Менеджмент как наука

Автор: Сергей Журавлёв, 31 Августа 2010 в 05:15, курсовая работа

Описание работы

При обсуждении вопросов, связанных" с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель " хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России.

Содержание

Введение ....................................................................... 2
I. Менеджмент. Виды целей ...............................................4
II. Стратегия рыночного поведения фирмы.............................. 9
1.1 Сущность и функции стратегического планирования................ 11
1.2 Цели организации ............................................................ 13
1.3 Оценка и анализ внешней среды ............................................ 16
1.4 Управленческое исследование внутренних
факторов фирмы.......................................................... 18
1.5 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии.............21
Заключение ................................................................... 2
Список литературы .........… . . . . . . . . .. . . . . . . . . .. .27

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

о определение путей  и средств их достижения;

о контроль за достижением  поставленных целей  путем сопоставления  плановых показателей  с фактическими.

Планирование  всегда ориентируется на данные прошлого, но  

стремится определить  и  контролировать развитие предприятия в  

перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от  

точности! и правильности бухгалтерских  расчетов прошлого. Любое  

планирование  предприятия базируется на неполных данных.  

Качество  планирования :-большей  степени зависит  от  

интеллектуального уровня  компетентных  сотрудников, менеджеров.  

Все  планы  должны  составляются  так, чтобы  в  них  можно  было   

вносить  изменения, а  сами  планы  взаимоувязывались  с   

имеющимися  условиями. Поэтому  планы  содержат  в  себе  так   

называемые  резервы, иначе  именуемые  «надбавками   

безопасности», однако  слишком  большие  резервы  делают  планы   

не  точными, а  не  большие  влекут  за  собой  частые  изменения   

плана.  В  основу  составления  плана по конкретным направлениям  

производственных  участков предприятия  кладутся отдельные  

задачи,     которые определяются как в денежных, так и в  

количественных  показателях. При  этом планирование должно  

отталкиваться от так называемых узких мест:

в последнее время  это сбыт, финансы  или рабочая сила. 

      Стратегическое  планирование   представляет   собой  набор действий и решений, предпринятых руководством, которые  ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том,, чтобы :з достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организаций предприятия. Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

  • распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;
  • адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить   эффективное   приспособление   стратегии      к окружающим условиям. Такая деятельность может проходить с линии    совершенствования     производственных  систем, взаимодействия  с  правительством  и  обществом  в  целом  и  т.д.);
  • внутренняя  координация  ( координация  стратегической  деятельности  для  отображения  сильных  и  слабых  сторон  фирмы  с  целью  достижения  эффективной  интеграции  внутренних  операций);
  • осознание    организационных    стратегий    (осуществление систематического  развития  мышления   менеджеров   путем формирования организации, которая может учиться на прошлых

      стратегических ошибках,  т.е. способность  учиться на опыте). 
 

2.1 Сущность, функции   стратегического   планирования. 

Стратегия   представляет   собой   детальный   всесторонний  

комплексный план. Он должен разрабатываться  скорее с точки  

зрения  перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида.  

Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать  

личные  планы со стратегий  организации.     Стратегия  предполагает   

разработку  обоснованных мер  и планов достижения намеченных  

целей, в которых должны быть учтены научно-технический  

потенциал  фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.  

Стратегический  план должен обосновываться обширными  

исследованиями  и фактическими данными. Поэтому необходимо  

постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества  

информации  об отраслях народного  хозяйства, рынке, конкуренции  и  

т.п. Кроме того, стратегический план придает  фирме  

определенность, индивидуальность, которые  позволяют ей  

привлекать  определенные типы работников  к помогают продавать 

изделия  как  услуги. Стратегические  планы  должны  быть   

разработаны  таким  образом, чтобы  они  оставались  не  только   

целостными  в  течении  длительного  времени, но  и  сохраняли   

гибкость. Общий  стратегический  план  следует  рассматривать  как   

программу, направляющую  деятельность  фирмы  в  течение   

продолжительного  периода  времени, с  учетом постоянных  

корректировок в связи с постоянно  меняющейся деловой  и  

социальной  обстановкой.

Стратегическое планирование само  по себе не гарантирует 

успеха, и организация,  создающая стратегические планы,  может потерпеть  неудачу из-за ошибок в организации, мотивации  и контроле. Тем  не менее формальное планирование может  создать ряд существенных благоприятных факторов для организаций: деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить    наиболее    подходящие пути действия.    Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководстзо снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях   организации или' о внешней ситуации. Т.о. планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

      Формирование  стратегического   плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:

1. Выбор  миссии

   Формирование целей  (долгосрочные, среднесрочные,

   краткосрочные).

2. Разработка  обеспечивающих  планов

   (политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты). 
 
 

2.2  Цели  организации 

     Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации  обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления.   Значение   миссии   невозможно   преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. 3. качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:

  • выяснение какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;
  • определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;
  • выявление культуры фирмы.
 

В миссию фирмы также  входит задача определения основных  

потребностей  потребителей .и их эффективного удовлетворения  для  

создания  клиентуры в поддержку  фирмы в будущем. 

Миссия  представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего  руководства.  Ценности, формируемые нашим опытом,    направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентации (табл. 1), которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений.

                        Табл.1. Ценностные ориентации.

 
 
Категория ценностей целей
Типы  предпочит
Теоретичесв же Истина. Знание Долгосрочные
 
 
исследо"  
 
 
 
Рац. мышление вания и
разработки  
 
 
 
Экономичес кие Практичность Рост.
Прибыльное' гь  
 
 
 
Полезность Результаты
 
 
 
 
Накопление

15

Социальные Хорошие чел. отн. Соц.
ответственность  
 
 
 
 
 
Привязанность относитель»
прибыль-  
 
 
 
 
 
Отсутствие  конфликта ности.
Косвенная  
 
 
 
 
 
 
 
конкуренция.
Эстетические Художествен. гармония Дизайн
изделия. Качес°  
 
 
 
Привлекательность Состав. Форма и сим тво..
Религиозные метрия  Согласие во Этика
 
 
вселенной Моральные
 

      Обще  фирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.

  • Конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу

  отсчета для последующих решений и оценки хода рабств1)

  • Ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить  не  только, что  фирма  хочет  осуществить, но  также  когда  должен  быть  достигнут  результат).
  • Достижение  цели  (служит  повышению  эффективности  организации), установление  же  трудно  достижимой  цели  может  привести  к  катастрофическим  результатам.
  • Взаимно   поддерживающие   цели  (действия   и   рекекйя, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей).

     Цели  будут значимой частью процесса    стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует с них и стимулирует их осуществление во всей организации.

2.3  Оценка  и  анализ  внешней  среды.

     После установления своей  миссии и целей  руководство предприятия  начинает диагностический  этап процесса стратегического  планирования. На этом пути первым шагом  является исследование  внешней среды:

  • оценка изменений,   воздействующих на различные   аспекты текущей стратегии;
  • определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов;
  • определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов.

Анализ  внешней среды  помогает контролировать внешние по отношению  к фирме факторы, получить важные результаты (

разработки  системы раннего  предупреждения на случай возможных   

угроз,   время для прогнозирования   возможностей,   время  для   

составления  плана  на  случай  непредвиденных  обстоятельств  и   

время  на  разработку  стратегий). Для  этого  необходимо  выяснить,  

Информация о работе Менеджмент как наука