Методологические основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 05:20, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена изучению методологических основ менеджмента потому, что помимо призвания и таланта необходимы также знания сущности менеджмента, понятия мотивации, а также экономических мотивов деятельности людей, о которых здесь пойдет речь.
В моей работе перечисляются факторы, которые необходимы менеджеру, чтобы умело управлять своим коллективом. Руководитель должен иметь в виду, что помимо знаний своих обязанностей и обязанностей подчиненных существует еще множество аспектов социального характера, которые он тоже должен учесть.

Работа содержит 1 файл

1 Методологические основы менеджмента.docx

— 99.45 Кб (Скачать)

     4 Организационно-распорядительные методы управления. 

     Особое  место в системе методов управления занимают организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ). Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти - указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.п. Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управления. ОРМУ должны обеспечивать персональную ответственность каждого из работников аппарата управления за исполнением воли вышестоящих органов власти.

     Объективной основой использования этих методов  управления выступают организационные  отношения, составляющие часть механизма  управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций  управления — функция организации, задача организационно-распорядительной деятельности состоит в координации  действий подчиненных.

     Организационно-распорядительные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации  дисциплину и ответственность.

     Отношения организации объективно заданы не только законами общественного развития, но и определяются социально-экономическими и политическими условиями общественного  развития, то есть имеют не только объективную, но и субъективную природу. В любом  случае организационные отношения  служат основой для построения иерархии властности, то есть соотношения прав и ответственности вдоль всей иерархии организационных отношений. Система субординационных отношений  прав и ответственности играет решающую роль при построении системы организационно-распорядительных методов управления. Для того чтобы  она работала эффективно, необходимо два основных условия:

     - сбалансированность прав и ответственности  на каждом из уровней управления, что образует основу тождественности субъекта и объекта управления на каждом из уровней управления;

     - сбалансированность прав и ответственности между уровнями управления. При этом каждый из промежуточных уровней управления должен выступать в качестве «ретранслятора» (передающего устройства), не создающего помех и перекосов в системе управления.

     При нарушении этих требований неизбежно  возникают и развиваются поползновения  к доминированию прав и снижению ответственности.

     ОРМУ  выражают в основном прямое директивное  воздействие органов власти на управляемые  системы, вследствие чего их часто называют административными. Однако это не совсем верно. Ряд ОРМУ имеют характер не прямого, а косвенного воздействия авторитета власти на подчиненных, рекомендаций, предложений, советов.

     В целом ОРМУ достаточно разнообразны по своей природе, однако их можно  классифицировать по направлениям воздействия. Рычагами такого воздействия являются регламенты, нормы, инструкции, директивные  требования, ответственность и полномочия, приказ, распоряжение и т.д.

     Они призваны обеспечивать организационную  четкость и дисциплину труда. Эти  методы регламентируются правовыми  актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются: правовое регулирование  трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов  предприятия и его работников в соответствии с КЗоТ и другими  законодательными актами.

     Классификация выделяет три группы организационно-распорядительных методов (рис. 1).

     1) распорядительные;

     2) организационно - стабилизирующие;

     3) дисциплинирующие.

     Эти три группы методов всегда используются комплексно и тесно взаимосвязаны  друг с другом.

     Распорядительные  и дисциплинирующие методы управления всегда действуют совместно с  организационно - стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование. Направления их действия заключаются в следующем:

     - обеспечить стабильность организационных  структур социально-экономической  системы и условий их функционирования;

     - подвергнуть каждый из процессов,  протекающих в социально-экономических  системах, безусловному подчинению  власти.

       

     Рис. 1. Классификационная схема ОРМУ 

     При этом все ОРМУ должны применяться  в комплексе, способствуя организационной  стабилизации системы.

     Вопрос  о взаимозаменяемости методов управления неправомочен, поскольку они имеют  различную природу и различный  спектр действия и потому взаимодополняемы.

     Распорядительные  и дисциплинирующие методы управления всегда действуют совместно с  организационно - стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование. Направления их действия заключаются в следующем:

     - обеспечить стабильность организационных  структур социально-экономической  системы и условий их функционирования;

     - подвергнуть каждый из процессов,  протекающих в социально-экономических  системах, безусловному подчинению  власти.

     При этом все ОРМУ должны применяться  в комплексе, способствуя организационной  стабилизации системы.

     Вопрос  о взаимозаменяемости методов управления неправомочен, поскольку они имеют  различную природу и различный  спектр действия и потому взаимодополняемы.

     Регламентирующие  методы управления включают:

     а) общеорганизационные методы управления, определяющие общие принципы устройства организации и структуру органов  власти;

     б) структурные методы управления, определяющие структуру органов власти, то есть набор звеньев и уровней управления;

     в) должностные методы управления, определяющие должностной статус каждого лица, обладающего властью:

     г) функциональные методы управления, определяющие порядок функционирования тех или  иных властных структур и общественных организаций.

     Проблема  использования регламентирующих методов  управления заключается в том, что  во многих сферах направления регламентации  оказываются слишком жестко зафиксированными, что сковывает подвижность отдельных  звеньев системы. В других же сферах регламентация оказывается либо расплывчатой, либо вообще отсутствует.

     Нормирующие методы управления основаны на использовании нормативов. Понятие норматива следует четко отличать от понятия нормы. Норма - это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных процессов. Норматив - это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу чего-либо. В состав нормирующих методов управления входят:

     а) нормативы времени, например, затраты  времени на единицу товара (услуги), на потребителя и т.д.;

     б) нормативы численности, например, количество медработников, приходящихся на тысячу человек населения;

     в) нормативы величины, например, предельно  допустимая концентрация вредных веществ  в 1мпроизводственных помещений и т.д.;

     г) выработки — объем продукции, производимой за единицу времени  при сдельной оплате труда;

     д) нормативы соотносительности, например, соотношение числа студентов  и преподавателей в ВУЗе.

     Инструктирование также образует обширную сферу действия ОРМУ. Оно включает в себя различные виды информирования:

     а) предостережение;

     б) разъяснение;

     в) ознакомление. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5 Социально-психологические методы управления. 

     Социально-психологические методы управления основаны на использовании в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов как отдельных работников, так и коллектива в целом.

     Роль  социально - психологических методов  постоянно возрастает. Это обусловлено  тремя моментами:

     - повышением образовательного и  культурного уровня работников, что вызывает с их стороны  ожидание в применении методов  управления их деятельностью,  основанных на учете их интересов,  интересов коллективов, в которых  они работают, методов, которые  не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой  активности;

     - развитием демократических начал  в управлении;

     - значительная часть коллективов  является не только наемными  работниками, но и акционерами  предприятия, что вызывает необходимость  некоторого насыщения организационных  (административно-правовых) и экономических методов - методами социально-психологического воздействия.

     Речь  идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально-психологические факторы, которые сложились в коллективе.

     Использование социально-психологических методов  предполагает оценку социально-психологического микроклимата в коллективе и его  роль в формировании отдельных работников. Она осуществляется с использованием психологических тестов, наблюдений, анкетирования и т.д.; разработку мероприятий по развитию социально-психологических  отношений в коллективе до требуемого уровня с помощью учебы, психологических  тренингов; учебу руководителей  по овладению социально-психологическими методами управления коллективом, подготовку коллектива к приему социально-психологических  методов воздействия со стороны  руководителей.

     Целенаправленное  формирование атмосферы общественных мнений, их ориентация, образуют необходимые  условия для проявления социальной активности общества и личности. Методы формирования и использования общественного  и индивидуального сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно  значимых морально-этических категориях и ценностях, образуют в совокупности социально-психологические, или воспитательные, методы управления (СПМУ).

     Поскольку содержание духовной жизни общества отличается исключительным разнообразием, различны интересы, вкусы и взгляды  различных групп людей, социально-психологические  методы также весьма разнообразны. В связи с этим особую важность приобретает их классифика-ция. Один из возможных способов заключается в последовательной иерархии социальных процессов по уровням:

     1) общество;

     2) коллектив;

     3) группа;

     4) личность.

     Рассмотрим  эту классификацию методов подробнее.

     На  уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами. Это, главным образом, методы воздействия  средств массовой информации, пропаганды на население страны, регионов, социальные слои с целью формирования определенных представлений о текущем характере  общественного развития и состоянии  социально-массовых процессов (социальном состоянии общества, безработице, преступности, гражданских свободах). При этом ответственность (как моральную, так  и юридическую) за объективность  и своевременность информации несут  не только средства массовой информации, но и органы государственной власти. На следующем уровне действуют методы управления коллективами и группами, включающие:

Информация о работе Методологические основы менеджмента