Методологическая характеристика кадровой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта - разработка и обоснование кадровой политики с учетом особенностей функционирования и формы собственности организации.
Выполнение курсового проекта предполагает решение таких задач:
· изучение опыта формирования кадровой политики на предприятиях различных форм собственности;
· выбор методов анализа и разработки кадровой политики организации;
· описание методики анализа кадровой политики организации;
· описание методики формирования кадровой политики;

Содержание

Введение
1. Методологическая характеристика кадровой политики
2. Аналитическая часть
2.1 Методика анализа кадровой политики
2.2 Кадровая политика в условиях кризиса
2.3 Направления совершенствования кадровой политики ЗАО «Ферост»
2.4 Факторы, способствующие эффективному развитию кадровой политики
3. Разработка организационного проекта
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Кадровая политика.docx

— 50.78 Кб (Скачать)

Параллельно с Положением о формировании кадрового резерва  составить Перечень должностей, подлежащих резервированию и определить конкретное количество «резервистов» для каждой должности. Оба эти локальных  нормативных акта готовятся службой  управления персоналом и утверждаются руководителем организации.

Помимо названных документов следует разработать и утвердить  формы отчетности, установить периодичность  сдачи отчетов, а также определить круг лиц, ответственных за их составление  и обобщение. В этом же блоке работ  разрабатывается форма списка кадрового  резерва, План профессиональной подготовки и развития резервистов, Отчет о  продвижении по служебной лестнице сотрудников состоящих в резерве.

Для решения задач второго  этапа в Положении о формировании кадрового резерва необходимо предусмотреть  механизмы конкурсного отбора специалистов. В число кандидатов на позиции, которые  подлежат резервированию, как правило, привлекаются сотрудники, имеющие определенный опыт работы в компании. Но не исключены  ситуации, когда «резервиста» целесообразно  искать и на внешнем рынке труда. Для того, чтобы сделать механизм отбора наиболее объективным, для участия  в работе конкурсной комиссии компании приглашают как внутренних специалистов, так и внешних консультантов.

Далее служба персонала должна отобрать максимальное число работников, потенциально соответствующих тем  требованиям, которые предъявляются  к претендентам на данную позицию.

Для повышения эффективности  конкурсного отбора желательно привлекать к участию в нем максимально  возможное количество работников, потенциально соответствующих требованиям группы резервируемых должностей.

В состав участников конкурса на зачисление в резерв руководителей  высшего звена рекомендуется  включать работников компании не старше 40 лет. В группу резервируемых должностей руководителей среднего звена целесообразно  включить менеджеров низшего звена.

Для определения персонального  состава «резервистов» могут  использоваться как объективные  данные (например, результаты работы), так и косвенные методы определения  профессиональных и личностных качеств (например, интервью, деловые игры, экспертная оценка и др.).

Для решения задач третьего этапа в организации формируется  общая система корпоративного обучения и развития сотрудников, которая  включает в себя ряд мероприятий, направленных на развитие профессиональных деловых и личностных качеств  сотрудников. Ее построение, порой, связано  со значительными материальными  затратами, а следовательно, подразделение, отвечающее за ее разработку, должно подходить  к этому вопросу обдуманно, максимально  учитывая перспективные тенденции  развития бизнеса, внешние и внутренние факторы, которые могут повлиять на эффективность системы развития сотрудников как в краткосрочной, так и в среднесрочной и  долгосрочной перспективах.

Система развития сотрудников  должна включать в себя не только различные  образовательные программы, но и  мероприятия, направленные на:

· развитие у «резервистов»  необходимых качеств для работы на резервируемой должности;

· укрепление положительного имиджа «резервистов»;

· придание «резервистам»  определенного статуса повышающего  их престижность в компании.

Нельзя не учитывать и  такой немаловажный фактор как моральное  стимулирование сотрудников, находящихся  в резерве. Можно внедрить систему  стимулирования успешно обучающихся  по программе подготовки кадрового резерва, например, по результатам успешной сдачи экзаменов, зачетов, прохождения тестирования.

Оплата сотруднику второго  высшего образования и МВА  также является не только стимулирующим  фактором, но и способствует закреплению  сотрудника в компании как минимум  на весь период обучения.

При разработке программ индивидуального  развития работников следует максимально  учитывать стаж работы каждого из них, их потребности и желание  двигаться в предложенном направлении, индивидуальные и психологические  особенности, наличие лидерских  качеств.

Очень важную роль в системе  корпоративного образования играет обратная связь службы, курирующей данное направление, с обучающимся  сотрудником. Для усиления положительного эффекта от обучения можно с определенной периодичностью устраивать семинары по обмену опытом среди сотрудников, на которых обучающиеся «резервисты» могут поделиться полученными знаниями с коллегами. Семинары и конференции  могут в значительной степени  способствовать стимуляции интереса остальных  сотрудников к приобретению новых  знаний и навыков, способствовать укреплению имиджа «резервистов», как знающих  и прогрессивных специалистов.

Четвертый этап служит для  проверки знаний и навыков «резервистов», а также для приобретения ими  практического опыта работы по резервируемой  должности. На данном этапе значительную роль играют не только приобретенные  новые знания и возможность применить  их на практике, но и воля руководства  компании к привлечению «резервистов»  к активной работе. Здесь самым  важным является способность администрации  «рассмотреть» сотрудника, не дать ему почувствовать, что он стал более  образованным, более опытным, способным  решать более сложные задачи, а  компания не в состоянии применить  весь этот «багаж» внутри себя, дать ему реализовать себя на новом  витке служебной лестницы. Если такого сотрудника вовремя не сориентировать, то вероятность того, что он начнет себе искать новое место работы в связи с неудовлетворенностью становится близкой 100%. Компания, в которой такие просчеты случаются регулярно, может смело называть себя «кузницей кадров», так как таких специалистов чаще всего уводят конкуренты, обещая среди прочих «золотых гор» и значительные возможности карьерного роста. Часто сотрудник в порыве обиды на компанию принимает решение о переходе к другому работодателю, не вдаваясь в подробности предложенной работы, а услышав на собеседовании ожидаемое сочетание фраз о больших перспективах.

На этом этапе нельзя также  забывать и о тех отношениях, которые  складываются у резервируемого работника  с «резервистом». Не секрет, что начальнику всегда сложно осознавать, что на его  место готовится человек, который  может быть не хуже, а лучше его  по некоторым параметрам.

Несомненно, значительные сложности  вызывает «сдерживание» молодых  энергичных сотрудников, обладающих здоровыми  амбициями, прошедших программу  подготовки кадрового резерва и  «рвущихся в бой». Наиболее эффективно можно решить данную проблему, назначив «резервиста» на вновь введенную  должность заместителя резервируемого. Следует отметить, что на четвертом  этапе значительную роль в закреплении  результатов кропотливой работы предыдущих периодов играет адекватность и своевременность в реагировании руководства и службы персонала  компании на те позитивные изменения, которые происходят с сотрудником  в период подготовки «резервистов». В противном случае неизбежна  демотивация сотрудника, а она, в  конечном итоге, приведет к выходу сотрудника на рынок труда.

Для того, чтобы наметить шаги по дальнейшему формированию корпоративной  культуры в организации, выяснялось у самих сотрудников как они  чувствуют себя в компании. С этой целью в 2008 г в ЗАО «Ферост» был проведен анкетный опрос сотрудников  головной компании и региональных филиалов. В опросе на добровольной основе приняли  участие 752 человека (89% от общей численности).

Результаты опроса показали:

· большинство сотрудников (62%) считают, что в компании имеются  хорошие возможности для развития профессиональных качеств; мероприятиями  по развитию довольны так же более  половины (55%) сотрудников, большинство  сотрудников также устраивают (66%) возможности карьерного роста. При  этом 38% сотрудников не смогли дать положительный ответ о наличии  хороших возможностей для развития и 45% не удовлетворены мероприятиями  по развитию, а возможности карьерного роста не удовлетворяют 34% работников. Анализируя данные можно сделать  вывод о том, что компании следует  более внимательно подойти к  ожиданиям персонала по внутрифирменному развитию, потому что действующая  система треть сотрудников все  же не удовлетворяет.

· работа поделена среди  сотрудников, количество которых вполне достаточно для выполнения всех обязанностей (согласились 72%), при этом большинство  считает (53%), что коллектив не является единой командой и только третья часть (31%) признают, что в коллективе все  гладко, большинство (42%) считает, что  в коллективе не все гладко, а 27% затруднились ответить на этот вопрос. Можно сделать  общий вывод: психологический климат в коллективе не достаточно хороший, сотрудники не чувствуют себя командой.

· мнение персонала о корпоративности  в ОАО «»: 60% уверены, что корпоративность  в фирме находится на хорошем  уровне, 27% уверены, что корпоративность  присутствует лишь частично, а 13% полностью  отрицают её наличие. Общий вывод  о развитии корпоративности в  «» утешительный, так как большинство  сотрудников признают наличие корпоративности  в компании.

Для совершенствования кадровой политики ЗАО «Ферост» я предлагаю, кроме описанных в данной главе  рекомендаций, также обратить внимание на:

· адаптацию сотрудников  в компании, для этого разработать  план для каждой категории сотрудников;

· обучение персонала, не реже раза в год проводить тренинги и семинары.

Заключение

В заключении можно сказать, что цель данной работы достигнута. Разработана программа кадрового  резерва. Все исследования проводились  на основе предприятия ЗАО «Ферост». На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Среди тенденций управления персоналом доминирующие позиции принадлежат  формированию кадровой политики, опирающейся  на современные подходы к управлению персоналом, которые способствуют более  рациональному его развитию и  использованию.

В реализации кадровой политики возможны альтернативы: она может  быть быстрой, решительной (в чем-то на первых порах, возможно, и не очень  гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам  для него это может привести.

Кадровая политика реализуется  через кадровую работу. Поэтому выбор  кадровой политики связан не только с  определением основной цели, но и с  выбором средств, методов, приоритетов  и т.д.

Необходима проверка кадровой политики на ее соответствие сложившимся  на предприятии традициям в работе с кадрами, привычным для коллектива и принимаемым им. Кроме того, следует учитывать психологический  климат на предприятии, потенциальные  возможности коллектива, изменения  во внешнем окружении.

Список использованной литературы

1. Гражданский Кодекс  РФ, Часть I от 30.11.94 в ред. от 01.02.08.

2. Трудовой Кодекс РФ  от 30.12.01 №197 - ФЗ в ред. от 01.12.07.

3. Федеральный закон «Об  акционерных обществах» № 208-ФЗ  от 26.12.95 с изменениями и дополнениями  от 01.01.08.

4. Авдеев. В.В. Управление  персоналом: оптимизация командной  работы. Реинжиниринговая технология: учебное пособие. - М.: Финансы и  статистика, 2008 (113с).

5. Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования вашего  имиджа.-Минск. Амалфея, 2006 (23с).

6. Бухалков М.И. Управление  персоналом: развитие трудового  потенциала: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005(47с).

7. Веснин В.Р. Основы  менеджмента / В.Р. Веснин - 4-е изд., доп. и испр. - М.: ООО «Изд-во  Элит», 2006(251с).

8. Виханский О.С., Наумов  А.И. Менеджмент: человек, стратегия,  организация, процесс: Учебник  для экономических специальностей  ВУЗов. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2003(94с)

9. Волгин Н.А. Оплата  труда: производство, социальная  сфера, государственная служба (Анализ, проблемы, решения). - М.: Издательство  «Экзамен», 2006.(138с)

10. Воробьев Л.А. Основы  управления производством: Учебное  пособие. Л.А. Воробьев. - Мн.: НПЖ  «Финансы. Учет. Аудит», 2003(256с).

11. Генкин Б.М. Экономика  и социология труда: Учебник  для ВУЗов. - М.: Норма, 2003(84с).

12. Егоршин А.П. Управление  персоналом: Учебник для ВУЗов. - 3-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2007(67с).

13. Казначеская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие. Изд. 2-е, доп.  и переработанное. - Ростов н /Д:  «Феникс», 2004 (94с).

14. Комисарова Г.А. Управление  человеческими ресурсами: Учебное  пособие. - М.: Дело, 2003 (45с).

15. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Коротков Э.М., Ольдерогге Н.Г.  Корпоративный менеджмент, М., Омега-Л, 2007 (38с).

16. Мазманова Б.Г. Управление  оплатой труда: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004 (83с).

17. Маслов Е.В. Управление  персоналом предприятия. - М.: ИНФРА-М,  Новосибирск: НГАУЭиУ, 2008 (37с).

18. Маслоу А. Мотивация  и личность. - СПб.: Изд-во «Евразия», 2004.

19. Музыченко В. Управление  персоналом. - М.: издательский центр  «Академия», 2006 (63с).

20. Одегов Ю.Г. Управление  персоналом. Оценка эффективности.  Российская экономическая Академия  им. Г.В. Плеханова / Ю.Г. Одегов. - М.: «Экзамен», 2005 (300 с).

21. Федорова Н.В. Управление  персоналом организации: Учебное  пособие. - 2-е изд., перераб. / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КНОРУС, 2005 (37с).

22. Шахова В.А., Шапиро С.А.  Мотивация трудовой деятельности.- М.: Издательство «Альфа-пресс», 2008 (84с).


Информация о работе Методологическая характеристика кадровой политики