Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании двух нефтяных компаний Exxon Mobil и ЛУКОЙЛ, изучение мотивации сотрудников, политики управления в компаниях и политика конфликтов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучение теоретических основ американской корпорации Exxon Mobil и Российской компании ЛУКОЙЛ.
Провести сравнительный анализ теоретической и практической частей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава I. СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ……………………………………..4
Российский менеджмент…………………………………………………..4
Американский менеджмент……………………………………………….8
Глава II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПАНИИ ЛУКОЙЛ И КОРПОРАЦИИ EXXON MOBIL………………………………………………….12
2.1 Лукойл………………………………………………………………….......12
2.2 Exxon Mobil…………………………………………………………………13
2.3 Анализ………………………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………24
Список используемой литературы…………….…………………………………25
2. Подготовка российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров. Здесь также возникают проблемы: нехватка у российских предприятий валютных средств для финансирования этого направления (на Западе такое вложение капитала считается одним из наиболее прибыльных видов вложения капитала), отсутствие свободного владения иностранными языками российскими управленческими работниками, несоответствие менталитета старых управленческих кадров сегодняшним реалиям.
3. Перенятие опыта предприятий — мировых лидеров, самостоятельно формирующих кадры менеджеров. В России уже есть предприятия, следующие этому примеру, однако существуют проблемы: отсутствие финансовых средств, нежелание высшего руководства реализовывать такие программы, а порой сопротивление рядовых сотрудников, боящихся перемен.
Таким образом, современный Российский менеджер должен обладать необходимыми качествами для успешного руководства коллективом. В числе таких качеств: высокий профессионализм, предприимчивость, целеустремленность.
1.2 Американский менеджмент.
Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.
Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы,
основателем, которой является Анри Файоль.
Американский
менеджмент позволил США занять лидирующее
положение среди стран
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способ организации производства.
3. Корпорация как основная форма предпринимательства.
Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.
Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.
Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является
стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и
замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу
для принятия эффективных управленческих решений.
Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям,
происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем. Американская практика подбора руководящих работников делает
главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания
специалиста.
Характерной чертой американского менеджмента является стратегическое управление. Данный термин появился в 60-70-х годах XX века, а в 80 годы оно пришло во все корпорации.
В общих чертах стратегия - это способ использования средств и ресурсов для достижения поставленных целей. То есть стратегия - это общая программа действий, выявляющая проблемы и ресурсы для достижения главной цели корпорации.
В настоящее время пользуются популярностью четыре основные формы привлечения рабочих к управлению компанией:
1. Участие рабочих в контроле за уровнем труда и выпускаемой продукции на уровне цеха.
2. Создание рабочих
советов, где участвуют
3. Создание и
совершенствование системы
4. Предоставление
возможности делегирования
Еще одной важной чертой американского управленца является компетентность.
Она представляется в пяти аспектах: стратегическом, социальном, функциональном, управленческом, профессиональном.
Каждый аспект включает несколько факторов:
1. Стратегическая компетентность:
- глобальное мышление;
- системное мышление;
- способность видения;
- способность решать проблему;
- безопасность отношений
2. Социальная компетентность:
- способность
работать в международной коман
- способность мотивировать и убеждать;
- способность к учебе и нововведениям;
- личное обаяние;
- способность к разрешению конфликтов
3. Функциональная компетентность:
- умение принимать решения;
- инициатива;
- умения, связанные с работой;
- гибкость в работе;
- выносливость в работе
4. Управленческая компетентность:
- организаторские способности;
- ответственность;
- сила убеждения;
- авторитет руководителя;
- поведение руководителя;
5. Профессиональная компетентность:
- университетское образование;
- опыт линейной и штабной работы;
- работа в
большинстве функциональных
- зарубежный опыт работы;
- минимум два иностранных языка.
Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики, а тем более обучения управлению наиболее велико. Нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.
Именно в американской модели менеджмента возникает идея стратегического управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении работников к управлению – партисипативный менеджмент, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления.
Американская модель менеджмента существует и совершенствуется и до сих пор, используется не только в Соединенных Штатах, но и в Европе и Японии. Богатый опыт американского менеджмента может быть учтен и использован и в российском менеджменте.
Глава II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОРПОРАЦИИ EXXON MOBIL И КОМПАНИИ ЛУКОЙЛ
2.1 ЛУКОЙЛ1
Государственный
нефтяной концерн «
На основании указа президента РФ № 1403 от 17 ноября 1992 года «Об особенностях приватизации и преобразовании в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» в 1993 году на базе государственного концерна было создано акционерное общество открытого типа «Нефтяная компания ЛУКойл».
Деятельность
Нефте- и газодобыча
Добыча группой «ЛУКОЙЛ» на территории России в 2009 году составила 91 868 тыс. т нефти, в том числе дочерними обществами было добыто 91 560 тыс. т. По сравнению с 2008 годом добыча на территории России выросла на 2,1%.
Извлекаемые запасы месторождения составляют около 13 млрд. барр. Основные продуктивные горизонты месторождения – Мишриф, Ямама, Хасиб, Маудуд, Зубейр. Более 90% запасов сосредоточены в залежах Мишрифа и Ямамы. Месторождение было открыто в 1973 году. Его геологоразведка (сейсмика 2D и бурение разведочных скважин) производилась советскими геологическими и сервисными организациями.
Показатели деятельности
Среднесуточная добыча углеводородов «ЛУКойла» в 2008 году составила 2,194 млн. барр. н. э./сут; объём нефтепереработки — 1,127 млн. барр./сут. Выпуск нефтепродуктов за 2008 год (без учета мини-НПЗ и сицилийских НПЗ ISAB) вырос по сравнению с 2007 годом на 7,4 % и составил 52,5 млн. т. Общий объём реализации нефти и нефтепродуктов в 2008 году составил 134,7 млн. т (рост на 2,1 % по сравнению с предыдущим годом).
В 2007 году число сотрудников «ЛУКойла» выросло на 1,9 % до 151,4 тыс. человек по сравнению с 2006 годом (148,6 тыс.)
Выручка компании за 2009 год по US GAAP составила $81,1 млрд. (в 2008 году — $107,7 млрд.), операционная прибыль — $9,8 млрд. ($13,7 млрд.), чистая прибыль — $7,1 млрд. ($9,2 млрд.)
2.2 EXXON MOBIL2
История
Нынешняя компания стала результатом слияния в 1999 году крупнейших американских нефтяных компаний Exxon и Mobil.
Обе компании были наследниками треста Standard Oil Джона Рокфеллера после его принудительного разделения в 1911 году. Компания Standard Oil была основана в 1870 году, монополизировала нефтяную промышленность США и приобрела настолько плохую репутацию, что правительство прекратило её деятельность и разделило на 34 независимых юридических лица.
Двумя из этих 34 компаний были Jersey Standard (Standard Oil Company of New Jersey), в будущем Exxon, и Socony (Standard Oil Company of New York), в будущем Mobil.
В 1998 году Exxon и Mobil подписали соглашение о слиянии стоимостью $73,7 млрд. и о формировании новой компании ExxonMobil Corporation, крупнейшей на планете. Слияние было завершено 30 ноября 1999 года.
Разведка и добыча
«Эксон Мобил» владеет значительными базисными активами, которые характеризуются географическим разнообразием и устойчивостью в разных экономических условиях. Компания располагает участками недр, на которых ведет геологоразведку и добычу, в 36 странах и осуществляет разработку месторождений в 24 странах. В 2007 г. компания приступила к добыче по семи крупным проектам. «Эксон Мобил» продает природный газ энергетическим компаниям, промышленным предприятиям и дистрибьюторам на рынках практически всех развитых и развивающихся стран. В 2007 году суммарный объем нефтяной добычи и газа на реализацию составил, в среднем, 4,2 миллиона баррелей нефтяного эквивалента в сутки.
Деятельность
Компания ведёт добычу нефти в различных регионах мира, включая США, Канаду, Ближний Восток, Азербайджан и др. ExxonMobil имеет долю в 45 НПЗ в 25 странах, располагает сетью АЗС более чем в 100 странах. Доказанные запасы — 22,4 млрд. баррелей нефтяного эквивалента.
Показатели деятельности
Добыча нефти и газа в 2006 году составила 2,681 млн. баррелей в день, что соответствует 133,5 млн. нефти в год.
Общая численность персонала — 82 тыс. человек.
Выручка компании в 2008 году составила $477,4 млрд. (в 2007 году — $404,6), операционная прибыль — $84,1 млрд. ($71,9 млрд.), чистая прибыль — $45,2 млрд. ($40,6 млрд.).
Выручка компании в 2006 году составила $378,5 млрд. (в 2005 году — $359 млрд.), чистая прибыль — $39,5 млрд. ($36,13 млрд. в 2005 году), эта сумма превышает годовые государственные бюджеты большинства из 184 стран мира.
2.3 Анализ
EXXON MOBIL
Политика управления персоналом
Политика и методы трудоустройства и работы с персоналом корпорацией «Эксон Мобил» разработаны определенные стандарты, обеспечивающие ответственный подход к трудоустройству во всех подразделениях во всех регионах мира. В дополнение к этим стандартам подготовлены специальные руководства и рекомендации, обеспечивающие принятие ответственных и этически безупречных решений в отношении всех аспектов работы с персоналом.
Мотивация сотрудников.
Политика компании
предусматривает
Корпорация не допускает дискриминации ни в одном из аспектов своей кадровой политики, программ и методов, будь то прием на работу, назначение на какую-либо должность, продвижение по службе, перевод на другую работу, увольнение, назначение заработной платы или направление на учебу3.
Помимо обеспечения равных возможностей трудоустройства, корпорация считает необходимым предпринимать усилия, направленные на:
-разработку и поддержку образовательных программ, а также источников и методов формирования персонала, облегчающих трудоустройство женщин и представителей национальных меньшинств;
-разработку
и предложение схем занятости
населения, помогающих
-разработку
и утверждение мероприятий,
Информация о работе Менеджмент США и России: сравнительный анализ