Менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 00:06, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом.

Содержание

Технико-экономическая характеристика предприятия ОАО «Железобетон»
1.1 Производственная структура
1.2 Оценка финансового состояния предприятия ОАО «Железобетон»
2 Теоретические основы системы управления персоналом
2.1. Мотивации персонала как элемент системы управления персоналом
2.2 Методические основы оценки системы управления персоналом
2.2.1 Опыт формирования системы управления персоналом посредством мотивации
3 Анализ системы управления персоналом предприятия ОАО «Железобетон»
3.1 Система управления персоналом на ОАО «Желзобетон»
3.2 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
4 Мероприятия по повышению эффективности системы управления персоналом на ОАО «Железобетон»
4.1 Обоснование мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала
4.1.1 Оценка системы мотивации персонала предприятия
4.1.2 Аттестация персонала ОАО «Железобетон»
4.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий
Заключение

Работа содержит 1 файл

Дипл.rtf

— 2.72 Мб (Скачать)

     С того времени теории мотивации стремятся к как можно большей степени учета различных потребностей и мотивов деятельности людей, постоянно пытаясь выявить новые и преимущественные побуждения, мотивы и потребности. Современные содержательные теории мотивации основное внимание уделяют именно перечню и структуре потребностей.

     К числу наиболее простых и широко распространенных (классических) теорий мотивации труда, принадлежит концепция профессора Мичиганского университета Д. Макгрегора, называемая «XY-теорией» («икс, игрек-теория»). Эта концепция включает две противоположные теории: теорию «X» и теорию «Y».

     На постулатах о человеке как плохом, недобросовестном и безынициативном работнике следует, согласно данной теории, строить управление организацией. В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчиненных, основанная на страхе наказания. Главный практический вывод теории «Y» таков: необходимо предоставлять работникам больше свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия.

     Согласно рекомендации Макгрегора, «XY-теорию» необходимо использовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния «X» к состоянию «Y», или от состояния «экономического человека» к «человеку социальному».

     Относительно мотивации персонала, но уже в ином направлении - внутриличностных мотивов - мы выделяем теорию Маслоу, который предлагает пять основных типов потребностей, составляющих иерархическую структуру

     Дополнительно к потребностям, определенным классификацией Маслоу, теория МакКлелланда вводит потребности власти, успеха и принадлежности.

     Теория Герцберга основывается на анализе факторов, действующих на человека в процессе работы и влияющих на удовлетворение потребностей. Факторы делятся на гигиенические (размер оплаты труда, межличностные отношения, характер контроля - они лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой) и мотивирующие (ощущение успеха, продвижение по службе, рост возможностей, признание со стороны окружающих, ответственность). Для мотивации нужно задействовать именно второй вид факторов.

     В отечественной научной литературе нет собственных проработанных теорий мотивации. Однако, весьма интересна переработка и дополнение исследованной нами ранее теории Маслоу.

     Опираясь на психологические теории мотивации А.Н.Леонтьева, О.С.Анисимова и др., попытаемся внести необходимые коррекции в стратегическом подходе управления мотивацией персонала и качественно усовершенствовать структуризацию мотивационных факторов.

     Не умаляя заслуг Маслоу, знаменитого западного психолога, построить добротное здание можно только на прочном фундаменте. А ведь именно в функции фундамента мотивационной политики организации выступает пирамида потребностей Маслоу.

     Прежде чем приступить к анализу несовершенств иерархии А. Маслоу остановимся на проблемах, связанных с низкой мотивацией работников и на более широких проблемах существования предприятия, куда мотивационная сторона входит лишь как часть.

     Проблемы организации, связанные с низкой мотивацией персонала к работе, могут быть самыми разнообразными и проявляться в виде следствий в других, на внешний взгляд, мало связанных областях деятельности организации.

     Для анализа проблем и выработки адекватной мотивационной политики, необходимо в первую очередь определить в каком состоянии зрелости пребывает организация: становление, функционирование, развитие или кризис.

     Аналогичное разделение стадий «жизненного цикла организации» можно встретить, например, у Базарова Т.Ю. В своей новой книге «Управление персоналом» он подчеркивает, что « содержание деятельности по управлению персоналом существенно детерминировано задачами, которые решаются организацией на разных стадиях ее развития» [24 с. 223].

     Исходными для понимания мотивационных факторов выступают категории «потребность», «мотив», «мотивация» и пр. Эти фундаментальные психологические категории мы исследовали ранее.

     Традиционно потребности разделяются на материальные, социальные и духовные. Или: первично-материальные (пища, вода, потребность дышать, спать и т.п.), вторично-социальные (потребность в общении, в хороших отношениях в коллективе и т.п.) и третично-духовные (потребность в культурном творчестве, в повышении правосознания общества и т.п.).

     С развитием духовного производства формируется особый тип потребности - потребность предметно-функциональная, например, потребность в труде, художественном творчестве и т.д. Потребности вступают в новые отношения друг с другом. Хотя удовлетворение витальных потребностей остается для человека «первым делом» и неустранимым условием его жизни, высшие, специально-человеческие потребности вовсе не образуют лишь наслаивающиеся на них поверхностные образования. Очевидно, что в концепции А. Маслоу отражены только первичные и вторичные потребности (Рисунок 6).

     Попытка считать последний уровень в пирамиде Маслоу как соответствующий духовным потребностям, на наш взгляд, лишена оснований. Дело в том, что самовыражение или самоактуализация может иметь самые различные формы и иногда даже бесполезные для социума (как, например, графоманство). Такие типы самовыражения не могут претендовать на высший уровень потребностей и относятся ко вторичным потребностям (например, самовыражение как самоутверждение в каком-то кругу людей). Кроме того, как в свое время отмечал выдающийся философ Гегель, духовные потребности неразрывно связаны с устремлениями всеобщего характера.

     Потребность в самовыражении лишь тогда можно считать духовной потребностью, если это самовыражение становится инструментом трансляции надситуативных ценностей общества. Как известно, данные тонкости А. Маслоу не ввел, чем ввел в заблуждение многих своих поклонников.

     Психологические категории: индивид, субъект и личность, критериально разведенные Анисимовым О.С., позволяют уйти от деталей и более крупноблочно рассматривать иерархическую структуру потребностей [19 с. 147].

     Таким образом, основными рекомендациями по улучшению мотивационного процесса и предотвращению демотивации могут стать: предоставление максимума реалистичной информации в процессе отбора, формирование реалистичных ожиданий, управление персоналом по целям, постановка реальных целей, разделение сложных целей на краткосрочные этапы, активное использование дополнительных навыков сотрудников, внимание к идеям и предложениям сотрудников, формирование организационной культуры, развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации, поощрение и оценка достижений сотрудников, развитие системы управления карьерой.

     Оценка системы мотивации персонала предприятия предполагает выделение мотивационных условий существенно не удовлетворяющих тому, что должно быть.

     Для оценки мотивационной среды можно воспользоваться приведенным в таблице 7 опросником.

     Оцените по 10-балльной шкале, в какой мере приведенные ниже утверждения соответствуют ситуации на Вашем предприятии.

     0 - Полностью не соответствуют ...

     10 - Полностью соответствуют

     Используя опросник, можно выделить наиболее существенные причины того, что работники не мотивированы достигать максимально возможных для них результатов. Чем ближе полученные оценки к левому краю, тем более существенны недостатки мотивационной среды.

     Основываясь на проведенном анализе, можно определить основные направления совершенствования мотивационной среды, требующие особого внимания руководителя предприятия. 

     Таблица 7 - Тест «Анализ мотивационной среды»

     
Утверждение Оценка
Ожидаемые руководством результаты работы сотрудников четко определены -
Эти ожидаемые результаты известны каждому работнику. -
Существуют вознаграждения за достижение высоких результатов в работе. -
Они известны каждому работнику -
Они ценны для работников -
Статус работника в коллективе и отношение к нему со стороны коллег зависит от того, как он работает. -
Система контроля обеспечивает объективную оценку результатов труда. -
Работники предприятия не сомневаются в этом. -
Результаты работы каждого хорошо известны в коллективе. -
Получаемые работниками вознаграждения соответствуют результатам их труда -
Работники не сомневаются в справедливости распределения вознаграждений -
Работники не сомневаются, что ожидаемые руководством предприятия результаты соответствуют их возможностям -
Достижение ожидаемых руководством предприятия результатов не требует от работников постоянного чрезмерного напряжения. -
Работники уверены, что существуют материально-технические, организационные и другие условия, достаточные для достижения ожидаемых от них результатов -
Работники в процессе работы, испытывают положительные эмоции намного чаще, чем отрицательные -
 

     К числу распространенных недостатков, в наибольшей степени создающих неблагоприятную мотивационную среду, относятся:

     недостаточно четкие представления работников об ожидаемых от них результатах и отсутствие уверенности в объективности оценки их работы;

     отсутствие четко сформированных критериев оценки достижения высоких результатов;

     неудовлетворенность справедливостью поощрения;

     недостаточная информированность о том, какие поощрения, за какие результаты даются;

     малая привлекательность используемых форм поощрения.

 

     3 Анализ системы управления персоналом предприятия ОАО «Железобетон» 

     3.1 Система управления персоналом на ОАО «Желзобетон» 

     Основные направления, связанные с формированием системы управления персоналом на предприятии определяет специалист по кадрам ОАО «Железобетон». Специалист по кадрам - систематически изучает деловые качества и другие индивидуальные особенности специалистов предприятия с целью подбора кадров на замещение должностей, входящих в номенклатуру руководителя предприятия. Участвует в организации повышения квалификации специалистов и подготовке их к работе на руководящих должностях. Организует своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с законодательством; выдачу справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности трудящихся, хранение и заполнение трудовых книжек и ведение установленной документации по кадрам. Он должен знать: методические, нормативные и другие руководящие материалы, касающиеся работы с кадрами, учета личного состава предприятия; основные технологические процессы производства продукции предприятия; методы учета движения кадров. Участие специалиста по кадрам ОАО «Железобетон» в решении различных вопросов управления персоналом может быть охарактеризовано с помощью таблицы 8.  

     Таблица 8 - Задачи и участие в решении кадровых вопросов

     
Кадровые задачи, за которые руководящие кадры отвечают непосредственно Задачи (участие) исполнительного директора
Планирование Консультирование Участие Осуществление
1 2 3 4 5
Планирование потребности в персонале, привлечение и набор кадров + + + -
Условия принятия на работу, ин-тегрирование новых сотрудников, оценка испытательного срока + + - +
1 2 3 4 5
Согласование целей работы,

беседы с работниками

- + + +
Оценка возможностей и меры по развитию руководящих кадров (приемников) + + + +
Профессиональное стимулирование (повышение квалификации) + + - -
Организационные вопросы + - - +
Сотрудничество с представителями работников - + - -

Информация о работе Менеджмент