Методы и проблемы сценарного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Сценарное планирование, или сценарный анализ – это эффективный метод, который используется для составления гибких долгосрочных планов и стратегий и позволяет снизить уровень неопределенности будущего, то есть заранее подготовиться к вероятным кризисам и проблемным ситуациям.
Основной недостаток традиционной методики разработки стратегий заключается в том, что она подразумевает составление одного-единственного плана действий

Содержание

Введение 3
Глава 1. Категория сценарного планирования в стратегическом менеджменте 5
1.1. Понятие сценарного планирования 5
1.2. Методы и этапы сценарного планирования 11
Глава 2. Анализ сценарного планирования 29
2.1. Перспективы развития России и ее нефтегазового комплекса, при помощи методики сценарного планирования 29
2.2. Долгосрочное планирование корпорации Sell 34
2.3. Анализ проблем сценарного планирования 36
Заключение 37
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик (1).doc

— 222.50 Кб (Скачать)


                         Федеральное агентство по образованию

Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского

 

 

 

 

 

                   Курсовая работа на тему:

        «Методы и проблемы сценарного планирования»

 

 

                                                   

                                                                                                                                                                                               Выполнила:

Студентка 3 курса,

Экономического факультета,

Специальности менеджмент

организации, группа № 371, д/о,

Яхьяева Ульяна Закировна

 

Руководитель: Кокуева А.А.

 

 

                                        

                                                    Саратов 2010

                                        Содержание:

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Категория сценарного планирования в стратегическом менеджменте   5

       1.1. Понятие сценарного планирования                                                        5

        1.2. Методы и этапы сценарного планирования                                         11

Глава 2. Анализ сценарного планирования                                                            29

        2.1. Перспективы развития  России и ее нефтегазового комплекса, при помощи методики сценарного планирования                                                    29

        2.2. Долгосрочное планирование корпорации Sell                                    34                                                            

2.3. Анализ проблем сценарного планирования                                        36                          

Заключение                                                                                                            37                                                                                                 

Список используемой литературы                                                                      38                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

                    Введение:

Сценарное планирование, или сценарный анализ – это эффективный метод, который используется для составления гибких долгосрочных планов и стратегий и позволяет снизить уровень неопределенности будущего, то есть заранее подготовиться к вероятным кризисам и проблемным ситуациям.
Основной недостаток традиционной методики разработки стратегий заключается в том, что она подразумевает составление одного-единственного плана действий. Но, поскольку внешняя среда порой изменяется чрезвычайно быстро, в долгосрочной перспективе такой план может утратить актуальность. А сценарное планирование позволяет продумать и разработать несколько картин будущего (сценариев) и для каждой наметить план действий. В итоге компания страхует себя от множества вероятных проблем и экономит время на принятии решений в кризисной ситуации.
Изначально данная методология применялась во время Второй мировой войны для разработки боевых операций. А в 70-х компания Shell с помощью сценарного планирования сумела «увидеть» вероятность возникновения в будущем нефтяного кризиса и продумать свое поведение в такой ситуации. Когда кризис произошел на самом деле, она смогла выйти из него, отделавшись «малой кровью», потому что была к этому готова.

Этот метод весьма полезен при выборе миссии и целей организации, определении стратегии развития, при прогнозировании на 10—20 лет, когда теряют свое значение сегодняшние достижения и возрастает спектр новых возможностей. Возможна разработка двух типов сценариев. Первый тип сценариев содержит описание последовательности шагов, ведущих к прогнозируемому состоянию (образу) организации, а также факторов и событий, оказывающих решающее влияние на этот процесс.

Объектом являются сценарии.

           Целью данной курсовой работы является рассмотрение  методики и проблем сценарного планирования.

           Для достижения поставленной в курсовой работе цели мною решались следующие задачи: анализ перспектив развития сценарного планирования,  долгосрочное планирование корпорации.

         В процессе написания данной курсовой работы были использованы учебники под редакцией Уваров В.В., Лаптев А.А., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Виханский О.С., Наумов А.И., Виссема Х., Баринов В.А., Харченко В.Л. Джилл Рингланд, Матс Линдгрен, Ханс Бандхольд, Фатхутдинов Р.А.,   Жан-Жак Ламбен, Фатхутдинов Р.А., Дон Дебелак, Соколова М.И., Зайцев Л.Г., Парахина В.Н., Максименко Л.С, Аакер Д.А. О.В. Краснова, а также научные статьи по исследуемой проблеме в периодических изданиях «Менеджмент в России и за рубежом», «Нефть России».

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Категория сценарного планирования в стратегическом менеджменте

1.1.                                                  Понятие сценарного планирования

Сценарное моделирование (планирование) — один из основных способов долгосрочного планирования, активно используемый последние три десятилетия большинством западных компаний.[1]

Разработка сценариев используется как альтернатива линейному планированию, которое часто показывало неэффективность и неточность при построении стратегических планов и прогнозов, особенно в период экономической нестабильности.

Главный инструмент сценарного планирования – сценарный анализ. Этот метод применяется для стратегического управления процессами  с высоким уровнем неопределенности, которые протекают в турбулентной среде. Сценарный анализ позволяет сформировать набор детальных описаний последовательности событий, которые с прогнозируемой вероятностью могут привести желаемому или планируемому конечному состоянию или к возможным исходам, при рассматриваемых сценаристом вариантах развития.[2]

В условиях высокой неопределенности и быстрых изменений окружающей среды разрабатывать стратегию с опорой на единственный вероятностный прогноз является слишком рискованным. В сегодняшнем мире часто бывают скачки, внезапные перемены, события, которые просто невозможно предвидеть. В нестабильном окружении существует множество возможных вариантов будущего. Основным смыслом сценарного планирования является конструирование, создание различных “историй”, различных и одинаково правдоподобных вариантов развития будущего, которые являются хорошо структурированными и логичными. Таким образом, стратегия перестает быть жестким планом и приобретает необходимую гибкость для того, чтобы организация оставалась успешной при различных вариантах развития будущего. Мировые лидеры отходят от соблазнов делать ставку только на наиболее вероятные прогнозы. Основные различия между традиционным стратегическим планированием и сценарным подходом представлены в таблице 1.

Таблица 1. Базовые предпосылки сценарного подхода и традиционного стратегического планирования.[3]

Традиционный подход

Сценарный подход

Будущее может быть предсказано (путем экстраполяции теперешних тенденций, экспертных оценок, профессиональных прогнозов и т.д.)

На будущее влияют различные движущие силы и оно всегда является неопределенным.

Стратегия создается в конкретные временные рамки и закрепляется в стратегическом плане, который является руководством к действию.

Необходимо построить сценарии возможных вариантов развития событий в будущем, на базе чего, сформулировать и впоследствии выбрать стратегические альтернативы, работоспособные в каждом сценарии, что явится базой для интегрированной стратегии.

Существуют наилучшие стратегические решения.

“Что хорошо сегодня, может быть плохим завтра”. В ситуациях с большой неопределенностью наиболее рискованные и ответственные решения могут откладываться до получения большей информации об окружающей среде.

После создания плана начинается внедрение или осуществление стратегии.

Стратегия перестает быть единовременной акцией, а превращается в серию стратегических решений.

Тем не менее, традиционная и сценарная парадигмы не являются антагонистическими и вовсе не разделены непреодолимой пропастью. В традиционных отраслях с невысоким уровнем неопределенности при относительно не больших сроках планирования (до 3-х) лет вполне могут использоваться традиционные метода стратегического планирования SWOT-анализ, матричные методы, анализ пяти сил М.Портера и т.д. Более того, при формировании бизнес-портфеля матричные методы могут использоваться внутри сценарного подхода. Следует также заметить, что “жесткая” традиционная парадигма – это скорее упрощение, сделанное в иллюстративных целях. В реальной действительности, даже если стратегия разрабатывается в рамках этой парадигмы, то в ней также предусматриваются способы мониторинга окружающей среды, хеджирование рисков стратегических выборов и возможность корректировки стратегии, хотя это полностью не снимает ее ограничений и проблем практического характера.

Рис.1 Отношение между традиционным стратегическим планированием и сценарным подходом.[4]

В классических работах сформулированы основные принципы, особенности организации процесса сценарного планирования, правила построения сценариев, основные ошибки или ловушки сценарного планирования.

На сегодняшний момент существует несколько разных школ сценарного планирования, которые отличаются и концептуально и еще больше содержанием конкретных методов. У исследователей нет единого мнения по поводу статуса сценарного планирования. Среди одних специалистов преобладает мнение, что сценарное планирование является одним из важнейших инструментов проверки стратегических решений. Другая часть авторов считает, что его основное предназначение – это развитие стратегического мышления и способ задания рамок для стратегического планирования. Третьи считают его основным методом развития самообучающейся организации. Четвертые используют его в качестве методологии разработки стратегии. Мы разделяем пятый, наиболее широкий подход в “позиционировании” сценарного планирования, определяя его как системный инструмент стратегического управления, включающий все ранее обозначенные его предназначения.

«Сценарии – это способ анализа сложной среды, в которой присутствует множество значимых, к тому же влияющих друг на друга  тенденций и событий»[5]. Сценарии позволяют анализировать и планировать нестандартные ситуации.

Они позволяют понять, при каких условия может возникнуть благоприятная или неблагоприятная ситуация. Сценарий помогает оценить, как можно и как нужно воздействовать на процессы, приводящие к приемлемым и неприемлемым для организации исходам. Сценарный анализ – систематический способ мониторинга макроэкономической, политической, социальной и технической среды. Последние рассматриваются как внешние факторы, воздействующие на компанию. Сценарии могут стать основой стратегического планирования.

Информация о работе Методы и проблемы сценарного планирования