Методологические основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 05:20, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена изучению методологических основ менеджмента потому, что помимо призвания и таланта необходимы также знания сущности менеджмента, понятия мотивации, а также экономических мотивов деятельности людей, о которых здесь пойдет речь.
В моей работе перечисляются факторы, которые необходимы менеджеру, чтобы умело управлять своим коллективом. Руководитель должен иметь в виду, что помимо знаний своих обязанностей и обязанностей подчиненных существует еще множество аспектов социального характера, которые он тоже должен учесть.

Работа содержит 1 файл

1 Методологические основы менеджмента.docx

— 99.45 Кб (Скачать)

Введение

     Данная  курсовая работа посвящена изучению методологических основ менеджмента  потому, что помимо призвания и  таланта необходимы также знания сущности менеджмента, понятия мотивации, а также экономических мотивов  деятельности людей, о которых здесь  пойдет речь.

     В моей работе перечисляются факторы, которые необходимы менеджеру, чтобы умело управлять своим коллективом. Руководитель должен иметь в виду, что помимо знаний своих обязанностей и обязанностей подчиненных существует еще множество аспектов социального характера, которые он тоже должен учесть.

     Главной целью проделанной работы является изучение социальной ответственности  и этики управления в торговле. Изучение данного вопроса имеет большую роль в жизни общества в целом, так как соблюдение этических и социальных норм ведет к улучшению и сонации торговых отношений. В настоящее время существует много магазинов, уровень обслуживания в которых оставляет желать лучшего, но на ряду с ними есть и магазины (так называемые супермаркеты), где отношение к потенциальному покупателю достаточно доброжелательное и соблюдаются этические нормы поведения, то есть - "покупатель всегда прав!". Но помимо этого положительного момента остается еще очень много отрицательного - все негативное надо менять.

     Торговля  является одной из областей общения  людей, а значит с повышением нравственности в обществе улучшится и этическая сторона жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Методологические основы менеджмента. 

     Дидактический план.

     Система методов менеджмента. Сущность и содержание понятия «методы менеджмента». Подходы к классификации методов менеджмента. Классификация методов менеджмента на общенаучные и специфические. Роль каждой из этих групп методов в развитии менеджмента как науки, практики и искусства управления. Общенаучные методы менеджмента и их использование в исследовательской и практической деятельности менеджера.

     Системный и комплексный подход к управлению. Моделирование, экономико-математические методы, социологические исследования, эксперимент.

     Методы управленческого воздействия. Классификация методов управленческого воздействия.

     Экономические методы, их особенности и специфика. Преобразования в системах финансирования, кредитования, налогообложения, денежного обращения, ценообразования, хозрасчета и материального стимулирования, обусловленные переходом к рыночным отношениям.

     Организационно-распорядительные методы и их изменение в условиях перехода к рыночным отношениям. Социально-психологические  методы воздействия, их особенности  на современном этапе. Комплексное  использование системы методов  управленческого воздействия.

     Организационная культура. Определение понятия «организационная культура». Функции и признаки организационной культуры. Основные элементы организационной культуры: уровни и атрибуты, ее содержание. Формирование, поддержание и изменение организационной культуры.

     Сильная и слабая организационная культура. Факторы, влияющие на формирование, поддержание  и изменение организационной  культуры.

     Методы управления организационными изменениями. Основные стадии процесса обновления организации. Объекты изменения. Изменения в организации и отношение к ним коллектива. Сопротивление работников. Методы преодоления сопротивления: принудительный, адаптивных изменений, управления кризисной ситуацией, метод «аккордеона». 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Система методов менеджмента (КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ). 

     Методы управления — это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата. Теоретическая основа средств управления требует глубокой и тщательной проработки, поскольку наиболее активный, наиболее действенный и острый инструмент управления способен при неправильном его использовании привести к весьма отрицательным последствиям. Это тем более усугубляется деформациями или просто неверным построением самих методов управления.

     Основу  системы методов, используемых в  управлении, составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения и т.д. Специфика управления как вида деятельности оказывает существенное влияние на формы, масштабы и результативность применения общенаучных методов.

     Системный подход применяется в менеджменте  как способ упорядочения управленческих проблем, посредством которого осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются  взаимосвязи и зависимости элементов  проблем, а также факторы и  условия, оказывающие воздействие  на их решение.

     Системный подход — это такое направление в методе логики научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.

     В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных  элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

     Основные  принципы системного подхода (системного анализа):

     1Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней

     2. Иерархичность строения, т. е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

     3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

     4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

     При системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» и характеристик «выхода».

     При системном подходе на основе маркетинговых  исследований сначала исследуются  параметры «выхода», т.е. товары или  услуги, а именно, что производить, с какими показателями качества, с  какими затратами, для кого, в какие  сроки продавать и по какой  цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная  продукция либо услуги.

     Затем определяют параметры входа, т.е. исследуется  потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации  производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической  и др.). И, наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.

     Таким образом, системный подход позволяет  нам комплексно оценить любую  производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это  поможет анализировать любую  ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем  входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим  образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе  управления.

     Системный подход - это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая  глубже и лучше осмыслить их сущность (структуру, организацию и другие особенности) и найти оптимальные  пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими. Системный подход - это всеобъемлющий  комплексный подход, предполагающий всесторонний учёт специфических характеристик  соответствующего объекта, определяющих его структуру, а следовательно и организацию. Системный подход к управлению производством получил наибольшее распространение в США и используется практически во всех странах.

     Он  предполагает рассмотрение фирмы как  сложной системы, состоящей из различных  подсистем (производственных отделений, предприятий), функции которых зависят от стоящих перед каждой из подсистем целей и задач. Но при этом понятие системы предполагает, что все входящие в неё подсистемы тесно взаимосвязаны между собой. Фирма рассматривается как организация, представляющая собой комплекс взаимосвязанных элементов. При этом внутренняя структура организационной системы допускает относительную автономность подсистем, образующих иерархию.

     Системный подход к управлению исходит из того, что разработка планов диверсифицированного и децентрализированного производства подчиняется интересам взаимодействия производственных подразделений, составляющих производственную систему.

     В рамках системного подхода предприятие  рассматривается как открытая система, активно взаимодействующая с  внешней средой. При этом предполагается наличие как прямой, так и обратной связи: некоего единства системы  и среды, оказывающего влияние как  на систему в целом, так и на взаимодействие её элементов.

     Работы  по организации и управлению производством  состоят из проектирования и обеспечения  функционирования таких систем. Они  включают:

     - установление характера взаимосвязи  элементов системы (подсистемы) и  каналов, по которым осуществляются  связи в пределах системы;

     - создание условий согласованного  развития элементов системы и  достижения тех целей, для реализации  которых она предназначена;

     - создание механизма, обеспечивающего  это согласование;

     - организационное построение органов  управления, разработка методов  и приёмов управления системой.

     Системный подход к управлению предполагает рассмотрение управления как процедуры или  процесса принятия управленческих решений.

     Для выражения сути системы используются различные средства: графические, матричные, математические, «дерево решений» и  др., каждое из которых может отразить суть системы, которая состоит во взаимосвязи ее элементов.

     Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. По мнению многих специалистов в области управления, комплексный подход является важнейшим условием эффективного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой, каковой является организация. И если системный подход представляет собой, в первую очередь, способ видения объекта или проблемы, то комплексность — это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.

     Моделирование имеет обширную сферу применения в процессах управления, где решаются сложные проблемы, требующие системного и комплексного подходов. Решение таких проблем немыслимо без применения моделей, под которыми понимается их представление в функциональные параметры системы, существенные для цели решения. Моделирование обычно осуществляется в несколько этапов, на которых уточняется постановка задачи, конструируется модель, проводится ее теоретический и (или) экспериментальный анализ на достоверность и после практического применения и анализа полученных данных осуществляется (в случае необходимости) корректировка с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев и т.п.

Информация о работе Методологические основы менеджмента