Менеджмент в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 01:15, реферат

Описание работы

В настоящее время эффективность любого предприятия зависит от качества использования различных ресурсов. Одним из ресурсов является персонал, которому уделяется все большее значение. Ведь именно от интеллектуального потенциала сотрудников, связанного не только с их квалификацией, но и энтузиазмом, самоотдачей, творческим подходом к выполнению обязанностей, во многом зависит успех и процветание фирмы. Эта проблема имеет особое значение для предприятий туриндустрии, так как основным товаром здесь является услуга, а качество туристских услуг непосредственно зависит от профессионализма и качества работы сотрудников.
Отрасль туризма значительно влияет на мировое устройство и экономику многих стран. За последние 30 лет число международных туристов выросло в 3,8 раза, а валютные доходы от него увеличились в 25 раз. На сферу туризма приходится около 6% морового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-ое рабочее место. Такие страны, как США, Япония, Германия получают внушительные суммы от налогообложения туристской деятельности. Так же туризм активно развивается в России. По прогнозам Всемирной туристской организации, до конца 2020г. Россия войдет в 20 крупнейших стран по въезду тризма.
Не смотря на все это, туризм, каким мы его представляем сегодня, - сравнительно молодой феномен, имеющий корни, уходящие в древние времена. Обратившись к истории, можно увидеть, что первое путешествие, совершенное людьми, было «вынужденным», когда Бог изгнал Адама и Еву из рая. Это путешествие уже имеет некоторые признаки туризма: смена места проживания; нахождение в другом регионе; временность. Однако современное учение о туризме не признает первых путешественников туристами, так как для них путешествие не было удовольствием, совершалось не по собственной воле и не являлось самоцелью. Изначально путешествия были лишь средствами достижения целей. Главными мотивами были торговля и коммерция, открытие новых земель, завоевания, религиозные мысли и т. п.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Менеджмент. 5
1.1. Определение менеджмента. 5
1.2. Принципы менеджмента. 7
1.3. Функции менеджмента. 8
Глава 2. Туризм. 16
2.1. Определение туризма. 16
2.2. Виды и формы туризма. 17
Глава 3. Менеджмент в области туризма. 19
3.1. Особенности туризма как объекта управления. 19
3.2. Планирование в туризме. 21
3.3. Организация в туризме. 22
3.4. Функция мотивации в туризме. 24
Заключение. 27
Список литературы. 28

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый  массовый феномен XXI в., который проникает во все сферы жизни и изменяет окружающий мир.  Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых, а как более широкое понятие. Это совокупность отношений, единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях. Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях.

Существующие  определения туризма можно объединить в две группы. Одни носят узкоспециализированный характер, касаются отдельных экономических, правовых, социальных и других аспектов туризма и его видовых особенностей, выступая в качестве инструмента для решения конкретных задач. Другие охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений. Между тем четкое толкование туристских терминов и понятий имеет важное значение для понимания процессов, происходящих в этой области.

При определении  такого явления, как туризм особую значимость имеют следующие критерии:

  1. Изменение места.

    Речь  идет о путешествии в место, находящееся за пределами обычной среды.

  1. Сроки пребывания.

    Место пребывания не должно быть местом постоянного  или длительного проживания. Путешественники  не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более, так как лицо, находящееся в определенном месте год или более, с точки зрения туризма считается постоянным жителем.

  1. Оплата труда из источника в посещаемом месте.

    Главной целью поездки не должно быть осуществление  деятельности, оплачиваемой из источника  в посещаемом месте. Любое лицо, выезжающее в какую-нибудь страну для работы, считается мигрантом, а не туристом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны.

Следовательно, туризм – это совокупность связей, отношений и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Туризм так же является отраслью экономики, включающей в себя деятельность туристских организаторов, агентов и посредников.

    1. Виды  и формы туризма.

Существует  много способов классификации путешествий  по формам и видам туризма. Чаще всего вид туризма определяется мотивацией туризма, то есть тем, что побудило человека отправиться в поездку. Н. И. Кабушкин в книге «менеджмент туризма» выделяет шесть основных видов туризма:

  1. Туризм с целью отдыха.

Кратковременный отдых с целью физического  или психологического восстановления организма.

  1. Туризм с целью изучения культуры.

Главной целью этого вида туризма является познание чужой культуры. Подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает посещение исторических, культурных и географических достопримечательностей. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

  1. Общественный туризм.

К этому  виду туризма относятся поездки, целью которых является посещение  родственников, друзей, знакомых, а  так же объединенные группы туристов, имеющие общую развлекательную  программу.

  1. Спортивный туризм.

Туризм  с целью активного или пассивного участия в спортивных мероприятиях. Люди, которые участвуют в каких-либо соревнованиях или просто наблюдают за ними.

  1. Экономический туризм.

Поездки, совершаемые из профессиональных и  коммерческих интересов: посещение  бирж, ярмарок, выставок.

  1. Политический туризм.

Сюда  относится дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также  туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.

Формы туризма определяются по внешним  критериям. Существует много возможностей выделить формы туризма: по происхождению туристов, по возрасту, по длительности пребывания в путешествии, по транспортным средствам, по времени года или сезону.

Наиболее  полную классификацию туризма предлагает Всемирная туристская организация. Выделяют три основных типа туризма: внутренний – путешествия жителей какого-либо региона в его пределах; въездной – путешествие по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной – путешествие жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма (рис 1) . Определение «туризм а пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» - внутренний и выездной туризм; «международный туризм» - въездной и выездной туризм.

 

    Глава 3. Менеджмент в области туризма.

    1.   Особенности туризма как объекта управления.

Управление  в индустрии туризма значительно  отличается от управления других отраслей, это связанно с уникальностью  туристского продукта. На первый взгляд кажется, что менеджмент туристского региона и туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент любого другого предприятия. На какой слой клиентуры опираться? Как создавать предлагаемую услугу? Какие инвестиции делать? Какой оборот ожидать в следующем году? Все эти и другие многие другие вопросы играют значительную роль в этой отрасли.

Но задача менеджмента туризма состоит  не только в том, чтобы определить общие тенденции и закономерности, но и найти его специфические  особенности.  Эти особенности  вытекают из специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими предприятиями и организациями.

Первая  особенность туризма заключается  в большой глубине его проникновения  и сложности взаимосвязей между  его составными элементами. В туристской индустрии много туристских предприятий и организаций, которые так или иначе должны вписываться в единую региональную систему управления, где обеспечивается длительная дееспособность и конкурентоспособность на рынке.

Второй  особенностью являются трудно измеримые  и неясные цели туризма. Для менеджмента частных туристских предприятий, которые в своей деятельности ориентируется на получение прибыли, характерны четкие и измеримые цели – накопление ценностей, движение наличности, прибыль… Для менеджмента туристских организаций таких целей не существует ни на уровне региона, ни на уровне предприятий. Из-за того, что туристская организация не имеет измеримых целей, нельзя объективно оценить ее производительность и успех. Это значит, что очень сложно точно спрогнозировать все явления и процессы, происходящие в туризме.

Важнейшей особенностью туризма является специфика  туристского продукта, его неотделимость  от источника формирования. Так как  туристский продукт проявляется  в виде услуги, то его необходимыми признаками являются присутствие клиента и невозможность складирования этой услуги, т.е. речь идет о том, что туристскую услугу нельзя переслать по почте.  При реализации туристского продукта усиливается личностный аспект, из-за чего процесс предоставления туристских услуг может быть автоматизирован в гораздо меньшей степени, чем, например, процесс производства товаров. По этой причине в менеджменте туризма неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных отношений.

Туристский  продукт состоит из двух частей: материальной и нематериальной. К материальным услугам относятся: гостиничные номера, мебель, оборудование, транспортные средства и т.д. Эти услуги реальны, объективны, сравнимы и легко соизмеримы. Соотношение «услуга-цена» понятно клиентам. К нематериальным услугам относятся: сервис, атмосфера, дружелюбие, соучастие, инициатива. Эти услуги абстрактны, субъективны, у них отсутствует возможность предварительной оценки.

Важной  особенностью туристского продукта, отличающей его прежде всего от промышленных товаров, является широкое участие людей в производственном процессе. Таким образом, человеческий фактор оказывает сильное влияние на его однородность и качество.

Специфика туристского продукта связанна со спецификой туристского спроса. Спрос на туристские услуги не однороден в силу трех основных причин:

    1. Неосязаемость и несохраняемость туристского продукта.
    2. Разнообразие потребителей туристских услуг.
    3. Высокая значимость экономической ситуации в стране, экологии и социальных факторов.

Следующая особенность туризма как объекта  управления выражается в комплексности  туристских услуг. Туристская услуга –  это все то, что турист принимает  во внимание или чем он пользуется во время путешествия. Отсюда следует, что туристская услуга для туриста складывается из целого комплекса услуг, которые являются специфическим туристским продуктом. В связи с этим в последние годы особенно возросло значение совместной работы между туристскими организациями.

Особенности туристской отрасли как объекта  управления указывают на то, что менеджеры туристического бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие отрасли и поэтому механически перенести наработки или модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно.

      1. Планирование  в туризме.

Управление  системой туризма должно базироваться на стратегическом (спроецированном в будущее) видении и предвидении. На основе видения, являющегося ведущей идеей менеджмента, разрабатывается политика туристской фирмы, которая представляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры.

Планирование  – это один из этапов процесса управления, на котором определяются цели любой  туристской структуры, а также методы их достижения. В одних случаях фирма прекращает свое существование после достижения поставленных целей, в других ставятся новые, более значимые цели. Это указывает на то, что планирование не представляет собой какого-то одноразового действия. Это непрерывный процесс (одна из стадий процесса управления) изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов.

Формирование  политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем уровне управления. Все положения политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде ведущего туристского образа. Ведущий образ содержит в себе долгосрочные цели, философию, политику (принципы взаимоотношений с различными заинтересованными группами), культуру предприятия и его законодательные права.

Применительно к конкретному туристскому региону  речь должна идти, прежде всего о  его конкурентоспособности. Конкретно функция планирования включает в себя следующие виды работ:

    • участие в разработке устанавливаемых управлениями туризма целей развития региона;
    • текущий анализ конкурентоспособности места (рынок, прямые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль);
    • разработку стратегии конкурентоспособности региона, его 
      особой позиции;
    • претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности региона – прежде всего оказание консультаций туристским предприятиям, проведение инновационного менеджмента.

Результатом планирования как функции менеджмента  может быть туристский образ региона.

Таким образом, под планированием деятельности туристского предприятия следует понимать систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов, формирования, управления и развития предприятия.

      1. Организация в туризме.

В любом  плане, составленном в туристской фирме, всегда присутствует организационный  этап, т.е. этап создания реальных условий  для достижения запланированных  целей. Речь идет о создании структуры  фирмы и обеспечении ее всем необходимым  для решения задач, определенных на первом этапе процесса управления – этапе планирования.

На примере  организации работы туроператоров  можно более наглядно представить  себе организационную функцию управления туризмом. Так, туроператор решает производственную, торговую, информационную задачи, задачу освоения новых регионов и др. По каждой из них менеджер распределяет обязанности и устанавливает ответственность, т.е. речь идет об установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных фирмой целей.

Информация о работе Менеджмент в сфере туризма