Место и роль руководителя в управлении организацией,взаимосвязь баланса власти и упраленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.

В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
раскрыть общие элементы управления персоналом;
определить роль руководителя в управлении персоналом;
рассмотреть личность руководителя и стили управления;

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы разработки управленческих решений

1.1. Сущность разработки и реализации управленческих решений

1.2. Роль и функции руководителя в разработке и реализации управленческих решений

1.3. Стратегия руководства коллектива

Глава 2. Роль руководителя в управлении организацией

2.1. Сущность и виды власти

2.2. Профессионально важные качества руководителя

2.3. Стили руководства

Глава 3. Взаимосвязь баланса власти и управленческих решений

3.1. Использование власти и влияния в процессе принятия и реализации управленческих решений

3.2. Рекомендации руководителю по разработке и реализации управленческих решений

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 76.93 Кб (Скачать)
  1. стрессоустойчивость, проявляющуюся в адекватном реагировании руководителя на неожиданно возникающую непредвиденную (стрессорную) ситуацию, требующую усиления активности и перестройки поведения в целях адаптации к изменившимся условиям, или для изменения ситуации в согласии с целями и задачами управления;
  2. способность доминировать, которая рассматривается как умение руководителя влиять на подчиненных и изменять их поведение в соответствии с задачами управления;
  3. стремление к победе как особое качество, которое базируется на мотивации достижения цели (достижения успеха);
  4. уверенность в себе — дополнительное качество, основанное на высокой адекватной самооценке.

     Стремление  к победе, уверенность в себе —  две взаимосвязанные характеристики, т.к. успешное достижение человеком  поставленных перед собой целей, или достижение субъективно значимых целей, приводит к формированию высокой  адекватной самооценки, которая и  воспринимается окружающими как  уверенность в себе;

  1. креативность — способность к творческому решению задач, которая рассматривается не только как характеристика интеллекта руководителя, но и как желание и способность поощрять творчество своих подчиненных;
  2. эмоциональная уравновешенность, проявляющаяся в способности руководителя поддерживать оптимальное эмоциональное состояние в изменяющихся условиях;
  3. предприимчивость, надежность и независимость, определяющие возможность менеджера формировать свои представления по профессионально важным проблемам и способность достигать успеха вместе со своими подчиненными.

     Итак, мы рассмотрели основные характеристики, имеющие отношение к личности руководителя. Осталось сказать, что человек не рождается с набором перечисленных выше стилей руководства, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социально-исторических условий его жизни. Формированию нужных качеств могут способствовать социально-психологические тренинги, иные специальные формы обучения. Однако главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться и понимание, что необходимо ежедневно «строить», развивать свою личность, личность руководителя.

     Профессионально важные качества личности управленца — это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность  и успешность руководителя в сфере  управленческой деятельности.

     Перечисленные личностные черты, естественно, не исчерпывают  всего богатства характеристик  руководителя, вместе с тем, каждый успешный руководитель, менеджер обладают определенными личностными свойствами, которые формируют систему профессионально  важных личностных качеств, обладающую определенной спецификой в каждой конкретной области управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Стили руководства 

          Сущностное отличие управленческой  деятельности от других форм  человеческой активности состоит  в принятии социально значимых, затрагивающих интересы множества  людей решений и ответственности  за их правильность и эффективность  перед собственником. Разрешение  противоречия между общими и  частными характеристиками управленческой  деятельности, а также влияние  личностных качеств руководителя  на механизм принятия решений  выражается понятием «стиль управления». Он представляет собой устойчивый комплекс поведенческих черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными, т.е. это способ, которым руководитель управляет подчиненными и в котором выражается образец его поведения, типичной для определенных ситуаций. Важно подчеркнуть интегральный характер процесса принятия решения, требующего особых личностных качеств. В стиле управления зафиксированы как общие, алгоритмизированные операции, так и единичные, уникальные, отражающие индивидуальные особенности профессионализма руководителя. Они характеризуют его поведение не вообще, а типическое, «устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях».

     В основе выделения стилей руководства  лежит различное распределение  полномочий по принятию решений между  руководителем и подчиненными.

     К классическим стилям руководства относятся: авторитарный, демократический и  попустительский (нейтральный).

     Авторитарному стилю присущи единоличное принятие руководителем управленческих решений, а также слабый интерес к работнику как личности.

     Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям.

     Попустительскому  стилю присущи стремление руководителя уклониться от принятия решений и переложить задачу на других, а также безучастное отношение к делам коллектива.

     В таблице 1 отражены важнейшие отличительные  черты классических стилей руководства .1 

Критерии Авторитарный Демократический Попустительский
1. Постановка  целей Цели ставит руководитель Цели – результат  группового решения при поддержке  руководителя Полная свобода  для принятия индивидуальных и групповых  решений, минимальное участие руководителя
2. Распределение  заданий Все задания  дает руководитель, причем сотрудник  не знает, какое задание он получит  в следующий раз Устанавливается определенный порядок распределения  работ. В зависимости от пожеланий  сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание Руководитель  представляет необходимые материалы  и по просьбе сотрудника дает информацию
3. Оценка  работы Руководитель  лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует Руководитель  стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы Руководитель  дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют
4. Трудовая  атмосфера Высокая напряженность, враждебность Свободная, дружеская  атмосфера Атмосфера произвола  отдельных сотрудников
5. Групповая  сплоченность Покорное, беспрекословное  повиновение Высокая групповая  сплоченность, низкая текучесть Низкая групповая  сплоченность
6. Интерес  к выполняемым заданиям Низкий Высокий Минимальный
7. Интенсивность  (качество работы) Высокая Высокая оригинальность результатов  
--------
8. Готовность  к работе При отсутствии руководителя перерыв на работе При отсутствии руководителя продолжение работы Перерывы на работе по желанию
9. Мотивация  труда Минимальная Высокая мотивация каждого работника и группы в целом Минимальная
 

     В современной интерпретации в  зависимости от особенностей взаимоотношений  руководителя и подчиненных стилю  руководства делятся на:

  • патриархальный;
  • харизматический;
  • автократический;
  • бюрократический.

     1. Патриархальный стиль руководства строится на основе представлений об организации как одной большой семье. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с «детьми» и их мотивацию через личную зависимость. Информация распространяется сверху в зависимости от «благосклонности» руководства, контроль осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Данный стиль широко распространен в сегодняшнем обществе, в том числе и в России.

     2. Харизматический стиль руководства основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Данный стиль близок к патриархальному, однако авторитет харизматического руководителя более высок и имеет персональный («не семейный») характер. Руководить не доверяет организационным структурам и стремится объяснять успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека.

     3. Автократический стиль руководства менее распространен и проявляется в крупных организациях. Руководитель-автокарт использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь решения вышестоящего руководителя. Этот стиль отличается от двух предыдущих слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными. Он был широко распространен в условиях командно- административной системы в СССР.

     4. Бюрократический стиль руководства характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений между начальником и подчиненными, минимизацией личной власти руководителя. Данный стиль представляет собой как бы ослабленный вариант авторитарного стиля. Он сохраняет за руководителем функцию принятия решений в форме разнообразных нормативных актов, однако, максимально структурируя систему взаимоотношений руководства – подчинения, по существу усиливает власть аппарата, составителей и контролеров нормативных актов.

 

     

Глава 3. Взаимосвязь баланса  власти и управленческих решений

3.1. Использование власти  и влияния в  процессе принятия  и реализации управленческих  решений 

          Эффективность управленческого решения определяется не только его обоснованностью,  но и степенью его реализации в соответствии с требованиями ЛПР. В этой связи особое значение приобретает использование таких социально психологических инструментов, как власть и влияние.

          Использование власти и влияние  в процессе принятия и реализации  управленческих решений связано  с наличием способности и возможности  оказывать влияние на поведение  других людей. Рассмотрим связанные  с этим понятия:

  • Лидерство - это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации самым эффективным и успешным способом. Для успешного лидерства необходимо наличие власти.
  • Влияние – это способность индивида вносить изменения в поведение другого индивида. Способы оказания влияния:
    • посредством идейного воздействия;
    • путем насилия и угроз.
  • Власть – это реальная возможность влиять на поведение людей. Различают следующие виды формы власти:
    • власть, основанная на принуждении (влияние, основанное на страхе), -     предусматривает осознание работником (исполнителем) вероятности быть в чем то ущемленным, наказанным или лишенным возможности удовлетворить какие-либо свои потребности. Эта опасность исходит, как правило, от влияющего человека, которым может быть, например, руководитель;
    • власть, основанная на вознаграждении(влияние через положительное подкрепление), - позволяет работнику надеяться на вознаграждение и получение возможности удовлетворения каких-либо потребностей, что может обеспечить влияющий человек;
    • экспертная власть (влияние на основе разумной веры)- обусловлена осознанием работником (исполнителем) того факта, что влияющий человек обладает опытом и специальными знаниями, благодаря которым может быть удовлетворена некая потребность;
    • эталонная власть (влияние с помощью харизмы)- характеризуется тем, что работни (исполнитель) хочет быть похожим своими действиями, а иногда и внешностью на влияющего человека, поскольку тот обладает особо привлекательными свойствами. Харизма – это власть, которая строится на силе собственных качеств и способностей, а не на логике и традиции. При общении с харизматическими личностями создается впечатление, что они излучают энергию и заряжают ею других; такие люди обладают привлекательной внешностью и манерами, демонстрируют независимость характера, отличаются риторическими способностями, ораторским талантом; собственная личность вызывает у них восхищение, но явной надменности, себялюбия и амбиций не проявляется; их отличают достойная и уверенная манера держаться, умение владеть собой и ситуацией;
    • законная (традиционная) власть – строится на осознании работником (исполнителем) того, что влияющий человек наделен правами приказывать, а он обязан подчиняться. Такая власть реализуется через привитые культурой и традициями ценности.

Информация о работе Место и роль руководителя в управлении организацией,взаимосвязь баланса власти и упраленческих решений