Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:44, курсовая работа
Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять современные инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность подобных инструментов и составляет основу маркетинга.
Введение.
1. Теоретические вопросы маркетинга
1.1 Сущность основных элементов и актуальность маркетинга в
наше время 9
1.2. Методы маркетинговых исследований
Заключение 14
Список используемой литературы 26
2. Концепция совершенствования товара основывается на том, что потребители тем охотнее покупают товары, чем выше их качество и лучше эксплуатационные характеристики. В связи с этим организация должна постоянно совершенствовать свою продукцию, даже если это ведет к повышению цены на нее.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий (концепция сбыта) утверждает, что коммерческий результат деятельности фирмы окажется тем выше, чем интенсивнее будут ее усилия по реализации продукции. Для этого необходима отлаженная и хорошо организованная система сбыта, обеспечивающая доступность товара, то есть наличие его в подходящем месте и в подходящее для покупок время. Концепция сбыта предполагает также интенсивное информирование потребителей об имеющейся продукции, ее достоинствах и условиях приобретения.
4. Концепция маркетинга в отличие от предыдущих переносит акцент в деятельности фирмы со сбыта уже произведенного товара на выявление потребностей и желаний клиентов и адаптацию (приспособление) всего производственно-сбытового процесса к тому, чего хочет и ждет потребитель. Ориентируясь на потребности клиентов, их предпочтения и покупательское поведение, концепция маркетинга одновременно интегрирует в себе все вышеперечисленные подходы к организации хозяйственной деятельности фирмы, делает их своими основополагающими стратегиями, методами, применяемыми в определенных условиях (когда, например, удовлетворение потребностей клиентов требует снижения цен, улучшения качества предлагаемых товаров, активной сбытовой политики и т.п.).
Маркетинг - детище XX века. Возникнув первоначально (в 20-30-е годы) как набор инструментов воздействия на сбыт, он позднее распространился на всю производственно-сбытовую деятельность коммерческих фирм, а затем (в 50-е годы) и на некоммерческую сферу, чему в немалой степени способствовало возникновение концепции социально этичного маркетинга как эффективной деятельности не только , целях удовлетворения потребностей отдельных клиентов, но и в интересах общества в целом. Данная концепция опирается на осознание того, что любая фирма (организация) - это не закрытая (механистическая), а открытая (органистическая) система, которая функционирует в социальном окружении, тесно взаимодействует с ним, влияет на общество и зависит от него; что масштабный экономический рост в условиях рынка имеет и огромные отрицательные (внешние) эффекты (загрязнение окружающей среды, нарушение экологического равновесия, социальное неравенство, массовое высвобождение рабочей силы и др.), подрывающие благосостояние общества и его будущее благополучие. Исходя из этого, концепция социально этичного маркетинга утверждает, что предприятие не только имеет обязанности по отношению к кредиторам, поставщикам и клиентам, но и несет ответственность перед обществом, причем его деятельность должна обеспечивать сбалансированность трех факторов - прибыли, потребностей клиентов и интересов общества.
Таким образом, современный маркетинг - это, во-первых, философская концепция управления, подчиняющая деятельность и специфические цели организации задаче удовлетворения многообразных потребностей и сохранения благосостояния общества. Во-вторых, это непосредственная деятельность по удовлетворению этих потребностей, то есть совокупность разнообразных приемов, методов и инструментов организации работы, выявления желаний потребителей и воздействия на них (прикладной маркетинг). И, наконец, это социальная техника, опирающаяся на применение методов маркетинга в сфере общественных и межличностных отношений.
Различают два направления или вида маркетинговой деятельности:
• коммерческий маркетинг, то есть маркетинг товаров и услуг, осуществляемый коммерческими фирмами в целях получения прибыли;
• некоммерческий маркетинг, направленный на удовлетворение общественных потребностей людей, достижение социальных целей и не ориентированный на получение прибыли.
Некоммерческий маркетинг включает маркетинг услуг общественного характера (образование, здравоохранение, культура и др.), маркетинг идей, людей, мест и организаций как деятельность по созданию, поддержанию или изменению общественных представлений по отношению к ним.
Распространению маркетинга на сферу некоммерческой деятельности способствовала широта толкования его исходных понятий. К их числу относятся: потребности (нужды), запросы (спрос), товар (продукт), обмен, сделка и рынок.
Потребность (нужда, желание) - это испытываемое человеком чувство нехватки чего-либо, требующее конкретного способа удовлетворения. По степени настоятельности потребности различают основные нужды, без удовлетворения которых невозможны физическое существование человека или производственная деятельность (потребность в еде, питье - для человека или в сырье и энергии - для производства).
Необходимые потребности (в одежде, жилище, инструментах для производства, средствах передвижения) и желания, то есть потребности более высокого порядка, условием возникновения которых является удовлетворение насущных нужд.
Потребности можно также разделить на физиологические, обусловленные биологической природой человека как живого существа (в еде, тепле, продолжении рода, безопасности) и социальные, связанные с его природой как существа социального. К последним можно отнести потребность в любви, самовыражении, общественном признании, труде, эстетические потребности и многие другие.
Запрос (спрос) - это потребность,
подкрепленная средствами, открывающими
возможность ее удовлетворения; на
рынке выступает как покупатель
Товар (продукт) — совокупность
свойств, обеспечивающая способность
удовлетворять какую-либо потребность,
потребительная стоимость, предлагаемая
к потреблению посредством
Обмен - получение товара (продукта) для удовлетворения потребности на возмездной (взаимной) основе, то есть через рынок.
Сделка - единичный акт обмена, предполагающий согласование сторонами условий его осуществления - равенства и взаимоприемлемости обмениваемых ценностей, места, времени и др.
Рынок - совокупность существующих и
потенциальных покупателей
1.2 Методы маркетинговых исследований.
Существует множество методов и видов маркетинговых исследований.
Итак, согласно Филиппу Котлеру (Ф.Котлер, Основы маркетинга, стр. 123, Москва, издательство "Прогресс", 1992) "исследователь может собирать вторичные или первичные данные или те и другие одновременно методы маркетинговых исследований в первую очередь делятся на методы сбора первичных и методы сбора вторичных данных.
Вторичные данные
Вторичные данные-информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей.
Иными словами, вторичная информация - это те данные, которые уже были собраны (Вами или кем-то другим) для решения других задач, но которые можно частично использовать и для разрешения стоящей перед Вами в настоящий момент проблемы.
Основные достоинства
а) устаревшей
б) неполной
в) не иметь прямого отношения к решаемой проблеме
г) ненадежной (особенно это относится к российским источникам вторичной информации, в которых порой значения одного и того же параметра в разных источниках различаются, чуть ли не на порядок).
Тем не менее, приведем совет весьма известного автора, с мнением которого в данном случае мы полностью согласны: «Всегда начинайте с вторичной информации, и только когда она исчерпана или отдача от ее использования сокращается, переходите к первичным данным» (Черчилль Г. А. «Маркетинговые исследования»).
Методы сбора вторичной информации:
- Определить источники необходимой информации (внешние и внутренние)
- Изучить все выбранные
источники информации, проанализировать
их содержание и выбрать
- Подготовить итоговый отчет
Первичные данные
Первичные данные — информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы.
Чаще всего под проведением маркетингового исследования понимают именно сбор первичной информации. Методы сбора первичных данных, в свою очередь, делятся на методы сбора качественных данных, методы сбора количественных данных и так называемые mix- методики.
Качественное исследование
Качественное исследование отвечает на вопросы «как» и «почему».
Данный тип исследований позволяет получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах, отношениях очень небольшой группы лиц. Полученные данные не могут быть выражены количественно (за редким исключением), однако дают хорошее представление об образе мыслей потребителей. Качественные исследования незаменимы при разработке новых товаров, рекламных кампаний, изучении имиджа фирм, торговых марок и решении других сходных задач.
Основные методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола.
Фокус-группа
Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам.
Отличительные черты
Фокус-группа проходит в виде группового обсуждения интересующего исследователя вопроса; в ходе этого обсуждения участники группы, не скованные рамками стандартного интервью, могут свободно общаться друг с другом и выражать свои чувства и эмоции.
Технология
Для участия в фокус-группе отбираются 6-12 человек — наиболее «типичные» представители интересующей исследователя группы людей, однородные по своим демографическим и социально-экономическим характеристикам, а также по жизненному опыту и заинтересованности в изучаемом вопросе.
В течение полутора-трех часов подготовленный ведущий (модератор) руководит разговором, который проходит вполне свободно, но по конкретной схеме (topic guide, подготовленный до начала обсуждения).
Фокус-группа обычно проходит в специально оборудованном помещении с односторонним зеркалом (из-за которого представители заказчика могут наблюдать за ходом фокус-группы, не выдавая своего присутствия). Все происходящее записывается на видео- и аудиопленку.
После завершения обсуждения аудио- и видеозаписи анализируются и составляется отчет. Как правило, в рамках одного исследования проводятся 3-4 фокус-группы.
Модератор
Фокус-группу проводит квалифицированный специалист, задача которого — понять отношение участников фокус-группы к обсуждаемым вопросам. Он должен иметь навыки управления группой, а также общие знания в области психологии и маркетинга.
Применение
-генерация новых идей
(разработка новых товаров/
рекламы и т. п.);
-изучение разговорного
словаря потребителей и
их восприятия (для составления анкет, разработки текста рекламы);
-оценка новых товаров, рекламы, упаковки, имиджа компании и т. п.;
-получение предварительной
информации по интересующей
-прояснение данных, полученных в ходе количественного исследования;
-ознакомление с запросами потребителей и мотивами их поведения.
Достоинства и недостатки
Среди недостатков данного метода данного метода следует отметить:
-возможную
-субъективную интерпретацию
полученных результатов (
К числу достоинств фокус-групп можно отнести:
-максимальную возможность для свободной генерации новых идей;
-разнообразие направлений использования данного метода;
-возможность изучать респондентов, которые в более формальной ситуации не поддаются изучению;
-возможность для заказчика принимать участие на всех этапах
исследования.
Глубинное интервью
Глубинное интервью - слабоструктурированная личная беседы интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.
Отличительные черты
Интервью проходит в виде свободной беседы на интересующую исследователя тему, в ходе которого исследователь получает от респондента очень подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам.
Технология
Подготовка структуры беседы. Перед началом серии интервью исследователь подготавливает план, в соответствии с которым будет проводиться интервью. В отличие от обычного опроса, план глубинного интервью представляет собой просто перечень вопросов, по которым интервьюер должен узнать мнение респондента.