Методы оценки обоснования управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить методы оценки обоснования управленческих решений.

Задачи курсовой работы:

- дать понятие управленческих решений;

- произвести классификацию управленческих решений;

- охарактеризовать процесс принятия управленческих решений;

- изучить способы оценки обоснования управленческих решений;

- дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;

- провести анализ управленческих решений, принятых на РУПП «Завод Изотрон»;

- дать оценку обоснованности управленческих решений, принятых на РУПП «Завод Изотрон»»;

- указать основные направления и пути повышения эффективности управленческих решений на РУПП «Завод Изотрон».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

1.ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ…………………………………………………………………........5

1.1. Сущность управленческих решений………………………………………..5

1.2. Процесс принятия управленческих решений……………………………..11

1.3. Оценка обоснования управленческих решений…………………………..17

2.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА РУПП

«ЗАВОД ИЗОТРОН»..………………………………………………..………..24

2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемого

предприятия………………………………………………………………...24

2.2. Анализ управленческих решений на РУПП «Завод Изотрон»……..........32

2.3. Оценка обоснования управленческих решений на РУПП «Завод

Изотрон»……………………………………………………...……………..38

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА РУПП

«ЗАВОД ИЗОТРОН»….…………………………………………………….…46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....55

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Организационная структура управления РУПП «Завод Изотрон»………….58

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Показатели финансово-хозяйственной деятельности РУПП «Завод Изотрон» за 2007-2008г. г…….…………………………………………………………….59

Работа содержит 1 файл

УПРРЕШЕНИЯ.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

     На  седьмой стадии разрабатывающий решение делает оценку риска. Знать о существовании риска важно, но недостаточно. Необходимо определить его значимость. При оценке риска учитываются такие факторы, как вероятность и серьезность. При помощи фактора вероятности формируется суждение о том, что то или иное событие действительно произойдет. Фактор серьезности позволяет сформировать суждение о степени влияния события на ситуацию, если оно произойдет.

     На  восьмой стадии принимается решение. Количественные показатели степени  риска помогают принять обоснованное решение. Ведь эти данные позволяют сравнивать показатели эффективности альтернатив. Следует отметить, что показатели степени риска прямо не связаны между собой, пока нет такой формулы, которая позволила бы их сравнить.

     Выбор управленческого решения неоднозначен и во многом зависит от влияния  различных факторов на этот процесс. Спектр воздействия факторов достаточно широк. Рассмотрим некоторые важнейшие  факторы, которые влияют на процесс  принятия управленческих решений и  их эффективность.

     1.Личностные  оценки руководителя. Неизбежна субъективность личностных оценок при ранжировании или расстановке приоритетов в процессе принятия решения. Основа формирования всех управленческих решений — система ценностей лица, принимающего решение [11, с. 319]. Система ценностей определяет его действия и влияет на выбор решения. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения.   - Среда принятия решения , которая может характеризоваться условиями: определенности; риска неопределенности.

     2.Культурные различия как фактор принятия решений отражают культурные (национальные) особенности системы управления.

     3.Информационные  ограничения. Для принятия решения необходимо располагать достаточным, оптимальным или полным объемом информации. Сбор и обработка информации связаны с затратами труда, времени и денежных средств независимо от того, как и где эта информация собирается. Поэтому необходимо с самого начала изначально оценить затраты на получение информации и выгоду от принятого решения.

     4.Временные  ограничения. Известно, что с течением времени ситуация может измениться, иногда кардинально, и тогда выбранные критерии принятия решения становятся неактуальными. Поэтому решения следует принимать и исполнять, пока информация и допущения, на которых основаны решения, не устарели и отражают действительное положение вещей, что достаточно трудно реализовать на практике, поскольку время между принятием решения и началом действия велико. Учитывая фактор времени, руководители иногда вынуждены исходить из логических соображений или даже интуиции, тогда как в нормальных обстоятельствах они предпочли бы рациональный анализ. Столь же опасной может оказаться вероятность опережения решением своего времени.

     5.Поведенческие ограничения. В силу особенностей психологии личности и характера руководители по-разному оценивают значимость проблемы, ограничения и альтернативные варианты. Такая разница в оценках нередко порождает конфликты и несогласия в ходе разработки и принятия управленческих решений, а также может оказать решающее влияние на выбор варианта решения[11, с. 321].

     6.Взаимосвязь  решений. Выигрыш от принятия управленческого решения в одной сфере может повлечь за собой существенный проигрыш в другой. Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения на более высокие уровни власти.

     7.Фактор  сложности. Сложность исполнения (реализации) принятого решения зависит оттого, какова степень охвата различных сфер деятельности фирмы при реализации решения. Чем сложнее решение, тем, как правило, шире круг охвата сфер (материально-техническая, кадровая, организационно-экономическая, маркетинговая, финансовая и т. д.). Чем больше направлений работ и чем больше людей (персонала) вовлечено в сферу реализации, тем сложнее и дороже реализация решений.

     8.Перспективность  действия решения. Поскольку любой вариант решения наряду с позитивными не исключает и негативных последствий, то необходимо, чтобы позитивные преобладали и способствовали развитию фирмы, выходу ее на более высокий уровень.

     9.Фактор  финансовых вложений и анализа  финансовых вложений. При выборе решений, связанных с радикальными нововведениями, как правило, требуются значительные финансовые вложения, средства. Они могут быть собственными и (или) заемными [12, с. 287]. Важно отслеживать и анализировать соотношение собственных и кредитных средств, с тем, чтобы не оказаться в сильной зависимости от внешних источников финансирования.

     10.Экономическая целесообразность принятия решения. Данный фактор связан с оценкой затрат и экономического эффекта, экономической выгоды и предполагает анализ соотношения выгоды и затрат.

     11.Степень  риска, связанного с последствиями от реализации решения. Данный фактор требует применения различных методик оценки рисков (финансовых, экономических и т.д.); соответственно, руководитель должен обладать навыками выполнения такого анализа. 

     

  • 1.3. Оценка обоснования управленческих решений 
  •      Понятие «эффективность решений» можно рассматривать как эффективность разработки решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям процесса принятия управленческих решений [13, с. 269]. Только эффективное управленческое решение можно считать обоснованным.

         При всех сложностях оценки эффективности  управленческих решений в большей мере разработаны теоретико-методологические и методические приемы оценки эффективности отдельных мероприятий, чем управления в целом. Так, известны методы оценки эффективности внедрения новой техники, автоматизированных систем управления и др.

         До  недавнего времени для характеристики экономической эффективности управленческого решения на государственном уровне среди других использовался обобщающий показатель – национальный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени, на уровне отрасли – показатель производительности труда, на уровне предприятия – прибыль [12, с. 324].

         Один  из известных подходов к оценке эффективности  управленческих решений состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». Под эффективностью в широком смысле понимается результат деятельности, достигнутый за счет труда всего коллектива (включая работников аппарата управления). В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности. Последовательность проведения расчетов в рамках данного подхода показана на схеме (рис. 1.1).

         Для оценки экономической эффективности  управления в широком     смысле используются следующие обобщающие показатели:

         - эффективность ресурсная:

                                                                                                 (1.1)

         - эффективность затратная:

                                                                                             (1.2)

         Частных показателей экономической эффективности деятельности трудового коллектива очень много (более 60-ти). Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д. [13, с. 297]

            

         

         

           
     
     

         

           

         

         

         

           

           
     
     

    Рис. 1.1.  Схема оценки эффективности (обоснованности) управленческих решений[10,с.23].

           Частных показателей эффективности деятельности трудового коллектива очень много (более 60-ти). Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д. [13, с. 297]

         Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:

      • степень выполнения заказов потребителей;
      • доля объема продаж фирмы на рынке и др.

         Частными  показателями социальной эффективности  являются:

      • своевременность выполнения заказа;
      • полнота выполнения заказа;
      • оказание дополнительных услуг;
      • послепродажный сервис и др. [15, с. 324].

         Обобщающими показателями социальной эффективности  в узком смысле являются:

      • доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива,
      • количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения [15, с. 329].

         К частным показателям социальной эффективности относятся: степень  технической оснащенности управленческого  труда, текучесть работников аппарата управления, квалифицированный уровень кадров и т.п. [14, с. 258].

         Правомерной является и оценка эффективности выполнения отдельных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля (работа отдельных подразделений аппарата управления). Для этого используется также комплекс показателей, отражающих специфику деятельности по каждой управленческой функции [16, с. 297]. Так, например, по функции планирования оценивается степень достижения поставленных целей (плановых задач); по функции организации – оснащенность предприятия современным технологическим оборудованием, текучесть кадров; по функции мотивации – используемые методы воздействия на коллектив (поощрения, наказания, их соотношение); по функции контроля – количество нарушений трудовой, технологической дисциплины и др.

         Изложенный  подход к оценке эффективности правомерен как для характеристики результативности работы аппарата управления в целом, так и для оценки конкретных решений. В первом случае эффективность отражает результативность процесса управления, который проявляется через совокупность принятых и реализованных решений, в истекшем периоде. Во втором случае изложенная методология оценки вполне приемлема для оценки отдельных управленческих решений. По данной схеме, например, может осуществляться оценка эффективности стратегических решений. По тактическим решениям оценка эффективности возможна не в столь глобальном варианте, а допуская некоторое упрощение расчета.

         Заслуживает внимания и другой подход к оценке эффективности управленческих решений, ориентированный на использование  объемных показателей и удельных качественных показателей. Рассмотрим его применительно к маркетинговой деятельности организации. Предварительно отметим исходные положения методологического характера.

         Во-первых, результативность маркетинга проявляется  через эффективность коммерческих решений, принятых по материалам проведенных мероприятий по изучению спроса. Под эффективностью мероприятий (проведенных в рамках принятого решения) понимается соизмерение затрат на их организацию и проведение и полученных результатов.

         Во-вторых, правомерно при оценке использовать понятие совокупный экономический эффект, т.к. в достигнутых результатах содержится доля труда работников разных специальностей (товароведов, продавцов и др.). Наряду с совокупным возможно исчисление экономического эффекта, который может быть отнесен к деятельности только маркетинговой службы (например, при оценке эффективности разработанных прогнозов спроса, товарооборота).

         В-третьих, хозяйственные организации, действующие на рынке, ориентированы, с одной стороны, на реализацию миссии по удовлетворению запросов потребителей, с другой – на повышение экономических показателей своей деятельности. Поэтому оценка эффективности решений включает расчет социальной и экономической эффективности;

         В-четвертых, точный расчет эффективности решений требует строгого учета доходов и расходов по отдельным товарным группам, что весьма затруднительно. Поэтому рекомендуется использование так называемых, удельных показателей – прибыль на 1 млн. руб. товарооборота и издержки обращения на 1 млн. товарных запасов (либо на 1 тыс. рублей товарооборота издержек).

    Информация о работе Методы оценки обоснования управленческих решений