Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 01:15, реферат
В настоящее время эффективность любого предприятия зависит от качества использования различных ресурсов. Одним из ресурсов является персонал, которому уделяется все большее значение. Ведь именно от интеллектуального потенциала сотрудников, связанного не только с их квалификацией, но и энтузиазмом, самоотдачей, творческим подходом к выполнению обязанностей, во многом зависит успех и процветание фирмы. Эта проблема имеет особое значение для предприятий туриндустрии, так как основным товаром здесь является услуга, а качество туристских услуг непосредственно зависит от профессионализма и качества работы сотрудников.
Отрасль туризма значительно влияет на мировое устройство и экономику многих стран. За последние 30 лет число международных туристов выросло в 3,8 раза, а валютные доходы от него увеличились в 25 раз. На сферу туризма приходится около 6% морового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-ое рабочее место. Такие страны, как США, Япония, Германия получают внушительные суммы от налогообложения туристской деятельности. Так же туризм активно развивается в России. По прогнозам Всемирной туристской организации, до конца 2020г. Россия войдет в 20 крупнейших стран по въезду тризма.
Не смотря на все это, туризм, каким мы его представляем сегодня, - сравнительно молодой феномен, имеющий корни, уходящие в древние времена. Обратившись к истории, можно увидеть, что первое путешествие, совершенное людьми, было «вынужденным», когда Бог изгнал Адама и Еву из рая. Это путешествие уже имеет некоторые признаки туризма: смена места проживания; нахождение в другом регионе; временность. Однако современное учение о туризме не признает первых путешественников туристами, так как для них путешествие не было удовольствием, совершалось не по собственной воле и не являлось самоцелью. Изначально путешествия были лишь средствами достижения целей. Главными мотивами были торговля и коммерция, открытие новых земель, завоевания, религиозные мысли и т. п.
Введение. 3
Глава 1. Менеджмент. 5
1.1. Определение менеджмента. 5
1.2. Принципы менеджмента. 7
1.3. Функции менеджмента. 8
Глава 2. Туризм. 16
2.1. Определение туризма. 16
2.2. Виды и формы туризма. 17
Глава 3. Менеджмент в области туризма. 19
3.1. Особенности туризма как объекта управления. 19
3.2. Планирование в туризме. 21
3.3. Организация в туризме. 22
3.4. Функция мотивации в туризме. 24
Заключение. 27
Список литературы. 28
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XXI в., который проникает во все сферы жизни и изменяет окружающий мир. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых, а как более широкое понятие. Это совокупность отношений, единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях. Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях.
Существующие
определения туризма можно
При определении такого явления, как туризм особую значимость имеют следующие критерии:
Речь идет о путешествии в место, находящееся за пределами обычной среды.
Место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более, так как лицо, находящееся в определенном месте год или более, с точки зрения туризма считается постоянным жителем.
Главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, выезжающее в какую-нибудь страну для работы, считается мигрантом, а не туристом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны.
Следовательно, туризм – это совокупность связей, отношений и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Туризм так же является отраслью экономики, включающей в себя деятельность туристских организаторов, агентов и посредников.
Существует много способов классификации путешествий по формам и видам туризма. Чаще всего вид туризма определяется мотивацией туризма, то есть тем, что побудило человека отправиться в поездку. Н. И. Кабушкин в книге «менеджмент туризма» выделяет шесть основных видов туризма:
Кратковременный отдых с целью физического или психологического восстановления организма.
Главной целью этого вида туризма является познание чужой культуры. Подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает посещение исторических, культурных и географических достопримечательностей. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.
К этому виду туризма относятся поездки, целью которых является посещение родственников, друзей, знакомых, а так же объединенные группы туристов, имеющие общую развлекательную программу.
Туризм с целью активного или пассивного участия в спортивных мероприятиях. Люди, которые участвуют в каких-либо соревнованиях или просто наблюдают за ними.
Поездки, совершаемые из профессиональных и коммерческих интересов: посещение бирж, ярмарок, выставок.
Сюда
относится дипломатический
Формы туризма определяются по внешним критериям. Существует много возможностей выделить формы туризма: по происхождению туристов, по возрасту, по длительности пребывания в путешествии, по транспортным средствам, по времени года или сезону.
Наиболее
полную классификацию туризма
Управление
в индустрии туризма
Но задача
менеджмента туризма состоит
не только в том, чтобы определить
общие тенденции и
Первая
особенность туризма
Второй особенностью являются трудно измеримые и неясные цели туризма. Для менеджмента частных туристских предприятий, которые в своей деятельности ориентируется на получение прибыли, характерны четкие и измеримые цели – накопление ценностей, движение наличности, прибыль… Для менеджмента туристских организаций таких целей не существует ни на уровне региона, ни на уровне предприятий. Из-за того, что туристская организация не имеет измеримых целей, нельзя объективно оценить ее производительность и успех. Это значит, что очень сложно точно спрогнозировать все явления и процессы, происходящие в туризме.
Важнейшей особенностью туризма является специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования. Так как туристский продукт проявляется в виде услуги, то его необходимыми признаками являются присутствие клиента и невозможность складирования этой услуги, т.е. речь идет о том, что туристскую услугу нельзя переслать по почте. При реализации туристского продукта усиливается личностный аспект, из-за чего процесс предоставления туристских услуг может быть автоматизирован в гораздо меньшей степени, чем, например, процесс производства товаров. По этой причине в менеджменте туризма неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных отношений.
Туристский продукт состоит из двух частей: материальной и нематериальной. К материальным услугам относятся: гостиничные номера, мебель, оборудование, транспортные средства и т.д. Эти услуги реальны, объективны, сравнимы и легко соизмеримы. Соотношение «услуга-цена» понятно клиентам. К нематериальным услугам относятся: сервис, атмосфера, дружелюбие, соучастие, инициатива. Эти услуги абстрактны, субъективны, у них отсутствует возможность предварительной оценки.
Важной особенностью туристского продукта, отличающей его прежде всего от промышленных товаров, является широкое участие людей в производственном процессе. Таким образом, человеческий фактор оказывает сильное влияние на его однородность и качество.
Специфика туристского продукта связанна со спецификой туристского спроса. Спрос на туристские услуги не однороден в силу трех основных причин:
Следующая
особенность туризма как
Особенности туристской отрасли как объекта управления указывают на то, что менеджеры туристического бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие отрасли и поэтому механически перенести наработки или модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно.
Управление системой туризма должно базироваться на стратегическом (спроецированном в будущее) видении и предвидении. На основе видения, являющегося ведущей идеей менеджмента, разрабатывается политика туристской фирмы, которая представляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры.
Планирование – это один из этапов процесса управления, на котором определяются цели любой туристской структуры, а также методы их достижения. В одних случаях фирма прекращает свое существование после достижения поставленных целей, в других ставятся новые, более значимые цели. Это указывает на то, что планирование не представляет собой какого-то одноразового действия. Это непрерывный процесс (одна из стадий процесса управления) изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов.
Формирование политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем уровне управления. Все положения политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде ведущего туристского образа. Ведущий образ содержит в себе долгосрочные цели, философию, политику (принципы взаимоотношений с различными заинтересованными группами), культуру предприятия и его законодательные права.
Применительно
к конкретному туристскому
Результатом планирования как функции менеджмента может быть туристский образ региона.
Таким образом, под планированием деятельности туристского предприятия следует понимать систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов, формирования, управления и развития предприятия.
В любом плане, составленном в туристской фирме, всегда присутствует организационный этап, т.е. этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Речь идет о создании структуры фирмы и обеспечении ее всем необходимым для решения задач, определенных на первом этапе процесса управления – этапе планирования.
На примере
организации работы туроператоров
можно более наглядно представить
себе организационную функцию