Автор: Сергей Журавлёв, 31 Августа 2010 в 05:15, курсовая работа
При обсуждении вопросов, связанных" с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель " хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России.
Введение ....................................................................... 2
I. Менеджмент. Виды целей ...............................................4
II. Стратегия рыночного поведения фирмы.............................. 9
1.1 Сущность и функции стратегического планирования................ 11
1.2 Цели организации ............................................................ 13
1.3 Оценка и анализ внешней среды ............................................ 16
1.4 Управленческое исследование внутренних
факторов фирмы.......................................................... 18
1.5 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии.............21
Заключение ................................................................... 2
Список литературы .........… . . . . . . . . .. . . . . . . . . .. .27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
..............................
I. Менеджмент.
Виды целей ...................
II. Стратегия
рыночного поведения фирмы.....
1.1 Сущность и функции стратегического планирования................ 11
1.2 Цели
организации ..................
1.3 Оценка
и анализ внешней среды .......
1.4 Управленческое исследование внутренних
факторов
фирмы.........................
1.5 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии.............21
Заключение
..............................
Список
литературы .........… . . . . . . . . .. . . . . . . . .
.. .27
Введение
При обсуждении вопросов, связанных" с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель " хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России.
Продавец находится в конкуренции не только со своими прямыми "коллегами", изготовителями идентичного товара, но и с производителями разнообразных его заменителей. Помимо этого, предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов. Менеджмент позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников.
Задача предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприятия ° это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство. Итак, менеджмент означает организацию работы коллектива. Работу на предприятии следует организовывать с таким расчётом чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить её эффективность.. Принимая любые решения, менеджеры должны постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность фирмы, но и проблемы существования своих сотрудников, а также потребителей, ради которых фирма существует и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров.
Любое
принимаемое
решение должно в
длительной перспективе
свидетельствовать
об экономической пользе
предприятия. Ну, а то,
что дает хорошие
результаты только в
данный момент времени
т на ближайшее будущее,
а в отдельном периоде
ставит существование
предприятия под угрозу,
следует расценивать
как ошибочное. Т.о. обеспечение
существования фирмы
на рынке можно считать
главной задачей менеджмента.
В связи с этим стратегическому
управлению в его
работе придается большое
значение.
I.
МЕНЕДЖМЕНТ ВВДЫ ЦЕЛЕЙ
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Здесь фирма ориентируется на спрос и потребности рынка; постоянно стремится к повышению эффективности производства, т.е. к получению оптимальных результатов с меньшими затратами, стремится к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы.
В понятие менеджмента так же входит постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка ( а результаты этой деятельности проявляются уже на рынке в процессе обмена ) и необходимость использования современной информационной системы с компьютерной техникой.
Менеджмент - как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности:
на
капитал фирмы, в
которой он работает.
Труд менеджера –
это
производительный
труд, возникающий
в условиях
комбинирования
высокотехнологичного
производства с
высоким
уровнем
специализации работников,
обеспечивающих
связь и
единство
всего производственного
процесса.
Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для менеджера и требует от него принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий. Это касается как внутрифирменного производства, так и управления производством и управление персоналом. Всякое управленческое решение является результатом обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.
Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Управленческое решение подлежит реализации и контролю за его исполнением. Менеджер должен не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношений! их практической осуществимости в данной конкретной обстановке. Процесс функционирования системы управления включает работу по ее совершенствованию и рационализации, поскольку современный менеджмент основан на рациональных способах принятия решений.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся:
последовательности решения; т.е. разработка стратегии развития
фирмы: хозяйственных задач и путей их решения;
проблем
на различные
временные периоды;
определение
необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
деятельности можно разделять на 3 стадии:
связь - и выступает как исходный пункт нового цикла управления). Разработка экономической политики фирмы предполагает
определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближайшую и дальнюю перспективу, исходя из потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. При разработке стратегических позиций фирмы обычно пользуются определенными показателями, как качественными;
ориентиры - более отдаленная цель, так и количественными –
задания.
Между этими показателями существует взаимосвязь: стратегия, вырабатываемая на высшем уровне, становится целью и ориентиром в низовых звеньях управления. В связи с этим следует различать:
ЦЕЛИ ОБЩИЕ.
Отражают концепцию
развития фирмы; и
разрабатываются
на длительную перспективу
и определяют
основные
направления программы
развития фирмы. Здесь
происходит
ранжирование по принципу
приоритетности по
следующей
схеме: а) Обеспечение
максимальной рентабельности
при
имеющемся наборе
видов деятельности,
определяемом
следующими
показателями: объём
продаж, уровень
и норма
прибыли,
темпы ежегодного
прироста объёма
продаж и прибыли,
доход
на одну акцию,
доля на рынке,
структура
капитала, уровень дивиденда, сумма выплаченной зарплаты, уровень качества продукции; б) обеспечение устойчивости положения фирмы как цели глобальной политики по следующим направлениям: расходы на исследование и разработку новых продуктов; потенциал конкурентноспособности; инвестиционная политика; кадровая политика; решение социальных вопросов; в) Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает разработку структурной политики, включая диверсификацию продукции, вертикальную интеграцию, приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных фирм, акции которых подлежат покупке; разработку новых видов продуктов.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ. Разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных к качественных показателях: а) Определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли. Уровень прибыли может устанавливаться в абсолютных показателях (обычно в валюте страны базирования) и в виде плановых заданий на каждый год или на конец планового периода. Первостепенное значение придается норме прибыли. При расчете этого показателя на инвестированный капитал последний определяется по – разному:
1) собственный капитал; за вычетом обязательств;
2) собственные средства плюс долгосрочных долг;
3) основные средства за вычетом амортизации.
В сопоставлении с данными прошлых лет этот показатель выступает важнейшим не только в планировании, но и в контроле, и играет решающую роль как в определении целей, так и в оценке результатов и эффективности деятельности фирмы. Рентабельность может устанавливаться как на уровне высшего звена, так и на нижнем уровне управления; б) Другие специфические цели. Носят характер подцелей и обычно устанавливаются не только в абсолютных плановых показателях, но и путем определения направлений развития в функциональных областях (по маркетингу, в области научных исследований и разработок, по производству, в области финансов; в) Цели филиалов и дочерних компаний, формируемые обычно материнской компанией, сводятся к следующим: увеличение продаж и темпов роста компании; повышение доли компании на рынке, рост прибыли; "вживание" филиала и его вклад в развитие экономики принимающей страны (рост экспорта, рост доли местного рынка з снабжении филиала сырьем и полуфабрикатами).
На
современном этапе
развития возрастающее
значение приобретает
совершенствование
экономических методов
управления. В связи
с этим все большее значение
придается разработке
глобальной стратегии
фирмы, основанной
на долговременной и
стабильной ориентации
производства конкретных
видов продукции на
определённые рынки,
т. е. стратегическому
планированию.
II. СТРАТЕГИЯ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ
В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
о разработка общих целей;
о определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);