Менеджмент в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 01:15, реферат

Описание работы

В настоящее время эффективность любого предприятия зависит от качества использования различных ресурсов. Одним из ресурсов является персонал, которому уделяется все большее значение. Ведь именно от интеллектуального потенциала сотрудников, связанного не только с их квалификацией, но и энтузиазмом, самоотдачей, творческим подходом к выполнению обязанностей, во многом зависит успех и процветание фирмы. Эта проблема имеет особое значение для предприятий туриндустрии, так как основным товаром здесь является услуга, а качество туристских услуг непосредственно зависит от профессионализма и качества работы сотрудников.
Отрасль туризма значительно влияет на мировое устройство и экономику многих стран. За последние 30 лет число международных туристов выросло в 3,8 раза, а валютные доходы от него увеличились в 25 раз. На сферу туризма приходится около 6% морового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-ое рабочее место. Такие страны, как США, Япония, Германия получают внушительные суммы от налогообложения туристской деятельности. Так же туризм активно развивается в России. По прогнозам Всемирной туристской организации, до конца 2020г. Россия войдет в 20 крупнейших стран по въезду тризма.
Не смотря на все это, туризм, каким мы его представляем сегодня, - сравнительно молодой феномен, имеющий корни, уходящие в древние времена. Обратившись к истории, можно увидеть, что первое путешествие, совершенное людьми, было «вынужденным», когда Бог изгнал Адама и Еву из рая. Это путешествие уже имеет некоторые признаки туризма: смена места проживания; нахождение в другом регионе; временность. Однако современное учение о туризме не признает первых путешественников туристами, так как для них путешествие не было удовольствием, совершалось не по собственной воле и не являлось самоцелью. Изначально путешествия были лишь средствами достижения целей. Главными мотивами были торговля и коммерция, открытие новых земель, завоевания, религиозные мысли и т. п.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Менеджмент. 5
1.1. Определение менеджмента. 5
1.2. Принципы менеджмента. 7
1.3. Функции менеджмента. 8
Глава 2. Туризм. 16
2.1. Определение туризма. 16
2.2. Виды и формы туризма. 17
Глава 3. Менеджмент в области туризма. 19
3.1. Особенности туризма как объекта управления. 19
3.2. Планирование в туризме. 21
3.3. Организация в туризме. 22
3.4. Функция мотивации в туризме. 24
Заключение. 27
Список литературы. 28

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Как уже  отмечалось, важная цель планирования – это каким-то образом решить проблему неопределенности. Потребность в приспособлении к переменам – один из факторов, придающих планированию такое важное значение. Тем не менее, каким бы важным не было планирование, это только начало. Туристская фирма, имеющая много разных планов и не имеющая цельной схемы (структуры) претворения их в жизнь, обречена на неуспех. Дело в том, что функция планирования и организационная функция тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация как бы объединяются. Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации (организует структуру системы, создает аппарат, который будет «играть» на сцене), а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди. Речь идет о привнесении человеческого фактора в нечто имеющееся на бумаге (план), в нечто неодушевленное.

Поскольку функция организации состоит  в сведении воедино всех специалистов турфирмы, задача в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность каждого из них. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера турпредприятия, его целей, технологии и персонала. Существует ряд элементов, которые необходимо структурировать для того, чтобы турфирма смогла выполнить свои планы и тем самым достичь своей цели. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения организационной функции:

    • определение и детализация целей турфирмы, которые были выявлены в ходе планирования;
    • определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;
    • поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
    • координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), т.е. каждый член группы должен знать, что он должен сделать и в какие сроки, а также того, кто им руководит (управляет);
    • единство цели – каждый член организации работает на общее благо, т.е. никто не должен работать против целей организации;
    • размах контроля, или размах менеджмента, – каждый менеджер отвечает за управляемое им число работников.

Относительно  последнего принципа можно рассуждать по-разному. Нелегко определить идеальное число сотрудников, которыми должен руководить один менеджер. В реальной жизни это число сильно варьируется от организации к организации, от одного управленческого уровня к другому. Так, высшие руководители управляют не более чем десятью подчиненными, тогда как руководители низшего уровня управления могут контролировать гораздо большее число сотрудников.

В связи  с этим можно выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости (количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер), – время и частоту, т.е. сколько времени менеджеру нужно проводить с каждым сотрудником и как часто это делать. Естественно, что этот критерий во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс.

      1. Функция мотивации в туризме.

При рассмотрении данного вопроса менеджмент туризма  ориентируется на два аспекта  этой проблемы: мотивацию путешествий и мотивацию трудовых отношений.

Мотивы путешествий.

Цель  поездки (мотив, побуждающий человека путешествовать) – это причина, при  отсутствии которой данная поездка не состоялась бы. Информация о цели путешествия нужна прежде всего для того, чтобы правильно разделить туристские рынки на сегменты и определить целевые рынки, положенные в основу разработки модели управления туристскими потоками и маршрутами.

Следует иметь в виду, что путешествующая группа, т.е. группа людей, совместно совершающих поездку, имеет, как правило, только одну основную цель посещения. Вместе с тем у каждого члена группы может быть и своя, отличная от групповой, мотивация путешествия. В связи с этим для менеджмента очень важно получить ответ на вопрос о том, каким образом могут быть систематизированы причины путешествий. Чаще всего нельзя выделить единственный мотив. Ситуация усложняется тем, что причины, сопутствующие поездке, лежат чаще всего в подсознании, а на первый план выдвигается сразу несколько причин. Именно поэтому принято говорить о мотивации путешествия. В связи с этим целесообразно выделить пять основных групп мотивации путешествий.

  • Физическая мотивация. Физическая мотивация подразделяется на отдых, лечение и спорт. Если основной причиной путешествия является восстановление физической силы, то на первом месте стоит отдых. Если должно быть восстановлено здоровье, решающим фактором будет оздоровление, лечение. Если во время отпуска в первую очередь ищут разгрузку и движение для тела, то в таком случае важнейшей физической мотивацией является спорт.
  • Психологическая мотивация. Главная психологическая мотивация путешествия – желание уйти от повседневной рутины и увидеть что-нибудь новое, необходимость смены обстановки и расслабления. К психологической мотивации относится так 
    же и смена впечатлений.

    Обе эти мотивационные группы – физическая и психологическая – представляют особый интерес, как для современного туризма, так и для эффективного менеджмента.

  • Межличностная мотивация. По значимости вслед за физической и психологической мотивациями следует межличностная мотивация. Многие люди ищут во время поездки необходимые им социальные контакты. Они стремятся завести отношения с другими путешествующими или познакомиться с местными жителями. Большое значение в этой группе мотиваций занимают посещения друзей, знакомых, родственников. 
  • Культурная мотивация. Знакомство с другими странами, с их обычаями, традициями и языками стоит в данной группе на первом месте. Далее следуют интерес к искусству, посещение спортивных мероприятий, а также религиозные причины.
  • Мотивация престижа и статуса. Для группы туристов с такой мотивацией характерно то, что они совершают путешествия с целью развития своей личности. Кроме того, основная цель путешественников этой группы – добиться всеобщего признания и удержать его. Развитие личности чаще всего связано с профессиональной подготовкой, а также с повышением квалификации или переподготовкой.

Если  вы подумаете о своем отпуске, то, вероятнее всего, сможете установить, что на принятие решения по поводу определенной поездки повлияло несколько мотиваций. Часто происходит так, что мотивации путешествий не исключают друг друга, а, наоборот, дополняют, даже если они принадлежат к различным группам. Мотивы путешествий могут быть даже противоречивыми. Например, в отпуске стремятся получить покой и отдых, но одновременно разнообразие и общение.

Мотивация трудовых отношений.

В этом смысле мотивация рассматривается  нами как совокупность стимулов, побуждающих  работников к активной трудовой деятельности, т.е. после проведения организационных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются:

  • Стимулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материального и морального стимулирования);
  • Собственно мотивирование, т.е. создание у работников внутреннего побуждения к труду. Главными здесь являются заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности и удовлетворенность от нее. Это свидетельствует о том, что поведение человека всегда мотивировано трудовой активности и удовлетворенность от нее. Это свидетельствует о том, что поведение человека всегда мотивировано.
 

  
 
 

 

    Заключение.

Итак, мы разобрали несколько основных тем. К примеру, основы менеджмента, определение  туризма. Мы пришли к выводу, что менеджмент в общем виде  - это умение достигать поставленных целей путем  воздействия на других людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу, а менеджер - наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. В основе управления лежат определенные черты:

  1. При планировании туристской деятельности должны ставиться нужды, потребности и желания конечных потребителей. Речь идет о том, удовлетворяет туристская фирма нужды промежуточных потребителей, или это может быть государственный заказ.
  2. Непервичность туристской услуги. Туристский продукт не стал еще товаром первой необходимости. На развитие туризма также очень сильно влияют политические и экологические явления.
  3. В туристской отрасли гораздо большее значение имеет маркетинг. Это связано с тем, что продавец туристской услуги, должен найти аргументы в пользу своего товара-услуги, а это можно сделать только при хорошо налаженной системе маркетинга.
  4. Туристская услуга уникальна. Это маршрут поездки, условия обслуживания, стоимость и т.д.

 Таким  образом, мы приходим к выводу, что для успешной продажи туристских услуг, необходимо знать все тенденции развития туризма, обладать определенными навыками  и умением подстраиваться под изменение интересов населения. 

 

    Список литературы.

  1. Кабушкин  Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 1999, 644с.
  2. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие / М.А. Жукова – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006.—192 с.
  3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000
  4. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  5. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой. – СПб.: Издательский Торговый дом «Герда», 2000.

 

    Приложение.

Информация о работе Менеджмент в сфере туризма