Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:44, реферат
Тема моего реферата выбрана не случайно. Меня всегда интересовал вопрос: «Почему Россия вечно «косится» на запад – притягивается к нему или отталкивается?». Потому, что Россия привязана к чётко фиксированной западной точке зрения, как к точке отсчёта. Только в этом зеркале она видит, что такое она сама. (Н.А. Бердяев)
На самом деле, не только у одной России своего рода «психологический комплекс» во взаимоотношениях с внешним миром. Конечно, есть такие уверенные в себе цивилизации, которые берут у других то, что им надо без проблем (например, США, средневековые арабы). Но у большинства цивилизаций – «комплексы»: у Китая – превосходство над окружающими варварами, у средневековой Европы – зависть к Богатому Востоку, у древних греков – культурная самозащита от грубых варваров... Как и у отдельного человека, комплекс – это проявление расщепления и напряжение между сознательным и подсознательным отношением к какому-либо предмету. У России глубина этого расщепления между общественным сознанием и общественным подсознанием необычайно велика, и отношение к Западу выявляет её как лакмусовая бумажка.
У проблемы есть несколько граней:
Культурная грань: почтительный взгляд «снизу вверх» на западную цивилизацию (хотя объективное сравнение российской культуры с западной не дает оснований для такого самоуничижения). Но комплекс неполноценности обычно сопровождается комплексом превосходства, отсюда и всегдашнее «Россия – родина слонов».
Историческая грань: немалая доля самобытности России в том, что она несет в себе в будущее обломки по крайней мере двух угасших цивилизаций: Византийской и Ордынской. Часть остроты проблемы «Россия - Запад» в том, что это наше «вчера» вечно воюет с нашим «завтра», которое мы привыкли привязывать к Западу, потому что считаем, что он нас опередил. Ценность этого «вчера» мы хорошо чувствуем, и жертвовать им не хотим даже ради «завтра», но и ни во что осязаемое превратить его не умеем. Из прошлого шубы не сошьешь.
Этническая грань: российский этнос (т.е. человеческая основа российской цивилизации) куда менее четко определен, чем западный этнос (Гумилев). Лучше всего его специфика чувствуется в контрасте: с немцами, с американцами и т.д. Внутри же себя Россия так разнообразна, что установить какие-то четкие разделения значило бы отсечь от нее живую часть.
Политическая и военная грань: огромная роль географического фактора в русской истории и концентрация всех сил нации на освоении и защите этой территории. Мы чувствуем, что это отличает нас даже от самых крупных западных стран.
Введение._______________________________________________________ 3
Место России в мировой экономике в начале XXI века.
Наследство ушедшего века.______________________________________ 5
Сопоставление объёмов производства в России и главных
странах Запада. _____________________________________________________ 8
Россия к 2015 году. ____________________________________________ 15
З. Заключение. _____________________________________________________ 19
4. Список литературы. _______________________________________________ 21
5. Приложение _____________________________________________________ 22
Важнейшей стороной качественного состояния любой экономики является ее способность к восприятию научно-технического прогресса, государственная поддержка и обеспечение последнего. Эта сторона бытия российской экономики, к великому сожалению, пребывает в полной прострации. Многократно сократились ассигнования на НИОКР, их доля в российском ВВП не превышает 1% против 2.3-3% в развитых капиталистических странах. И, несмотря на то, что в стране прошла первая широкая волна приватизации, на которую наши реформаторы также уповали, что-то незаметно, чтобы приватизированные предприятия в массе своей брались за нововведения, гонялись за новой техникой и технологическими процессами. Что же касается государственных предприятий, то они и раньше всегда сторонились научно-технического прогресса, предпочитая не рисковать и работать по старинке. Без НТО, без высоких технологий в производстве, без подъема лежащей пока ничком науки у России нет будущего при любых темпах роста ее экономики.
В этой связи особое значение приобретает вопрос о государственном стимулировании российской экономики, повышении её эффективности и реструктуризации с помощью современной макро- и микроэкономической политики, политики ускорения НТП. Идея полного ухода государства из экономики на нашей российской почве, как, впрочем, и в других странах, себя не оправдала. Речь идет не о приходе государства во все поры нашей экономической жизни, как это было в советские времена, а о нормальном и объективно необходимом регулировании хозяйственных процессов, стимулировании их эффективности, предпринимательской активности и конкурентоспособности. Все это имеет место в странах со зрелой рыночной экономикой, формирование которой без государственной поддержки, как общепризнанно, невозможно.
Важной причиной большинства наших неудач в сфере российской экономики и ее реформировании является слабость институтов власти, отсутствие необходимой политической воли. Недостаточный профессионализм, неопределенность и даже неграмотность решений, бездеятельность, а порой и прямой саботаж в их исполнении на разных уровнях власти, слияние последней с частнопредпринимательской сферой - обычны для нынешней России. Все это не может не сказываться самым негативным образом на характере развития нашей экономики.
Впереди у России и её экономики еще много трудностей и неясностей. Наиболее опасные из них могут быть связаны с обострением социального недовольства, а также с проблемами регионального сепаратизма. Последние события на Северном Кавказе, террористические акты в ряде городов страны, похоже, создают базу для долговременного сохранения серьезной социальной напряженности в стране, что, несомненно, будет отражаться и на экономическом росте. Кроме того, российская экономика будет испытывать влияние увеличения военных расходов, расходов на силовые и правоохранительные структуры.
Другой сдерживающий фактор экономического роста в России - увеличивающийся внешний долг. Сейчас он превышает 150 млрд. долл. проценты по его выплате составляют внушительную величину. В течение ближайших 10 лет ежегодные выплаты только на погашение долгов международным финансовым организациям и процентные выплаты инвесторам, купившим российские еврооблигации, составят от 3.5 до 5 млрд. долл. Все это также означает серьезное отвлечение средств от стимулирования экономического роста.
Нельзя забывать, что наряду с накоплением внешнего долга происходит массовый отток капиталов из России в сумме около 20 млрд. долл. ежегодно. Главная причина оттока - внутриполитическая и социально-экономическая нестабильность, слабость финансово-банковской системы, разгул криминала, отсутствие разумного таможенного и валютного контроля, то есть слабость политической власти в стране.
Прямым фактором, который определяет экономический рост, являются капитальные вложения. По сравнению с 1990 г. их общий объем сократился примерно в 5 раз, что более чем вдвое превышает сокращение ВВП и промышленного производства14.
Финансовые источники для вложений имеются. Это накопленные ресурсы предприятий (60-70 млрд. долл.), спрятанные населением сбережения (40-60 млрд. долл.), бюджетные ресурсы15. Хуже дело обстоит с иностранными инвестициями, приток которых после августа 1998 г. резко сократился. Рейтинг нашей страны после известных публикаций об отмывании российских денег на Западе и финансовых злоупотреблениях российских чиновников заметно понизился, что также не способствует притоку иностранного капитала. Следовательно, приходится рассчитывать только на себя.
Но
и здесь нужна твердая
Тем не менее, как разумно считают некоторые экономисты, экономический рост в России поначалу может происходить и без роста капвложений, благодаря повышению загрузки простаивающих ныне производственных мощностей, увеличению текущих потребительских расходов на отечественную продукцию при активной государственной промышленной политике.
Как уже отмечалось, человечество вступает в эпоху глобальной экономики на основе широких международных потоков рабочей силы, капитала, сырья, готовой продукции и электронной информации. Наша страна после десятилетий изоляции входит в эту глобальную систему, где все государства тесно связаны между собой, и перспективы нашего развития во все возрастающей степени будут зависеть от развития мировой экономики в целом.
В самой же России сохраняется непростая ситуация. Экономическая политика отличается неопределенностью и нерешительностью. Власти явно заняты политическими разборками и преследуют свои эгоистические интересы. Экономика - заложница этой политики. И, похоже, так будет продолжаться до президентских выборов. Однако все это не может служить непреодолимым препятствием для прогнозирования развития российской экономики. У экономики свои законы, и политические игры не могут их отменить.
В этой ситуации видятся два варианта возможной государственной экономической политики на перспективу до 2015 г.: А) частичный возврат к авторитарным методам прямого государственного воздействия на развитие экономики с одновременным использованием ряда рыночных механизмов, рычагов и стимулов на базе уже созданных элементов рыночной инфраструктуры; Б) более решительное продолжение ранее начатых рыночных реформ с признанием допущенных ошибок, их исправлением и корректировкой рыночного курса, дальнейшим сотрудничеством с передовыми странами Запада, упором на ценности правового государства и гражданского общества.
Любой из этих двух вариантов исходит из решительного отхода от сегодняшней рыхлости в экономической политике и предусматривает рост экономики. Ресурсы для этого в стране есть.
В перспективе до 2015 г. следует ожидать сначала медленного, а затем все ускоряющегося роста ВВП и особенно промышленного производства. При этом среднегодовой темп роста ВВП в 1998-2015 гг. составит, по нашему мнению, не менее 5%, промышленного производства - 6%. Восстановительный рост после долговременного экономического и общего кризиса на первых порах, как уже говорилось, не потребует немедленных крупных капитальных вложений, он будет опираться на ввод резервных мощностей и иных ресурсов, финансироваться не за счет капитальных, а текущих затрат. Но потом должны заработать такие факторы, как ускорение научно-технического прогресса, широкомасштабная предпринимательская инициатива, форсированный экспорт готовых изделий, прежде всего продукции машиностроения.
Чтобы ориентировочно определить место России в будущей мировой экономике, следует обратиться к показателям роста за долговременные периоды в прошлом и за 90-е годы.
В США долгосрочные, или "исторические" среднегодовые темпы роста ВВП составляют порядка 2.7%. Однако за последние годы экономика США демонстрирует более высокие темпы: в 1996 г. прирост ВВП составил 3.5%, 1997 г. - 3.9, 1998 г. - 3.9 и в 1999 г., по-видимому, не менее
3.5%16. Можно предположить, что до 2015 г. среднегодовые темпы ВВП США не превысят 2.8%. Поскольку темпы роста американской промышленности обычно составляют чуть более 70% темпов роста ВВП, для нее можно принять на перспективу среднегодовой темп в размере 2%.
В ФРГ долгосрочный ретроспективный темп роста ВВП был выше, чем в США. Однако, начиная с 70-х годов Германия стала отставать от США. Это особенно проявилось в 90-е годы. Так, в 1996 г. прирост ВВП Германии составил 1.3%, в 1997 г. - 2.2, в 1998 г. - 2.6 и в 1999 г. чуть превысит 2%. На перспективу до 2015 г. можно принять для этой страны среднегодовой темп роста ВВП в размере 2.6%, промышленного производства - 1.8%.
Во Франции долгосрочный "исторический" темп роста ВВП был ниже, чем в ФРГ и США. В последние годы Франции удалось несколько приблизиться к этим странам, однако до 2015 г., как представляется, среднегодовые темпы роста ВВП и промышленности вряд ли превысят соответственно 2.5 и 1.2%17.
Весьма необычные процессы происходят в Великобритании. В течение многих десятилетий ее экономика развивалась темпами, которые были заметно ниже, чем у других главных капиталистических государств. В Европе даже появился термин "английская болезнь". Однако после либеральных реформ М. Тэтчер страна заметно ускорила экономическое развитие, и в 80-е годы среднегодовой прирост ВВП Великобритании (2.7%) был выше, чем в США, ФРГ и Франции. В последние годы темпы роста экономики Великобритании замедлились и были ниже, чем в США и Германии. Но все же они выше, чем во Франции и Японии. В западной прессе стали даже рассматривать перспективы обгона Великобританией Франции по объему ВВП примерно к 2003 г.
В 1996 г. прирост ВВП Великобритании составил 2.2%, в 1997 г. - 3.4, в 1998 г. - 2.3 и в 1999 г. -1.2%. На перспективу до 2015 г., очевидно, можно исходить из среднегодовых темпов роста ВВП в 2.4%, промышленного производства - в 1.1%, то есть не более высоких, чем во Франции.
Прогноз по главным западноевропейским странам позволяет сделать ориентировочные оценки возможных темпов роста ВВП и промышленного производства по всему региону. Как представляется, экономика Западной Европы в видимой перспективе до 2015 г. будет расти несколько медленнее американской. Позиции Западной Европы в последние десятилетия после долгого периода их относительного усиления в последние 2-3 десятилетия стали слабеть по сравнению с позициями США. Сегодня нет оснований думать, что эта тенденция изменится до 2015 г. В США ниже, чем в Западной Европе, норма налогообложения, безработица, больше приток иностранного капитала. США занимают более сильные позиции по выпуску высокотехнологичной продукции и инфраструктуры научно-технического прогресса, что будет в значительной мере определять рост и лицо экономики в начале XXI в. Традиционно США имеют превосходство перед Западной Европой по широте и риску предпринимательской активности. Представляется, что среднегодовой прирост ВВП Западной Европы до 2015 г. составит порядка 2.5%, промышленного производства - 1.7%.
Среднегодовые
темпы роста численности
На базе всех этих допущений и предпосылок, а также имеющихся оценок соотношений ВВП, объемов промышленного производства и уровней производительности труда в промышленности можно рассчитать примерные соотношения сравниваемых государств по этим показателям в 2015 г. Современные соотношения стран по ВВП взяты из оценок Всемирного банка, произведенных по паритетам реальной покупательной способности национальных валют, соотношения объемов промышленного производства и уровней производительности труда в промышленности - из наших расчетов (смотри таблицу 218).
Эти ориентировочные оценки показывают, что к 2015 г. Россия достигнет лишь тех соотношений по ВВП и промышленному производству с четырьмя рассматриваемыми западными странами, которые сложились к 1992 г., когда объем ВВП нашей страны был ниже, чем в 1996 г. на 15%, промышленное производство - на 18.5%. Соотношения конца 80-х годов в 2015 г. так и не будут достигнуты.
Это значит, что страна потеряет минимум 30 лет на преодоление отставания от ведущих стран Запада, обусловленного прекращением экономического роста в 80-х годах и падением производства в 90-х. Кроме того, это значит, что в 2015 г. Россия достигнет соотношения с США 1913 г. лишь по промышленному производству, но будет иметь вдвое меньшее соотношение по ВВП (правда, при территории на четверть меньше дореволюционной).
Что касается доли России в мировом ВВП, то в 1998 г. она была равна всего 1.6%, соотношение ВВП России к ВВП всего западноевропейского региона составляло 8.1%19. В 2015 г. доля России в мировом ВНП будет лишь немногим более 2%, а соотношение ВВП России и всей Западной Европы составит примерно 12.5%. Эти доли также намного меньше, чем в 1913г.
Таким образом, за более чем 100-летний период не произойдет повышения доли нашей страны в мировой экономике, ее важнейшие макроэкономические показатели не приблизятся к уровню США. Такова будет цена многих десятилетий иллюзий насчет построения светлого рая сначала в одной отдельно взятой стране, а затем во всем лагере мирового социализма на путях, ведущих в сторону от демократии и рынка, от развития мировой цивилизации.
Информация о работе Место России в мировой экономике в начале XXI века