

    Цветки  ноготков 100 г Цельное расфасованное  сырье в пачках картонных Биотест Цена, удобная  упаковка
    Цветки  ромашки 100 г Цельное расфасованное  сырье в пачках картонных Биотест Цена, удобная  упаковка
    Трава пустырника 100 г измельченное  расфасованное сырье в пачках картонных Биотест Цена, удобная  упаковка
    Магния  сульфат 20 г порошок в пакетах Импортные аналоги Цена, удобная  упаковка
    Стрептоцид 2 г порошок в пакетах Нет конкурентов Цена, удобная  упаковка
    Борная  кислота 10 г порошок в пакетах   удобная упаковка
    Натрия гидрокарбонат 10 г порошок в пакетах Нет конкурентов Цена, удобная  упаковка
     

    Источник: собственная разработка автора на основании  данных предприятия.

         Основным  преимуществом перед аналогичной  продукцией конкурентов обладают именно эти растворы, так как они разливаются в полиэтиленовые флаконы, которые легче по весу, не бьются в отличие от стеклянной тары при транспортировке, удобны в применении. На все упаковки (флаконы, пакеты, пачки) нанесен текст инструкции по применению препарата, необходимый для правильного использования их потребителями. Некоторые наименования нашей продукции не имеют конкурентов в РБ.

         На  право осуществления фармацевтической деятельности имеется лицензия Министерства здравоохранения Республики Беларусь № Ф-359, действительная до 28 июня 2012 г.; на право осуществления деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц – лицензия № 02010/0163415, действительная до 27 мая 2010 г. Предприятие имеет сертификат соответствия на производство средства для дезинфекции и стерилизации Раствор водорода пероксида 6%.

         Предприятием  заключено лицензионное соглашение с разработчиками лекарственного средства «Резистон» Морозкиной Т. С. и Суколинским  В. Н. на право использования патента  № 5559, зарегистрированного в Государственном реестре изобретений 05.06.2003 г.

         Структура производства продукции РУПП «Завод «Изотрон» представлена в табл. 2.2.

                                                                                                      Таблица 2.2

         Динамика  структуры производства продукции РУПП «Завод «Изотрон»

      Номенклатура  продукции Объем пр-ва, %
         
         
    1 3% р-р водорода  перекиси 50,5
    2 6% р-р водорода  перекиси 400мл 10,2
    3 0,05% р-р хлоргексидина  биглюконат 100 мл. 19,2
    4 Магния сульфат 4,8
    5 Стрептоцид  
    6 Гидрокарбонат натрия  
    7 Борная кислота  
    8 Резистон №10  
    9 ПАСК-натриевая  соль №25  
    10. Пустырник 1,1
    11. Ромашка 7,3
    12. Ноготки 2,0
    13. Шампунь "Метризон"  
    14. Присыпка детская  
    15. Швейные изделия 2,5
    16. Регуляторы  и платы 2,4
      ИТОГО 100,0
     

    Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

                Как видно из табл. 2.2, наибольший удельный вес занимает производство 3- и 6% перекиси водорода, незначительную долю занимает производство лекарственных растений. На основании данных табл. 2.2. также можно сделать вывод, что предприятие производит широкий ассортимент фармацевтической продукции.

                   Основными поставщиками сырья для РУПП «Завод «Изотрон» являются:

         - ООО «Пакт», ЗАО «Миран», «БелПласт Интернешнл», Республика Беларусь- поставщик флаконов для фасовки жидких лекарственных средств, оплата по факту поставки;

         - ГЛК, Республика Беларусь Республика Беларусь – поставщик субстанций, предоплата;

         - ООО «Лейбл-Экспрес», Республика Беларусь – поставщик этикетки самоклеящейся, оплата по факту поставки;

         - УП «Чилеста плюс», РУПП «Минская типография», ООО «Окно плюс» - поставщик упаковки, оплата с отсрочкой платежа;

         - Совхоз «Большое Можейково», КХ «Агрофарм»- поставщик лекарственного растительного сырья, оплата по факту поставки;

         - СООО «Олики Пак», Республика Беларусь – поставщик пленки термоусадочной, оплата по факту поставки;

         - УП «Медлайн», Республика Беларусь – поставщик субстанций, оплата по факту поставки;

         - SIA « Uzticiba Un Partnerattiecibas», Latvij-поставщик субстанций, предоплата 50%;

         - ОАО «Лубныфарм», Украина – поставщик готовой импортной продукции для расфасовки и перепродажи.  

         Со  всеми поставщиками заключены контракты (договора).

         Предприятия системы ПО «Фармация» являются основными  заказчиками продукции РУПП «Завод Изотрон» -  около 75 % всех заказов. Завод работает с аптеками разных форм собственности, их потребление составляет до 20 % выпускаемой продукции. Раствор с массовой долей водорода пероксида 3%, 6%, кроме предприятий системы «Фармация», пользуется спросом у лечебно-профилактических учреждений и станций переливания крови -  около 5 %.

         Период  отсрочки платежа для Брестской, Могилевской, Витебской, Гомельской фармации равен 30-ти календарным дням. Для  Гродненской, Минской фармации - 20 банковских дней, для Белфармации - 15 банковских дней. Для аптек коммерческой формы собственности отсрочка платежа варьируется от 45-ти до 15-ти календарных дней.

         Средний размер заказа в месяц в 2008 г. составляет примерно 182000 флаконов жидких лек средств, 16412 пакетов лекарственных трав. Для сравнения за аналогичный период 2007 года (ноябрь) 145200 флаконов жидких лек средств, 11125 пакетов  лекарственных трав.

         На  сегодняшний день предприятие укомплектовано квалифицированными кадрами. Среднесписочная  численность работников в 2008 году составляет 121 человек. Организационная структура управления РУПП «Завод Изотрон» представлена в приложении А.

         Директор  определяет стратегию развития и  контролирует работу всего предприятия.  Заместитель директора по качеству отвечает за качество выпускаемой продукции и руководит отделом контроля качества. На предприятии для проведения контроля качества продукции создана лаборатория. Окончательный анализ контроля качества проводится специализированными лабораториями, где, после удовлетворительного прохождения анализа выдается подтверждение с голографической маркой.

         Заместитель директора по коммерции определяет сбытовую стратегию предприятия, контролирует  и объединяет работу отдела материально-технического снабжения, отдела сбыта и складского хозяйства.

         Главный инженер следит за состоянием всего оборудования на предприятии, контролирует работу участка по производству жидких лекарственных и дезинфицирующих средств №1, участка №2 по изготовлению порошкообразных лекарственных средств и средств на основе растительного сырья, а также опытно-промышленного участка.

         Заместитель директора по производству контролирует производство основной продукции, кроме  того, руководит работой заготовительного участка и отдела упаковки и маркировки.

         Заместитель директора по экономике отвечает за экономические вопросы на предприятии, руководит планово-экономическим, финансовым отделами и ОТиЗ.

         Заместитель директора по кадрам и режиму руководит  отделом кадров на предприятии.   В обязанности главного бухгалтера входит составление баланса предприятия, подготовка отчетности для проверяющих органов и контроль за работой бухгалтерии и операторов.

         Проанализировав организационную структуру управления РУПП «Завод Изотрон», можно сделать  вывод, что данное предприятие имеет  четко сформулированную организационную структуру управления. Подготовка кадров происходит на рабочих местах, подбор персонала, как правило, по рекомендации или по объявлениям, вывешенным на КПП. Контроль деятельности кадров осуществляется вышестоящим руководством. Текучесть персонала практически отсутствует, но персонал работает не достаточно эффективно, так как нет материального стимулирования.

         Далее проанализируем основные показатели деятельности РУПП «Завод Изотрон». Показатели технико-экономического уровня производства данного предприятия представлены в табл. 2.3.

                                                                                                         Таблица 2.3

         Показатели технико-экономического уровня производства

         РУПП  «Завод «Изотрон»

      Показатели Ед. изм. 2007 2008
    1. Количество и удельный вес прогрессивного высокотехнологичного оборудования ед./% 6/20,0 7/22,6

     

                                                                                                    Продолжение табл.2.3. 

    2. Количество  и удельный вес физически изношенного и морально устаревшего оборудования ед./% 3/10,0 3/9,7
    3. Количество  оборудования всего ед. 30 31
      в т.ч. со сроком службы      
      до 5 лет ед./% 27/90,0 28/90,3
      от 5 до 10 лет ед./% 0 0
      от 10 до 20 лет ед./% 2/6,7 2/6,5
      свыше 20 лет ед./% 1/3,3 1/3,2
    4. Степень изношенности активной части ОПФ % 68,0 68,0
    5. Коэффициент использования  производственной мощности коэф. 0,98 0,99
     

    Источник: собственная разработка автора на основании  данных предприятия.

                    Как видно из табл. 2.3, в 2008 году по сравнению с 2007 годом количество и удельный вес прогрессивного высокотехнологичного оборудования увеличился на 2,6 процентных пункта, уменьшился удельный вес физически изношенного и морально устаревшего оборудования.  Наибольший удельный вес занимает оборудование со сроком службы до 5 лет, наименьший - оборудование со сроком службы свыше 20 лет. Степень изношенности активной части ОПФ составляет 68%. Коэффициент использования производственной мощности в 2008 году увеличился  и составил 0,99. Удельный вес продукции, осваиваемой впервые   в 2007 году составлял 3,9%,  а в 2008 году увеличился и составил 11,2%.

         Проанализировав основные показатели деятельности РУПП «Завод Изотрон» можно сделать вывод, что предприятие выпускает конкурентоспособную  продукцию, располагает высокотехнологичным оборудованием, укомплектовано квалифицированными кадрами. Все это дает возможность данному предприятию эффективно развиваться, осваивать новые рынки сбыта и производить конкурентоспособную продукцию в будущем.

    2.2. Анализ управленческих решений на РУПП «Завод Изотрон» 

         Проведем  анализ основных управленческих решений, которые были приняты руководством предприятия в 2008 году.

         В качестве основной цели предприятия  на 2008 год  руководством предприятия  была выбрана стабилизация производства и реализации медицинской продукции, развитие новых производств, получение прибыли и погашение задолженности перед бюджетом.

         В качестве стратегии предприятия  была выбрана стратегия  производить  продукцию лучшего качества и  с меньшими затратами, реализовывать медицинскую продукцию непосредственно в регионах, доставлять продукцию покупателям.

         В целом на основании реализуемой  стратегии маркетинга  было принято решение обеспечить продажу растворов водорода перекиси на уровне 2 226.0 тыс. штук условных флаконов в год, в том числе 1 516.0 тыс. флаконов в виде 3% и 200  тыс. флаконов 6% раствора, раствора хлоргексидина биглюконата 0,05% - 510 тыс. флаконов, лекарственных средств в форме  порошков 1411000 пакетов - борной кислоты 1г. - 37 000 пакетов, Паск-натриваевая соль 5,52 г №25 – 20 800 упаковок., натрия гидрокарбоната – 162 000 пакетов, стрептоцид -2 гр – 891 000 пакетов, магния сульфат – 271 000 пакетов, присыпки детской – 30 000 пакетов, а также лекарственных средств на основе растительного сырья 209 000 коробок  – Трава Пустырника 100 гр.- 25 000 коробок, Цветки Ромашки 100 гр. – 141 000 коробок, Цветки  Календулы -100 гр.- 43 000 коробок.

         Освоению  производства препаратов требуемого уровня по качеству и завоеванию в первую очередь республиканского рынка, по мнению руководства предприятия, способствуют объективные преимущества перед зарубежными конкурентами и их дистрибьюторами, которые заключаются в ряде факторов:

         - возможность установления конкурентных (более низких) цен на продукцию, что обусловлено сравнительно низкими переменными затратами на производство;

         - расширенная  номенклатура  40мл. 100мл. 200мл. 400мл.;

         - отсутствие у потребителей необходимости расчетов за продукцию в иностранной валюте или применение коммерческих курсов при ее конвертации;

         - обеспечение оперативности поставок;

         - поставка производится транспортом производителя и за его счет.

         Очевидно, что перечисленные факторы будут  оказывать положительное влияние  не только на уровень обеспеченности медицинских учреждений республики в указанном препарате, а также сокращение оттока из республики валютных средств.

         Ситуация  на внешних рынках представляется более  сложной, однако предприятием прорабатываются  возможности экспорта препаратов в  страны Прибалтики, Россию и Украину, Таджикистан, Узбекистан. Из выше перечисленных преимуществ может действовать только ценовой фактор, а также более удобная упаковка.

         Так, в России и на Украине растворы водорода перекиси фасуются в стеклянную тару, что очень не удобно при  транспортировке из-за высокого процента боя. Предлагаемая же РУПП «Завод Изотрон» полиэтиленовая тара более практична.

         Исходя  из основной миссии предприятия руководством были определены краткосрочные цели, которые определяются следующим образом:

         - иметь полный ассортимент продукции нашего производства в каждом учреждении МЗ РБ и точке розничной торговли лекарственными средствами;

         - увеличить долю используемых в ЛПУ растворов производства РУПП «Завод Изотрон» до 80% от всех потребляемых в РБ аналогов;

         - донести информацию о наличии качественной и доступной по цене продукции до специалистов и населения РБ;

         - создать положительный образ компании и сформировать предпочтение продукции предприятия перед продукцией конкурентов;

         - расширить номенклатуру выпускаемых лекарственных средств за счет увеличения номенклатуры фасовки и внедрения новых рецептур при изготовлении растворов;

         - поэтапное внедрение на предприятии требований GMP;

         - уменьшение переменных издержек предприятия по производству и реализации и  продвижению продукции.

         Проводимая товарная, ценовая политика находится в соответствии с используемой на предприятии ценовой стратегией маркетинга с элементами стимулирования сбыта и продвижения товаров, предполагающей интенсивный рост предприятия за счет глубокого внедрения на рынок и совершенствования товара.

         Такая стратегия предприятия, работающего  в условиях массового маркетинга, обусловлена особенностями существующего  рынка лекарственных средств  и невозможностью его полного  сегментирования в зависимости  от различных требований потребителя, важнейшим из которых для всех сегментов является ценовой фактор. 

         Для реализации сбытовой политики на предприятии  существует отдел сбыта и маркетинга, который занимается прямым маркетингом, используя методы активных телефонных и личных продаж. Основными посредниками по доведению продукции предприятия до конечного потребителя являются предприятия РУП «Фармация», объем продаж, которым составил 80% от всего объема и продолжает увеличиваться. Остальные покупатели – 20%.

         Для реализации сбытовой политики на РУПП «Завод Изотрон» было принято решение осуществлять системный подход в формировании системы дистрибуции, который будет предусматривать:

         - создание собственной системы  доставки;

         - выделение группы приоритетных клиентов;

         - увеличение числа официальных дистрибьюторов ( в том числе и в России);

         - расширение фирменной розничной  сети по регионам .

         Кроме того, на РУПП «Завод Изотрон» было принято  решение использовать две основные формы реализации продукции:

         - продажа продукции на основе  прямых связей между потребителями и производителями. Этим способом реализовывается продукция аптекам и учреждениям здравоохранения. Доставка предполагается собственным транспортом или с использованием транспорта автопарков.  Прямой сбыт позволяет поддерживать контакты с имеющимися перспективными клиентами, выгоден предприятию благодаря относительно низким затратам на сбыт единицы продукции;

         - оптовая торговля. Этот вид торговли  очень важен, т.к. позволяет  сбывать большое количество продукции  на месте с минимальными издержками. На оптовую торговлю делается основная ставка в стратегии сбыта.

         Наряду  с мерами, предпринимаемыми по завоеванию внутреннего рынка, на заводе «Изотрон»  было принято решение приступить к выполнению обязательных процедур предшествующих выходу на рынки стран ближнего зарубежья. На сегодняшний день хорошим экспортным потенциалом по критерию цены обладают два препарата, а именно Хлоргекседин биглюконат 0,05% и ПАСК №25 5,52гр.  Препарат Резистон №10 5г не имеет аналогов в ближнем зарубежье. По предварительным отзывам партнеров завода в ближнем зарубежье у этого препарата есть хороший экспортный потенциал. При достаточной рекламной поддержке продажи Резистона могут составлять:

         - Росси я   - не менее 150 000 упаковок в год или 750 000 дол. США в год;

         - Украина - не менее   34 000 упаковок в год или 170 000 дол. США в год;

         - Средняя Азия - не менее 70 000 упак. в год или 350 000 дол. США в год.

         Или 1 270 000 дол. США в год.

         Для наилучшего осуществления цели доведения  информации о продукции предприятия  до заинтересованных лиц организаций на предприятии было принято решение создать план по рекламированию, пропаганде, информированию и улучшению образа предприятия.

         Кроме того, предприятием было принято решение активно использовать методы государственного регулирования потребления продукции, произведенной в Республике Беларусь. Это участие в формировании перечня лекарственных средств, поставляемых для государственных нужд и тендерах, проводимых РУП «Белфармация» и УП «Белмедтехника», что способствует продвижению продукции на рынках сбыта.

         В целях продвижения продукции  собственного производства на внутреннем рынке на заводе было решено принять участие в трех выставках проводимых в 2008 году в Республике Беларусь, а именно «Здравоохранение-2008», «Медицина-2008», «Лида-регион 2008».

         Руководством  РУПП «Завод Изотрон» также было решено проводить рекламные компании на региональном и республиканском телевидении. В частности создан и транслируется рекламный видео - ролик «Домашняя аптечка». В планах завода создание и трансляция видео фильма рассказывающего о заводе и его продукции. Регулярно печатаются заметки в периодических специализированных изданиях.

         В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических  показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется целями, которые ставит перед собой предприятие на ближайшее время и перспективу. В условиях рыночной экономики основными ценовыми стратегиями РУПП «Завод Изотрон» являются:

         - сохранение стабильного положения  на рынке при умеренной рентабельности;

         - вытеснение конкурентов;

         - обеспечение выживаемости в условиях  рынка и предотвращение банкротства;

         - внедрение на рынок новой продукции;

         - завоевывание лидерства по показателям качества и др.

         Для эффективной реализации стратегии  ценообразования и обоснования  цен на товары на РУПП «Завод Изотрон» было принято решение уточнить рынки, на которых предприятие будет работать. Это позволит сопоставить возможности различных рынков и возможности  предприятия в удовлетворении рыночного спроса. При определении рынков сбыта учитывались:

         - сферы деятельности предприятия  на внутреннем рынке и внешнем; 

         - территориальное расположение рынков;

         - различия рынков текущего спроса  и рынка инвестиционного спроса;

         -  рынки основных фондов и материальных  ресурсов.

         Важным  фактором является государственное  регулирование цен. Государство  посредством активной ценовой политики может сделать прибыльным для  производителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования. Это осуществляется через различные виды договорных цен, так и через государственные заказы и закупки. Ценообразование на фармацевтическую продукцию в Беларуси всегда находится в поле внимания государственных органов управления, поэтому цены на нее мало отличаются по своему уровню у различных производителей. На РУПП «Завод Изотрон» цены на продукцию устанавливаются в соответствии с действующими в республике нормативными документами исходя из плановой себестоимости, установленных налоговых и неналоговых платежей, прибыли, необходимой для воспроизводства и определенной с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка.

         В условиях жесткого государственного регулирования цен проведение правильной ценовой политики приобретает важное значение. В фармацевтической отрасли, где в себестоимости продукции более 80% занимают сырье и основные материалы, цена почти полностью определяется именно этим фактором. В связи с этим, единственным маневром предприятия в части снижения уровня цен было решено максимально использовать сырье и снижать издержки производства.

         Проанализировав основные управленческие решения на РУПП «Завод Изотрон» можно сделать  вывод, что все принятые на данном  предприятии  решения были направлены на стабилизацию производства и реализации медицинской продукции, развитие новых производств и расширение рынков сбыта, а также получение прибыли, достаточной для эффективного функционирования.  

    2.3. Оценка обоснования управленческих решений

           на  РУПП «Завод Изотрон» 

         Проведем  анализ динамики основных показателей деятельности РУПП «Завод Изотрон» за 2007-2008 гг. для оценки эффективности и обоснованности управленческих решений, принятых в 2008 году.

         Объемы  реализации основной продукции РУПП «Завод Изотрон» по данным отдела маркетинга за 2007-2008 гг. представлены в табл. 2.4.

                   
     
     

                                                                                                 Таблица 2.4

    Динамика  реализации продукции РУПП «Завод «Изотрон»

        Изменение (+,-)
    Номенклатура  продукции предшеств. отчетный 2008 к
    п/п   отчетному год 2007 г.
        2007 2008  
    1. 3% р-р водорода  перекиси 50,5 42,8 -7,7
    2. 6% р-р водорода  перекиси 400мл 10,2 11,4 1,2
    3. 0,05% р-р хлоргексидина  биглюканат 19,2 20,4 1,2
             
    4. Магния сульфат 4,8 3,6 -1,2
    5. Стрептоцид   11,1 11,1
    6. Гидрокарбонат натрия   0,1 0,1
    7. Борная кислота   0,6 0,6
    8. Резистон №10     0,0
    9. ПАСК-натриевая  соль №25     0,0
             
    10. Пустырник 1,1 0,7 -0,4
    11. Ромашка 7,3 7,1 -0,2
    12. Ноготки 2,0 1,4 -0,6
             
    13. Шампунь "Метризон"     0,0
             
    14. Присыпка детская     0,0
    15. Швейные изделия 2,5 0,7 -1,8
    16. Регуляторы  и платы 2,4   -2,4
      ИТОГО 100,0 100,0  
     

    Источник: собственная разработка автора на основании  данных предприятия.

                Как видно из табл. 2.4, в 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло уменьшение производства перекиси водорода 3% на 7,7 процентных пункта, 6%  - увеличилось на 1,2 процентных пункта, хлоргексидина – увеличилось на 1,2 процентных пункта, магния сульфата – уменьшилось на 1,2 процентных пункта. Производство стрептоцида, гидрокарбоната натрия, борной кислоты увеличилось на 11,1,  0,1,  0,6 процентных пункта соответственно. Производство лекарственных трав, швейных изделий и регуляторов плат  в целом по предприятию уменьшилось.

         Динамика  реализации новой продукции и  продукции, освоенной в производстве РУПП «Завод Изотрон» за 2007-2008 гг. представлена в табл. 2.5.

                                                                                                     Таблица 2.5

    Реализация  основной продукции РУПП «Завод Изотрон» за 2007-2008 гг.

    Наименование  продукции Реализация  по годам, %

    2007                                         2008

    1. продукция,  освоенная в производстве 76,7                                        78,3
    2. новая продукция 23,3                                          21,7
    ИТОГО: 100,00                                       100,00
     

    Источник: собственная разработка автора на основании  данных предприятия.

                   Как видно из табл. 2.5, в целом за 2008 год произошло снижение объемов реализации новой продукции и повышение объемов реализации продукции, освоенной в производстве на 1,6 процентных пункта.

         В табл. 2.6 приведены данные отдела маркетинга по динамике реализации продукции РУПП «Завод Изотрон» по регионам в 2007 году.

                                                                                                        Таблица 2.6

         Динамика  реализации продукции  РУПП «Завод Изотрон» по регионам в 2007 году

    Реализация Продукция, освоенная  в производстве Новая продукция
    Реализовано всего, % 76,7 23,3
    В том числе: на рынок РФ      28,3 6,7
    На  рынок РБ 48,4 16,6
    В том числе:    
    Брестская область 12,4 4,8
    Витебская область 8,8 -
    Гомельская  область 4,5 3,3
    Гродненская область 17,1 6,6

     

                                                                                         Продолжение табл.2.6. 

    Г. Минск и Минская область 4,4 1,1
    Могилевская область 1,2 0,8
     

    Источник: собственная разработка автора на основании  данных предприятия.

         Как видно из табл. 2.6, основную часть продукции РУПП «Завод Изотрон» реализует на внутреннем рынке РБ, так, в 2007 году на рынке РБ было реализовано 48,4% продукции, освоенной в производстве, в том числе в Брестской области – 12,4%, Витебской – 8,8%, Гомельской – 4,5%, Гродненской – 17,1%, Минской – 4,4% и Могилевской – 1,2%.  Реализация новой продукции в 2007 году составила 23,3%, в том числе на рынок РФ – 6,7%, на рынок РБ – 16,6%.

         Динамика реализации продукции РУПП «Завод Изотрон» по регионам в 2008 году представлена в табл. 2.7.

                                                                                                               Таблица 2.7

         Динамика  реализации продукции  РУПП «Завод Изотрон» по регионам в 2008 году

    Реализация Продукция, освоенная  в производстве Новая продукция
    Реализовано всего, % 78,3 21,7
    В том числе: на рынок РФ 28,3 5,7
    На  рынок РБ 50,0 16,0
    В том числе:    
    Брестская область 12,4 4,5
    Витебская область 8,8 0,5
    Гомельская  область 4,5 3,0
    Гродненская область 17,1 6,0
    Г. Минск и Минская область 4,4 0,9
    Могилевская область 2,8 1,1
     

    Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

              Как видно из табл. 2.7, основную часть продукции РУПП «Завод Изотрон» в 2008 году также реализует в основном на внутреннем рынке РБ. В 2008 году на рынке РБ было реализовано 50% продукции, освоенной в производстве, в том числе в Брестской области – 12,4%, Витебской – 8,8%, Гомельской – 4,5%, Гродненской – 17,1%, Минской – 4,4% и Могилевской – 2,8%.  Реализация новой продукции в 2008 году составила 21,7%, в том числе на рынок РФ – 5,7%, на нырок РБ – 16%.

         Таким образом, проанализировав реализацию основной продукции РУПП «Завод Изотрон» за 2007-2008гг. можно сделать вывод, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом  увеличились объемы реализации продукции, освоенной в производстве на рынке РБ, но в то же время уменьшились объемы реализации новой продукции как на рынке РБ, так и на рынке РФ.

         Основной  объем реализуемой на экспорт  продукции приходится продукцию, освоенную в производстве – 28,3%. Новая продукция реализуется в незначительных объемах – 6,7 и 5,7% в 2007 и 2008 гг. соответственно. Данные по экспорту продукции  РУПП «Завод Изотрон» за 2007-2008 гг.  представлены в табл. 2.8. 

                                                                                                         Таблица 2.8

           Экспорт продукции  РУПП «Завод Изотрон» за 2007-2008 гг.

         Страна      Объем продаж за 2007 год, %      Объем продаж за 2008 год, %
         Россия      35      34
     

    Источник: собственная разработка автора на основании  данных предприятия.

         Как видно из табл. 2.8, в 2008 году по сравнению с 2007 годом наблюдается снижение доли экспорта продукции РУПП «Завод Изотрон» в Российскую Федерацию.

         Основными конкурентами РУПП «Завод Изотрон» на целевом рынке фармацевтической продукции в РБ   являются ЗАО «Симферопольская Фармфабрика», ООО «Черниговская Фармфабрика», Агрофирма «Ян», «Омская ФФ», «Краснодар ФФ», «Санкт-Петербург ФФ», ГП «Житомирская Фармфабрика». Доли конкурентов по производству фармацевтической продукции в РБ в 2007г. представлены на рис. 2.3.1 . 

         

           Рис. 2.3.1 Доли конкурентов в 2007 году

    Источник: собственная разработка автора на основании  данных предприятия.

              А доли конкурентов в 2008г. представлены на рис.2.3.2 . 
     

         

     Рис.2.3.2 Доли конкурентов в 2008 году

    Источник: собственная разработка автора на основании  данных предприятия

               Как видно из рис. 2.3.1 и 2.3.2, доля рынка РУПП «Завод Изотрон» в 2008 году по сравнению с 2007 годом незначительно увеличилась. Так, в 2007 году доля РУПП «Завод Изотрон» составила 17,4%, а в 2008 году – 17,6%.

         Далее проведем анализ динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности РУПП Завод Изотрон» за 2007-2008гг. Данные анализа представлены в табл. 2.9 на основе данных бухгалтерского учета   (приложение Б).

                                                                                                        Таблица 2.9

         Динамика  показателей финансово-хозяйственной  деятельности  РУПП «Завод Изотрон» за 2007-2008 гг.

    Показатели 2007 2008 Отклонение,  (+,-)
    Выручка от реализации, млн.р., в том числе: 1471 2858 1387,0
    - новой продукции, % 23,3 21,7 -1,6
    - продукции, освоенной в производстве, % 76,7 78,3 1,6
    Прибыль от реализации, млн.р. 131 491 360,0
    Численность работников, чел. 121 121 0,0  

     

    Продолжение табл.2.9. 

     
    Производительность труда, млн. руб.
    12,2 23,6 11,5
    Средняя заработная плата, тыс. руб. 488,7 567,2 78,5
    Рентабельность, % 8,9 17,2 8,3
    Доля  рынка, % 17,4 17,6 0,2

     

    Источник: собственная разработка автора на основании  данных предприятия.

         Как видно из табл. 2.9, в 2008 году по сравнению с 2007 годом выручка от реализации на РУПП «Завод Изотрон» увеличилась на 1387 млн. руб., в том числе удельный вес новой продукции уменьшился на 1,6 процентных пункта, а удельный вес продукции, освоенной в производстве увеличился на 1,6 процентных пункта. Прибыль от реализации продукции в 2008 году также увеличилась на 360 млн. руб. по сравнению с 2007 годом. Производительность труда увеличилась на 11,5 млн. руб. по сравнению с 2007 годом, а средняя заработная плата 1 работника в месяц возросла на 78,5 тыс. рублей. В 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло также повышение рентабельности на 8,3 процентных пункта и увеличение доли рынка на 0,2 процентных пункта. На основании представленных данных, можно сделать вывод о том, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло повышение эффективности деятельности РУПП «Завод Изотрон», о чем свидетельствует повышение рентабельности и доли, занимаемой на рынке.

         Таким образом, проанализировав динамику основных показателей деятельности РУПП «Завод Изотрон» за 2007-2008 гг., можно сделать вывод, что принятые в 2008 году управленческие решения явились обоснованными, так как они привели к повышению эффективности деятельности данного предприятия.  
     

        3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ  РЕШЕНИЙ НА РУПП «ЗАВОД ИЗОТРОН» 

         На  основании проведенного анализа  эффективности и обоснованности управленческих решений на РУПП «Завод Изотрон» можно сделать вывод, что на данном предприятии принимаются достаточно обоснованные решения, которые способствуют повышению эффективности деятельности данного предприятия. В сложившихся обстоятельствах руководству РУПП «Завод Изотрон», по моему мнению, необходимо приложить все усилия для сохранения достигнутого уровня эффективности деятельности, а также принимать решения для улучшения текущей ситуации.

         На  качество управленческих решений РУПП «Завод Изотрон», по моему мнению, в первую очередь воздействуют те характеристики работы, которые могут быть соотнесены с потребностями управленческого мперсонала в достижении результатов, в оценке, в независимости, в самоактуализации, в информации. Преимущественное влияние на принятие обоснованных  управленческих решений на данном предприятии оказывают следующие факторы:

         - разнообразие навыков, необходимых для принятия решений. Оно предполагает выполнение профессиональных задач с опорой на разные способности работника;

         - законченность выполняемых работником задач – то есть возможность выполнения работы от начала и до конца;

         - значимость, важность, ответственность решений – это то влияние, которое принятое решение имеет на других людей (внутри организации или в более широком окружении;

         - самостоятельность, предоставляемая исполнителю – это степень, в которой работники имеют свободу и право планировать, определять график работ и выполнять работу по своему усмотрению;

         - обратная связь – это информация, которую работник имеет об эффективности своей работы.

         Эффективная обратная связь дает управленческим работникам знание результатов своей работы. Если работа организована так, что люди обеспечены информацией о результатах своей работы, то у них появляется большее понимание того, насколько эффективно они работают. Если работа выполняется недостаточно успешно - это мотивирует работников к дополнительным усилиям, к внесению тех или иных изменений в свою работу. Если работа выполняется успешно - это само по себе является дополнительным стимулом, повышающим уровень мотивации исполнителя.

         Знание  связи между характеристиками выполняемой  работы, трудовой мотивацией и трудовым поведением управленческих работников позволяет сформулировать несколько принципов, применение которых на данном предприятии позволит обеспечить высокий уровень обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений.

         Принцип 1. Объединение заданий.

         Это означает, что вместо того, чтобы  разделять задание между несколькими работниками, вся работа по принятию управленческого решения может быть поручена одному работнику. Это обеспечивает большее разнообразие навыков и большую законченность (целостность) задания.

         Принцип 2. Законченность и целостность рабочих заданий.

         Это предполагает возможность исполнителя  выполнить от начала до конца хотя бы часть своих рабочих заданий. Такая организация работы повышает степень ответственности, придает осмысленность и значимость принимаемых управленческих решений.

         Принцип 3. Установление отношений с потребителями.

         Такая организация работы, когда работник вступает в непосредственный контакт с потребителем результатов его труда не только помогает обеспечить обратную связь, но требует от работника большего разнообразия профессиональных навыков, повышая степень его самостоятельности.

         Принцип 4. Делегирование полномочий.

         Передача  ответственности и контроля над  работой от руководителей к подчиненным усиливает самостоятельность работников, повышает уровень их трудовой мотивации.

         Еще один способ сделать управленческие решения на РУПП «Завод Изотрон» более приемлемыми для работников - привлечь их к процессу принятия этих решений. Многочисленные исследования показывают, что участие работников в определении целей увеличивает производительность больше, по сравнению с теми ситуациями, когда цели спускаются сверху. В частности, было обнаружено, что производительность работников выше, когда их привлекают к постановке целей собственной работы, чем тогда, когда руководство указывает им, какие цели должны быть достигнуты. Участие в процессе постановки целей может быть полезно не только тем, что работники не склонны отвергать как необоснованные те цели, в постановке которых они принимали участие. Они лучше знают свою работу и поэтому скорее будут ставить реальные цели - не завышенные и не заниженные.

         Каждый  руководитель хотел бы, чтобы его подчиненные стремились к хорошей работе с полной отдачей сил, чтобы они были вовлечены в дела организации, разделяли ее решения и проявляли высокую активность при решении проблем, мешающих стабильной работе организации. Деньги являются при этом наиболее очевидным и наиболее часто используемым стимулом, хотя это не единственное средство мотивации работников на данном предприятии.

         Деньги  являются достаточно сильным мотиватором  только в том случае, если работник считает оплату своего труда справедливой и видит связь между результатами своей работы и оплатой труда. А так как на РУПП «Завод Изотрон» используется сдельная оплата труда, то данный фактор имеет очень большое значение.

         Мотивирующее  воздействие используемых на предприятии форм оплаты труда тем выше, чем сильнее они связаны как с реальными рабочими показателями отдельных работников, так и с результатами, достигаемыми подразделением и всей организацией. Оценка рабочих результатов обычно производится на основании различных критериев.

         Влияние системы материального стимулирования, действующей на предприятии, на мотивацию и рабочее поведение персонала в значительной степени опосредовано тем, насколько справедливой она воспринимается работниками, насколько непосредственно, по их мнению, оплата труда связанна с рабочими результатами. Поощрения также должны восприниматься как справедливые другими членами рабочей группы, чтобы они не почувствовали себя обойденными и не начали бы работать хуже.

         Таким образом, разработка и внедрение справедливой и подходящей для предприятия и для работников системы оплаты на РУПП «Завод Изотрон» может быть важным фактором повышения уровня трудовой мотивации персонала и роста эффективности и конкурентоспособности предприятия в целом.

         Сейчас  многие организации вернулись к хорошо знакомым, но подзабытым методам морального стимулирования, понимая, что, с одной стороны, не все измеряется деньгами, а с другой - не имея достаточных финансовых возможностей для поддержания высокого уровня трудовой мотивации персонала лишь на основе денежных стимулов. Средства же морального стимулирования обходятся организациям в небольшие суммы.

         Плохая  осведомленность работников о том, что происходит на предприятии, о перспективе решения важнейших проблем, затрагивающих их интересы, не только ухудшает психологический климат, снижает уровень доверия к руководству, но и самым негативным образом влияет на эффективность деятельности всего предприятия в целом. Информирование работников по широкому кругу производственных и социальных вопросов, связанных с работой, является эффективным инструментом повышения их удовлетворенности работой и заинтересованности в конечных результатах, формирования у них чувства сопричастности делам предприятия.

         Таким образом, в работе по информированию персонала на РУПП «Завод Изотрон» по моему мнению, необходимо:

         - обеспечить работников информацией, необходимой им для успешного принятия и реализации управленческих решений;

         - довести до работников цели и задачи предприятия, а также цели и задачи подразделений, в которых они работают;

         - повысить заинтересованность работников в решении поставленных перед ними задач;

         - обеспечить формирование у работников  чувства сопричастности к работе предприятия, готовности разделять стоящие перед ней цели, повышение их готовности вносить свой вклад в работу;

         - улучшить психологический климат в коллективе за счет своевременного информирования работников по основному кругу важных для них вопросов;

         - обеспечить повышение готовности к сотрудничеству работников разных подразделений в процессе принятия решений.

         На  любом предприятии может быть задействовано достаточно большое число различных каналов доведения информации до работников, однако, к сожалению, эти возможности редко используются в полней мере. Среди наиболее доступных каналов доведения информации до персонала на РУПП «Завод Изотрон», по моему мнению, являются:

         - еженедельные совещания, проводимые руководителем организации;

         - оперативная информация от руководителей подразделений, которая выдается подчиненным на совещаниях;

         - доска для объявлений, на которой помещается информация по следующим разделам: информация общего характера, отражающая основные направления работы предприятия, ее политику в отношении персонала (дисциплина, льготы и др.) ее достижения и др.; приказы и распоряжения по предприятию; персональная информация (поздравления, поощрения и другое);

         - регулярные встречи представителей руководства предприятия с работниками подразделений, на которых работникам разъясняется политика, проводимая руководством, те проблемы, которые решаются руководством в настоящий момент, которые предстоит решить в ближайшем будущем;

         - в качестве канала доведения информации так же могут использоваться приказы, распоряжения и служебные записки.

         Понимание того, что эффективная работа по информационному обеспечению управленческого персонала повышает уровень обоснованности управленческих решений, дает в распоряжение руководства еще один рычаг, позволяющий увеличить отдачу от человеческих ресурсов.

         Говоря  о влиянии условий работы на эффективность управленческого труда, следует иметь в виду, что это не только санитарно-гигиенические условия (шум, освещенность, запыленность и т.п.), но также и организация рабочего места, обеспеченность необходимыми инструментами, оборудованием и оргтехникой. Мотивирующее влияние условий работы определяется тем, насколько эти условия облегчают выполнение порученной работы и удовлетворяют потребность работников в безопасности и физическом и психологическом комфорте.

         Сложившая на данном предприятии практика управления (система планирования, организации работ, контроля за исполнением, практика подготовки и принятия решений и другое) оказывают сильное влияние на мотивацию работников. Один из первых современных способов улучшения отношения работников к выполняемой работе и повышения уровня их трудовой мотивации, дополняющий действие денежных стимулов, заключался в реорганизации работ в соответствии с принципами расширения труда. Расширение труда предполагает большую содержательность работы, увеличение числа и разнообразия задач, выполняемых на том же уровне сложности.

         Обогащение  труда - это практика предоставления работникам возможности иметь большую ответственность и больший контроль над выполнением своей работы. Люди, выполняющие обогащенную работу, имеют больше возможностей работать на более высоком уровне сложности и ответственности, имеют больше возможностей для самоконтроля в противовес внешнему контролю.

         Обогащение  труда связано с такой организацией труда, которая включает в себя более разнообразное содержание работы и требует более высокого уровня знаний и навыков. В противоположность расширению труда, здесь вовсе не обязательно выполнять большее количество рабочих заданий, но предполагается большая ответственность и самостоятельность исполнителя.

         Концепция качества трудовой жизни направлена на оптимизацию психологического климата на предприятии, условий труда и отдыха работников. Основная цель - так изменить мотивационный климат к работе, чтобы человеческо-технолого-организационные взаимодействия приводили к большему уровню удовлетворенности работой в организации, повышению готовности к сотрудничеству с руководством, приверженности целям организации и заинтересованности в достижении высоких результатов.

         Таким образом, основная цель воздействия на трудовую мотивацию руководящих работников РУПП «Завод Изотрон» - добиться от них таких решений, которые будут обеспечивать максимальную эффективность работы подразделений и предприятия в целом.  
     
     

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

             Поставленные во введении цель и задачи, на мой взгляд, в работе достигнуты. Подведя итоги, можно отметить некоторые выводы.

         Решение - это выбор альтернативы. Необходимость  принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

         Принятие  решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.

         На  характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

         Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.

         Принятие  решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

         Принятие  решений является самым важным делом  в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому же сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей.

         История знает много случаев, когда принятие ответственного решения в критический момент спасало фирму от разорения. Но с другой стороны, и принятие неверного решения может иметь самые плачевные последствия.

         Понятие «эффективность решений» можно рассматривать  как эффективность разработки решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям процесса принятия управленческих решений. Только эффективное управленческое решение  можно считать обоснованным.

         Один  из известных подходов к оценке эффективности  и обоснованности  управленческих решений состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». Под эффективностью в широком смысле понимается результат деятельности, достигнутый за счет труда всего коллектива (включая работников аппарата управления). В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности.

         Проанализировав динамику основных показателей деятельности РУПП «Завод Изотрон» за 2007-2008 гг., можно  сделать вывод, что принятые в 2008 году управленческие решения явились  обоснованными, так как они привели  к повышению эффективности деятельности данного предприятия.

         Поскольку в процессе анализа управленческих решений на РУПП «Завод Изотрон» было выявлено, что на данном предприятии принимаются достаточно обоснованные решения, то в сложившихся обстоятельствах руководству РУПП «Завод Изотрон» необходимо приложить все усилия для сохранения достигнутого уровня эффективности деятельности, а также принимать решения для улучшения текущей ситуации.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    1. Васильев,   В.Н.   Организация   производства   в   условиях   рынка / В.Н.Васильев. -   М.: Машиностроение, 2003.- 567с.
    2. Веснин, В.Р. Основы менеджмента / В.Р.Веснин. - М.: Триада, Лтд, 1997.- 786с.
    3. Винокуров,В.А. Организация стратегического управления на предприятии/ А.В. Винокуров. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.-295с.
    4. Виханский, О.С. Менеджмент/О.С.Виханский, А.И. Наумов – М.: Высш. шк., 1994.-391с.
    5. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н.Герчикова. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.- 456с.
    6. Голубков,Е.П. Какое принять решение?/Е.П. Голубков.- М.: Экономика, 1990.-523с.
    7. Кохно, П.А. Менеджмент / П.А.Кохно, В.А.Микрюков, М.А.Комаров. - М.: Финансы и статистика, 1993.- 481с.
    8. Ладанов, И.Ю. Практический менеджмент / И.Ю.Ладанов. - М.: Ника, 1992.- 439с.
    9. Любимова, Н.Г. Менеджмент – путь к успеху/Н.Г. Любимова.- М.: Высш. шк., 1992.-624с.
    10. Рейльян, Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений/ Я.Р. Рейльян.- М.: Экономика, 1991.-346с.
    11. Ромащенко, В.Н. Принятие решений: ситуации и советы/В.Н. Ромащенко.- Киев: Политиздат Украины, 1990.-561с.
    12. Фатхутдинов,Р.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие/ Р.А. Фатхутдинов. – М.: Интел-Синтез, 1997.-142с.
    13. Фатхутдинов,Р.А. Разработка управленческого решения/ Р.А.Фатхутдинов . -М.: Интел-синтез,1997.-321с.
    14. Шегда ,А.В. Основы менеджмента/ А.В. Шегда.- М.: Экономика, 1998.-261с.
    15. Эддоус ,М. Методы принятия решений: пер.с англ. под ред. И.И.Елисеевой /М.Эддоус, Р.Стенсфилд – М.: Банки и биржи, 1994. -421с.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б 
     
     
     
     

         Показатели  финансово-хозяйственной деятельности  РУПП «Завод Изотрон» за 2007-2008 гг. 

    Показатели  2007 2008
    Выручка от реализации,

     млн.р.,

    в том числе:

    1471 2858
    - новой продукции, % 23,3 21,7
    - продукции, освоенной в производстве, % 76,7 78,3
    Прибыль от реализации, млн.р. 131 491
    Численность работников, чел. 121 121
    Средняя заработная плата, тыс. руб. 0,30676 0,50331
    Рентабельность, % 8,9 17,2
    Доля  рынка, % 17,4 17,6
  • Информация о работе Методы оценки обоснования управленческих решений