Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 17:44, курсовая работа
Название мерчендайзинга (merchandising) происходит от английского merchandise – торговать, окончание –ing придает динамичность понятию, представляя процесс торговли как активное средство коммуникации. Мерчендайзинг появился на свет в незапамятные времена, когда люди еще не использовали деньги. Уже при меновой торговле умение красиво и правильно разложить свой товар, организовать свое торговое – меновое место давало хорошие результаты первым торговцам. В древности им было гораздо труднее, чем нашим современникам, еще и потому, что торговцы зачастую говорили на разных языках со своими покупателями. С тех пор одним из правил мерчендайзинга стало: все должно быть понятно покупателю с минимальными пояснениями продавца. Все последующие века торговцы совершенствовали возможности выкладки товара и создания индивидуальности магазина.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Мерчендайзинг розничной торговли
1.1. Понятие мерчендайзинга розничной торговли
1.2. Теоретические предпосылки мерчендайзинга
1.2.1. Поведение потребителей как компонент технологий мерчендайзинга
1.2.2. Природная система человека, как основная предпосылка при формировании теоретических основ мерчендайзинга
1.2.3. Управление поведением посетителей на основе восприятий и ощущений
1.3. Методологические основы внедрения технологий мерчендайзинга
1.3.1. Подходы к распределению площади торгового зала и регулированию покупательских потоков
1.3.2. Атмосфера торгового зала и поведенческие составляющие его распределения на зоны
1.3.3. Компоненты атмосферы торгового зала
Глава 2. Мерчендайзинговый подход к планировке торгового зала и выкладке товаров
2.1. Выкладка товаров и оформление прилавков
2.2. Торгово–выставочный инвентарь
2.3. Планировка торгового зала
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Мерчендайзинг розничной торговли
1.1. Понятие
мерчендайзинга розничной
1.2. Теоретические предпосылки мерчендайзинга
1.2.1. Поведение
потребителей как компонент
1.2.2. Природная система человека, как основная предпосылка при формировании теоретических основ мерчендайзинга
1.2.3. Управление
поведением посетителей на
1.3. Методологические основы внедрения технологий мерчендайзинга
1.3.1. Подходы к распределению площади торгового зала и регулированию покупательских потоков
1.3.2. Атмосфера
торгового зала и
1.3.3. Компоненты атмосферы торгового зала
Глава 2. Мерчендайзинговый подход к планировке торгового зала и выкладке товаров
2.1. Выкладка товаров и оформление прилавков
2.2. Торгово–выставочный инвентарь
2.3. Планировка торгового зала
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Название
мерчендайзинга (merchandising) происходит от
английского merchandise – торговать, окончание
–ing придает динамичность понятию, представляя
процесс торговли как активное средство
коммуникации. Мерчендайзинг появился
на свет в незапамятные времена, когда
люди еще не использовали деньги. Уже при
меновой торговле умение красиво и правильно
разложить свой товар, организовать свое
торговое – меновое место давало хорошие
результаты первым торговцам. В древности
им было гораздо труднее, чем нашим современникам,
еще и потому, что торговцы зачастую говорили
на разных языках со своими покупателями.
С тех пор одним из правил мерчендайзинга
стало: все должно быть понятно покупателю
с минимальными пояснениями продавца.
Все последующие века торговцы совершенствовали
возможности выкладки товара и создания
индивидуальности магазина. Масштабы
торговли минувших веков позволяли владельцу
торгового предприятия лично контролировать
мерчендайзинг, продумывать его стратегию.
(В наше время такие возможности сохраняются
для небольших предприятий розничной
торговли, контроль за которыми под силу
одному - двум хозяевам).
Понятие
мерчендайзинга розничной
торговли
Розничная торговля включает все функции, начиная с закупки товара у производителя и заканчивая продажей этих товаров конечному потребителю. В функции розничной торговли входят: деятельность магазина, управление персоналом, финансовый контроль, продвижение товаров, информационные системы и мерчендайзинг. Хотя мерчендайзинг – только одна из этих функций, он является «сердцем» розничной торговли. Другие функции служат для поддержки прибыльной покупки и продажи товаров и услуг.
Понятие
мерчендайзинга может быть определено
различными способами. Мерчендайзинг
может рассматриваться как
Если
рассматривать мерчендайзинг
1. оценку нужд и запросов потребителей;
2. планирование закупок;
3.
приобретение товаров и
4.
мотивацию потребителей к
Теоретические предпосылки
мерчендайзинга.
Поведение потребителей как компонент технологий мерчендайзинга.
По мнению большинства теоретиков и практических работников, процесс принятия потребителем решения о покупке включает следующие этапы:
- осознание потребности;
- поиск информации;
- оценка вариантов;
- решение о покупке;
- реакция на покупку.
Поведения
покупателя в торговом зале магазина
различается и проходит разные стадии
в зависимости от вида покупки (табл.
1).
Таблица 1.
Виды товаров и этапы принятия решения о покупке
в торговом зале магазина.
Вид покупки | Этап принятия решения | Элемент мерчендайзинга | ||||
Осознание потребности | Поиск информации | Выбор товара | Оценка товара | Покупка товара | ||
Четко запланиро-ванная покупка (товары повсед- невного спроса) | (+) Проводится не всегда | + | Постоянство месторасположения | |||
Частично запла - нированная покупка (товары предвари-тельного спроса) | + | + | + | Эффективное рас-положение точек продажи в зале и выкладка товара. Презентация. | ||
Незапланированная, или импульсивная, покупка (товары раз личных групп, как правило, недорогие) | + | + | + | + | Эффективное рас-положение точек продажи в зале и выкладка товара. Презентация. |
Все покупки можно разделить на два вида: первичные и вторичные.
При
первичной покупке процесс
При вторичной покупке отдельные этапы могут быть пропущены, большую роль при этом играет лояльность к торговой марке или инерция.
При четко запланированной покупке оценка товара перед покупкой может не проводиться. Однако и в случае четко запланированной покупки настрой покупателя может измениться.
Определенный интерес для специалиста по мерчендайзингу представляет подход DAGMAR (Defining Advertising Goals for Measured Advertising Results) к рекламному планированию.
Считается, что для понимания того, какой должная быть мотивация покупателя в торговом зале магазина необходимо представлять на какой ступени лестницы DAGMAR (рис. 1) он находится. От момента получения потребителем знания о товаре до момента совершения покупки может пройти значительный период времени.
При правильной организации мерчендайзинга в торговом зале магазина этот период может быть существенно сокращен. Для этого используются технологии визуального мерчендайзинга в сочетании с другими компонентами мерчендайзинга и маркетинга, такими как:
- экспозиция, адекватная поведению посетителя торгового зала, а также активности и прочим характеристикам понимания;
-
создание условий для
-
улучшение показателей
- и т.п.
Рис. 1. Модель эффектов коммуникационного процесса
согласно
подходу DAGMAR.
Оказание воздействия на покупателя в торговом зале магазина можно проиллюстрировать с помощью формулы AIDA:
Существует
много подходов к делению покупателей
на различные группы в зависимости
от типов покупательского
Так,
например, исследования покупательского
поведения показывают1, что для большой
группы покупателей определяющим фактором
решения о покупке является цена (предварительный
анализ цен на интересующие товары по
каталогам, прайс-листам различных продавцов,
информации в Интернете, скидки). Для другой
группы покупателей важно внимание со
стороны компании и отношение как к индивидуальному
клиенту (высокое качество, доверие к марке,
доброжелательность и профессионализм
продавцов, желание выделиться, самоуважение).
Таблица 2.
Характеристика типов покупателей
Тип покупателей | Мотив покупателей | Источник информации о товаре | Способ стимулирования покупателей | Значимость
покупателей для торгового |
Чувствительные к цене | Рационализм, направленный исключительно на более низкую цену | Каталоги, прайс-листы; Интернет; реклама о распродажах | Ценовое стимулирование | Непостоянство и отсутствие прибыли; низкая степень лояльности |
Чувствительные к качеству товаров и услуг | Комфорт, подражание, желание выде-литься (имидж марки, имидж торгового предприятия); гарантия качества и защита от подделок | Реклама в СМИ; каталоги; Интернет; выставки; ярмарки; презентации; представление товара и реклама в торговом зале | Имидж торгового предприятия; мерчендайзинг; консультации торгового персонала; бренд продавца; установление партнерских отношений с торговым предприятием | Высокая степень лояльности; постоянный клиент |
Таким
образом, для привлечения и удержания
постоянных и новых потребителей,
а, следовательно, обеспечения высокой
и стабильной прибыли розничного
торгового предприятия необходим комплекс
маркетинговых коммуникаций, основное
место в котором занимает мерчендайзинг.
Природная система человека, как основная предпосылка при формировании теоретических основ мерчендайзинга.
Для посетителя магазин представляет собой совокупность внешних факторов, активизирующих его безусловные и доминирующие условные рефлексы. Придя в магазин в первый раз, посетитель воспринимает торговый зал как некий лабиринт, хаос ощущений, который со временем, по мере адаптации, принимает четкие, организованные формы. Между средой магазина и поведением посетителя постепенно устанавливается гармония, в результате чего посетитель становится потенциальным покупателем. Задача специалиста по мерчендайзингу заключается в том, чтобы посредством регулирования качественных и количественных составляющих раздражителей ориентировать покупателя в нужном направлении.