Менеджмент в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 01:15, реферат

Описание работы

В настоящее время эффективность любого предприятия зависит от качества использования различных ресурсов. Одним из ресурсов является персонал, которому уделяется все большее значение. Ведь именно от интеллектуального потенциала сотрудников, связанного не только с их квалификацией, но и энтузиазмом, самоотдачей, творческим подходом к выполнению обязанностей, во многом зависит успех и процветание фирмы. Эта проблема имеет особое значение для предприятий туриндустрии, так как основным товаром здесь является услуга, а качество туристских услуг непосредственно зависит от профессионализма и качества работы сотрудников.
Отрасль туризма значительно влияет на мировое устройство и экономику многих стран. За последние 30 лет число международных туристов выросло в 3,8 раза, а валютные доходы от него увеличились в 25 раз. На сферу туризма приходится около 6% морового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-ое рабочее место. Такие страны, как США, Япония, Германия получают внушительные суммы от налогообложения туристской деятельности. Так же туризм активно развивается в России. По прогнозам Всемирной туристской организации, до конца 2020г. Россия войдет в 20 крупнейших стран по въезду тризма.
Не смотря на все это, туризм, каким мы его представляем сегодня, - сравнительно молодой феномен, имеющий корни, уходящие в древние времена. Обратившись к истории, можно увидеть, что первое путешествие, совершенное людьми, было «вынужденным», когда Бог изгнал Адама и Еву из рая. Это путешествие уже имеет некоторые признаки туризма: смена места проживания; нахождение в другом регионе; временность. Однако современное учение о туризме не признает первых путешественников туристами, так как для них путешествие не было удовольствием, совершалось не по собственной воле и не являлось самоцелью. Изначально путешествия были лишь средствами достижения целей. Главными мотивами были торговля и коммерция, открытие новых земель, завоевания, религиозные мысли и т. п.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Менеджмент. 5
1.1. Определение менеджмента. 5
1.2. Принципы менеджмента. 7
1.3. Функции менеджмента. 8
Глава 2. Туризм. 16
2.1. Определение туризма. 16
2.2. Виды и формы туризма. 17
Глава 3. Менеджмент в области туризма. 19
3.1. Особенности туризма как объекта управления. 19
3.2. Планирование в туризме. 21
3.3. Организация в туризме. 22
3.4. Функция мотивации в туризме. 24
Заключение. 27
Список литературы. 28

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Содержание. 

 

    Введение.

 
 

В настоящее время эффективность любого предприятия зависит от качества использования различных ресурсов. Одним из ресурсов является персонал, которому уделяется все большее значение. Ведь именно от интеллектуального потенциала сотрудников, связанного не только с их квалификацией, но и энтузиазмом, самоотдачей, творческим подходом к выполнению обязанностей, во многом зависит успех и процветание фирмы. Эта проблема имеет особое значение для предприятий туриндустрии, так как основным товаром здесь является услуга, а качество туристских услуг непосредственно зависит от профессионализма и качества работы сотрудников.

Отрасль туризма значительно влияет на мировое  устройство и экономику многих стран. За последние 30 лет число международных туристов выросло в 3,8 раза, а валютные доходы от него увеличились в 25 раз. На сферу туризма приходится около 6% морового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-ое рабочее место. Такие страны, как США, Япония, Германия получают внушительные суммы от налогообложения туристской деятельности. Так же туризм активно развивается в России. По прогнозам Всемирной туристской организации, до конца 2020г. Россия войдет в 20 крупнейших стран по въезду тризма.

 Не смотря на все это, туризм, каким мы его представляем сегодня, - сравнительно молодой феномен, имеющий корни, уходящие в древние времена. Обратившись к истории, можно увидеть, что первое путешествие, совершенное людьми, было «вынужденным», когда Бог изгнал Адама и Еву из рая. Это путешествие уже имеет некоторые признаки туризма: смена места проживания; нахождение в другом регионе; временность. Однако современное  учение о туризме не признает первых путешественников туристами, так как для них путешествие не было удовольствием, совершалось не по собственной воле и не являлось самоцелью. Изначально путешествия были лишь средствами достижения целей. Главными мотивами были торговля и коммерция, открытие новых земель, завоевания, религиозные мысли и т. п.

Анализ  состояния развития туристской индустрии позволяет выявить, что туристские организации работают в условиях жесткой конкурентной борьбы за клиента, которая в ряде случаев ведется с использованием недобросовестных методов. Особенно остро стоят проблемы высокого уровня конкуренции, отсутствия культуры корпоративных отношений и недостаточной проработанности законодательной базы.

Жесткая конкурентная борьба между организациями  индустрии туризма приводит к  появлению новых моделей организации  и управления туристской деятельностью  компаний, учитывающих процессы глобализации и интеграции бизнеса, что связанно со стремлением получения преимуществ в производстве, продвижении, распределении и сбыте услуг, в повышении профессионализма персонала. Таким образом, большое внимание уделяется вопросам менеджмента в индустрии туризма, которым посвящено немало исследований.

Целью этих исследовании является предоставление профессиональных знаний, умений и  навыков управления в туризме  на основе изучения современных принципов, методов и функций управления организациями. Необходимо также разработать общий язык для статистики и выработки концептуальных подходов к обобщению руководителей и специалистов туристской индустрии на различных уровнях управления.

 

Глава 1. Менеджмент.

    1. Определение менеджмента.

«Менеджмент» - слово английского происхождения, в переводе означает «управлять». Менеджмент в общем виде  - это умение достигать поставленных целей путем  воздействия на других людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу.

Нельзя  точно сказать, как и когда  зародились искусство и наука  управления. Необходимость в управленческой деятельности возникла с появлением совместной деятельности людей. Как только люди стали объединяться для совместной работы, появилась потребность в тех, кто взял бы на себя координацию их действий и усилий. «…Всякий непосредственно общественный или совместный труд… нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов».1 Менеджмент одновременно зарождался в трех сферах человеческого общества: политической, когда возникла необходимость в установлении и поддержании порядка в обществе, экономической – при изыскании, производстве и распределении ресурсов, оборонительной – при защите от врагов и диких зверей.

С появлением управленческой деятельности появилось  понятие «управленцев» или «менеджеров».  Менеджер - наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями.

Управление  является инструментом организации  производства, необходимым для того, чтобы вести предприятие к выбранной цели управления. Организация производства и управление неотделимы друг от  друга, так как при отсутствии организации производства управление теряет смысл, а без управления даже при отличной организации производство малоэффективно.

Изначально  определяется цель управления, которая  является конечным результатом.  Цель – это то, к чему стремится  фирма. При определении цели необходимо пользоваться следующими указаниями:

  • Цель должна быть объективной и реально достижимой
  • Не противоречить законам общества и природы
  • Должна быть понятна всем, кто работает ради ее достижения
  • Должна оставаться неизменной во время всего процесса ее достижения.

После определения цели управления менеджер подчиняет ей людей, которые стремятся ее достичь.  Методы и средства достижения так же определяются целью.

Управление  – это не только умение отдавать распоряжения и указания, но и способность человека определить, что и как должно быть сделано, в какие сроки. Менеджер следит за всем процессом производства, осуществляет контроль действий сотрудников, определяет, что сделано для достижения цели и какие корректировки необходимо внести. Основными задачами менеджмента являются:

  1. Выбор объема и качества товаров и услуг в соответствии со спросом на них.
  2. Приобретение необходимого оснащения производства.
  3. Подбор квалифицированных менеджеров и исполнителей.
  4. Эффективная мотивация сотрудников.
  5. Постоянный поиск, освоение рынков сбыта произведенных товаров и услуг.

Таким образом, менеджмент – это сознательная, непрерывная, целенаправленная деятельность по достижению поставленных целей путем рационального использования всех видов ресурсов.

Процесс менеджмента представляет собой  последовательность подготовки, принятия и реализации решений и мероприятий, направленных на  эффективное достижение выбранной цели имеющимися ресурсами и делится на несколько этапов. На первом этапе происходит формулирование частной цели воздействия на основе информации о состоянии объекта. На втором этапе вырабатывается критерий для оценки решения на основе правовых норм, опыта и расчетов. На третьем этапе разрабатываются варианты решения, каждый из которых анализируется с прогнозом последствий. Наилучшим решением считается то, которое характеризуется наибольшей вероятностью выполнения при наименьших затратах ресурсов. Четвертый этап заключается в принятии решения и организационно-практической работе по его реализации.

Процесс менеджмента требует необходимой  последовательности выполнения операций. Его можно представить как постепенное нарастание воздействующей силы и постепенный переход в своеобразный импульс воздействия, толчок к трудовой активности.

    1. Принципы  менеджмента.

Существует  множество различных принципов  менеджмента, которые можно представить  как закономерности и правила осуществления управленческой деятельности. В книге С. Попова выделяется шесть основных принципов:

  1. Основополагающим является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении.

    Этот  принцип заключается в умелом сочетании единоначалия и коллективизации в управлении. Деятельность любого работника по использованию ресурсов и поиску эффективных приемов работы надо рассматривать как управленческую. Трудящиеся могут учувствовать в управлении с помощью органов коллективного и коллегиального принятия решений; выборных органов; совместных денежных средств, вложенных в акции и др. Единоначалие представляет собой руководство определенного уровня, которое имеет право единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию.

  1. Принцип научности управления производством.

    Предполагает  познание и использование в практике управления объективно действующих  экономических законов. Экономические  законы формируются и действуют  в обществе. Они  различаются по времени своего возникновения, сфере действия и роли, которую они играют в развитии общественного производства. Это законы, которые формируются на основе изучения и обобщения материальных условий, потребностей, интересов целых классов и народов определенных исторических эпох.

    Принцип научности управления обеспечивается путем распространения лучшего опыта управления производством, достижения наибольшей экономичности и эффективности работы аппарата производства.

  1. Принцип системного похода к управлению.

    Заключается в комплексном решении задач, возникающих с учетом их взаимосвязей и влияния факторов природы.

  1. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.

    Каждый  человек организации имеет свои права и несет ответственность за выполнение своих обязанностей

  1. Принцип иерархичности и обратной связи.

    Создается многоуровневая система управления, в которой осуществляется контроль над деятельностью всех звеньев системы на основе обратной связи. Информация о работе управляемого объекта передается в управляющую систему по каналам обратной связи, что позволяет корректировать производственный процесс.

  1. Принцип частной свободы.

    Все инициативы исходят от экономических  свободно действующих субъектов, выполняющих  управленческие функции в рамках действующего законодательства, но по своему желанию. Это выражается в свободе выбора сферы деятельности, профессии, партнеров.

    1. Функции менеджмента.

Когда мы говорим о том, что какое-то предприятие функционирует, то имеем в виду, что люди на этом предприятии совершают определенные действия. Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организуют ресурсы, необходимые для выполнения этого плана. По мере продвижения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили себе ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций, т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функции управления – это конкретный вид  управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы.

Таким образом, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Следовательно, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно получить в итоге, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. А это и есть функции управления. Хотя со временем технику управления и усовершенствовали, основополагающие управленческие функции все же остались сравнительно неизменными.

Функции управления имеют специфический  характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно. Они могут быть, как неразрывно связаны, так и не связаны между собой. Чаще всего они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, «говорит» менеджерам о том, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Информация о работе Менеджмент в сфере туризма