Менеджмент как наука

Автор: Сергей Журавлёв, 31 Августа 2010 в 05:15, курсовая работа

Описание работы

При обсуждении вопросов, связанных" с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель " хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России.

Содержание

Введение ....................................................................... 2
I. Менеджмент. Виды целей ...............................................4
II. Стратегия рыночного поведения фирмы.............................. 9
1.1 Сущность и функции стратегического планирования................ 11
1.2 Цели организации ............................................................ 13
1.3 Оценка и анализ внешней среды ............................................ 16
1.4 Управленческое исследование внутренних
факторов фирмы.......................................................... 18
1.5 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии.............21
Заключение ................................................................... 2
Список литературы .........… . . . . . . . . .. . . . . . . . . .. .27

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ....................................................................... 2

I. Менеджмент. Виды целей ...............................................4

II. Стратегия  рыночного поведения фирмы.............................. 9

1.1 Сущность  и функции стратегического планирования................  11

1.2  Цели  организации ............................................................ 13

1.3 Оценка  и анализ внешней среды ............................................ 16

1.4 Управленческое  исследование внутренних

факторов  фирмы.......................................................... 18

1.5 Изучение  стратегических альтернатив и  выбор стратегии.............21

Заключение ................................................................... 2

Список   литературы .........… . . . . . . . . .. . . . . . . . . .. .27 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

     При обсуждении вопросов, связанных" с успехом  или неудачей предприятия  на рынке, необходимо помнить, что покупатель " хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России.

     Продавец находится в конкуренции не только со своими прямыми "коллегами", изготовителями идентичного товара,    но  и   с производителями разнообразных его заменителей.  Помимо этого, предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов. Менеджмент позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников.

      Задача  предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприятия ° это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство. Итак, менеджмент означает организацию    работы коллектива. Работу на предприятии следует организовывать с таким расчётом   чтобы  она  в  максимальной степени   соответствовала  потребностям сотрудников и позволяла  активизировать  их  работу и  повысить  её  эффективность.. Принимая   любые решения, менеджеры  должны постоянно иметь в виду не только высокую  рентабельность  фирмы, но и проблемы существования своих сотрудников, а также  потребителей, ради которых фирма существует и удовлетворение  потребностей   которых   реально   обусловливает   необходимость  функционирования фирмы и работы ее менеджеров.   

Любое  принимаемое    решение должно в    длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия. Ну, а то, что  дает хорошие результаты только в данный момент времени т на ближайшее будущее, а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует расценивать как ошибочное. Т.о. обеспечение существования фирмы на рынке можно считать главной задачей менеджмента. В связи с этим стратегическому управлению в его   работе придается большое значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. МЕНЕДЖМЕНТ ВВДЫ ЦЕЛЕЙ 

     Менеджмент - это самостоятельный  вид профессионально  осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Здесь фирма ориентируется на спрос и потребности рынка; постоянно стремится к повышению эффективности производства,   т.е.   к   получению оптимальных результатов с меньшими затратами,   стремится к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений  тем,  кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы.

     В понятие менеджмента  так же входит постоянная корректировка целей  и программ в зависимости  от состояния рынка ( а результаты этой деятельности проявляются уже на рынке в процессе обмена ) и необходимость использования современной информационной системы с компьютерной техникой.

     Менеджмент - как самостоятельный  вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим  от собственности:

на  капитал фирмы, в  которой он работает. Труд менеджера –  это     

производительный  труд,  возникающий в условиях   

комбинирования  высокотехнологичного  производства  с  высоким   

уровнем  специализации  работников, обеспечивающих  связь  и   

единство  всего  производственного  процесса.   

     Любая ситуация, возникающая  в процессе управления, является задачей для менеджера и требует от него принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий. Это касается  как внутрифирменного производства,  так и управления производством и управление персоналом.  Всякое  управленческое решение является результатом обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.

     Управленческие  решения принимаются  на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Управленческое решение подлежит реализации и контролю за его исполнением. Менеджер должен не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношений! их практической осуществимости в данной конкретной обстановке. Процесс функционирования системы управления включает работу по ее совершенствованию и рационализации, поскольку современный менеджмент основан на рациональных способах принятия решений.

К задачам, решаемым в  менеджменте, относятся:

  • определение конкретных целей развития фирмы;
  • выявление приоритетности целей, их очередности и

  последовательности  решения; т.е. разработка стратегии развития

   фирмы: хозяйственных  задач и путей  их решения;

  • выработка, системы мероприятий для решения намечаемых
 

    проблем  на  различные  временные  периоды; определение   

    необходимых  ресурсов  и  источников  их  обеспечения;

  •     установление  контроля  за  выполнением задач.

          Менеджмент  в   зависимости   от  видов  и   последовательности 

 

      деятельности  можно   разделять   на  3  стадии:

  • стратегическое управление (включает в себя выработку цели менеджмента,   прогнозирование как предвидение результатов развития, перспективное планирование  как  систему  мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели);
  • оперативное управление (деятельность по реализации вышеуказанных мер);
  • контроль (включает анализ достигнутых результатов " обратная;

связь - и выступает как  исходный пункт нового цикла управления). Разработка экономической  политики фирмы предполагает

определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития  на ближайшую и дальнюю перспективу,   исходя из  потенциальных возможностей фирмы    и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. При разработке стратегических позиций фирмы обычно пользуются определенными показателями, как качественными;

ориентиры - более отдаленная цель, так и количественными  – 

задания.

Между этими показателями существует взаимосвязь:   стратегия, вырабатываемая на высшем уровне, становится целью и ориентиром в низовых звеньях  управления. В связи с этим следует различать:

     ЦЕЛИ  ОБЩИЕ.  Отражают концепцию развития фирмы; и  

разрабатываются на длительную перспективу  и определяют  

основные  направления программы  развития фирмы. Здесь  

происходит  ранжирование по принципу приоритетности по  

следующей схеме: а)  Обеспечение  максимальной рентабельности  

при имеющемся  наборе  видов  деятельности,  определяемом   

следующими  показателями: объём  продаж, уровень  и  норма   

прибыли, темпы  ежегодного  прироста  объёма  продаж  и  прибыли,  

доход  на  одну  акцию, доля  на  рынке, структура      

капитала, уровень дивиденда, сумма выплаченной  зарплаты, уровень  качества продукции; б) обеспечение устойчивости положения фирмы  как цели глобальной политики по следующим направлениям: расходы на исследование   и  разработку   новых  продуктов;      потенциал конкурентноспособности;  инвестиционная  политика;     кадровая политика; решение социальных вопросов; в) Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы,   что предполагает   разработку    структурной    политики,    включая диверсификацию продукции, вертикальную интеграцию, приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных фирм, акции которых подлежат покупке; разработку новых видов продуктов.

     СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ.   Разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных к качественных показателях: а) Определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли. Уровень прибыли может устанавливаться в абсолютных показателях (обычно в валюте страны базирования) и в виде плановых заданий на каждый год или на конец планового периода. Первостепенное значение придается норме прибыли. При расчете этого показателя на инвестированный капитал последний определяется  по – разному:

     1) собственный капитал;  за вычетом обязательств;

     2) собственные средства  плюс долгосрочных  долг;

     3) основные средства  за вычетом амортизации. 

     В   сопоставлении с  данными  прошлых  лет  этот  показатель  выступает  важнейшим  не  только  в  планировании, но  и  в  контроле, и  играет  решающую  роль  как  в  определении  целей, так  и  в  оценке  результатов и эффективности деятельности фирмы. Рентабельность может устанавливаться как на уровне высшего звена, так и на нижнем уровне управления; б) Другие специфические цели. Носят характер подцелей и обычно устанавливаются не только в абсолютных плановых показателях, но   и путем определения направлений развития в функциональных областях (по маркетингу,   в области научных исследований и разработок, по производству, в области финансов; в) Цели филиалов и дочерних компаний,    формируемые обычно материнской компанией, сводятся к следующим: увеличение продаж и темпов роста компании; повышение доли компании на рынке, рост прибыли; "вживание" филиала и его вклад в развитие экономики принимающей страны (рост экспорта, рост доли местного рынка з снабжении филиала сырьем и полуфабрикатами).

       На  современном этапе  развития возрастающее значение приобретает совершенствование экономических методов управления. В связи с этим все большее значение придается разработке глобальной стратегии  фирмы,  основанной на долговременной и стабильной ориентации производства конкретных видов продукции на определённые рынки, т. е. стратегическому планированию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. СТРАТЕГИЯ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ

      В понятие "планирование" входит определение  целей и путей  их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

о разработка общих  целей;

о определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);

Информация о работе Менеджмент как наука