Менеджмент как наука и искуство

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Социальное управление - свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено, прежде всего, появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов.

Работа содержит 1 файл

менеджмент как наука и искусство-курсовая.docx

— 60.75 Кб (Скачать)

     2.4. Метод «лягушка  в сметане»

     Жизнь не стоит на месте, окружающий мир  находится в непрерывном диалектическом развитии. Общественный прогресс не имеет  линейного характера, восходящая линия  развития общества есть результат взаимодействия многообразных процессов, и среди  них решающая роль целенаправленной деятельности людей. Все стороны  жизни общества - от социально-производственной деятельности до семейных отношений - являются ареной непрекращающихся настойчивых  поисков, импровизаций, случайностей, ошибок и находок, ведь человек обязан искать способы адаптации к изменяющейся среде. Иногда в ход жизни врывается  непредвиденное и ломает привычные  стереотипы: осложнения на работе, серьезная  болезнь, трения в семье. Человек  начинает искать выход из экстремальной  ситуации, в тревоге мечется, старается  вновь и вновь безуспешно следовать  привычным методам, совершает новые  ошибки или

 замирает в безысходной апатии. В сложной, неординарной ситуации редко удается решить проблемы традиционными способами, нужно искать новые, нетривиальные методы, хотя и метод хаотичных проб и ошибок не всегда приводит к желанной цели. Иногда у человека прочно вырабатывается известный «эффект буриданова осла», когда бесконечные сомнения, нерешительность, неспособность сделать выбор приводят к самым тяжелым психическим травмам. В этом случае крах неминуем. Здесь уместно вспомнить притчу о двух лягушках, попавших в кувшин со сметаной. Одна из них, считая положение безнадежным, прекратила борьбу и погибла. Другая продолжала бороться до конца, она пыталась выпрыгнуть из кувшина, отчаянно работала лапками, сбила из сметаны масло и в итоге смогла выбраться на волю. 
 
 

     3. Современный менеджмент  с позиции науки  и искусства

     Характерной особенностью 90-х годов прошлого века и начала нынешнего было то, что управленческая мысль развивалась  в трех основных направлениях. Первая из них связана с повышением уровня материально-технической базы современного производства и оказания услуг. Во всем мире усилилось влияние научно-технического прогресса на достижение целей организации  для повышения конкурентоспособности  продукции. Управленческая мысль концентрирует  свои усилия на управлении операциями и поднятии уровня производительности с помощью синтеза деятельности людей и использования технологических  факторов производства. В целом эту  тенденцию можно характеризовать  как усиление «технократизма» на новой более высокой технической  базе.

     Второе  направление проявилось, с одной  стороны, в усилении внимания к организационной  культуре, а с другой - к различным  формам демократизации управления, участия  в доходах предприятия рядовых  работников, в осуществлении ими  управленческих функций, участия в  собственности. Это направление  зародилось еще в 30-е годы, однако в американской экономике развивалось  довольно медленно. В Японии и Европе оно использовалось более активно. Но в настоящее время и в  США оно приняло широкие масштабы и стало объективной реальностью  ведения хозяйства в условиях рыночных отношений.

     Третьей особенностью эволюции современной  управленческой мысли является усиление международного характера управления - международный менеджмент. В 90-е  годы прошлого века большинство развитых стран перешло к открытой экономике, что резко повысило международную  конкуренцию, а она, в свою очередь, усилила кооперацию производства, вызвала  рост транснациональных корпораций. Международный менеджмент ставит ряд  новых проблем перед теорией  и практикой управления.

     Из  характеристики этих управления следует, что менеджмент здесь рассматривается  как с позиций научных тенденций, о чем свидетельствует усиление технократизма в менеджменте, так и о повышении внимания к искусству управления, что заключается, например, в развитии организационной культуры.

     Большинство современных ученых рассматривают  менеджмент с позиции того, что  это все таки, в первую очередь, наука, возникшая на базе практического  опыта управления, опирающаяся на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержащая концепции, теории, принципы, способы  и формы управления. Однако есть и другие мнения. Так, например, Вахрушев отмечает, что «Наибольшее значение в управленческой практике имеют  творческие решения, которые принимаются  в условиях большой неопределенности, когда значительная часть необходимой  информации неизвестна, а последствия  принятия решений плохо предсказуемы». Нефедов А. считает, что «еще в 1955 году Питер Ф. Друкер признавал, что, спустя 69 лет после рождения менеджмента, полная управляемость и предсказуемость  все еще остаются недостижимым идеалом. Но он все еще верил, будто «искусству управлять» можно научиться и  что «…менеджер будущего наверняка  не сможет оставаться интуитивным менеджером»14. Этой надеждой он вдохновил многих последователей, которые хотели избавиться от беспокойства, вызванного непредсказуемостью. Обещание Друкера способствовало росту популярности управленческих идей.

     Но  его обещание не исполнилось. С тех  пор прошло еще 50 лет, и все новые  и новые исследователи отмечают важную роль интуиции, которая остается чуть ли не единственным инструментом в мире бесконечного количества стратегий  и непредвиденных изменений. Тщетные  поиски единой формулы менеджмента  продолжаются до сих пор. И продолжают оставаться тщетными».

     Майкл Флад писал: «Если мне и удалось  в чем-то убедиться за 40 лет профессиональной карьеры, так это в том, что  редко кто из преуспевающих менеджеров, с которыми мне довелось познакомиться, походил характером и стилем работы на своих коллег: одни откровенно упивались  своим положением, тогда как другие были затворниками; одни поддерживали безукоризненный внешний вид, а  другие одевались всегда небрежно; одни работали по намеченному плану, а другие действовали по наитию; одни стремились к общему согласию, а другие предпочитали диктовать  свою волю; некоторые были превосходными  ораторами, а иные не могли связать  и двух слов, одни пользовались любовью  подчиненных, а другие заставляли своих  сотрудников трепетать от страха. Единственным общим знаменателем этого  или другого руководителя, который  мне удалось для себя выяснить, было отсутствие какого-либо общего знаменателя»15.

       Напоследок упомянем довольно  одиозное мнение о том, что  менеджмент не является ни  наукой, ни искусством. Севакович  считает, что для полноценной  научной дисциплины управление  пока является слишком эклектичной  областью знаний. В отсутствии  собственной «единой теории поля»  менеджмент на данный момент  представляет достаточно разнородное  информационное пространство. В  нем соседствуют самые различные  концепции: одни претендующие  на универсальность, другие являющиеся  инструментом для решения отдельно  взятых задач, одни достаточно  хорошо проработанные, другие  представляющие собой не более  чем набор лозунгов, одни сочетающиеся  и взаимодополняющие, другие прямо  противоречащие друг другу. При  том, что сама возможность создания  какой-либо единой теории управления  пока остается под вопросом, концептуальные  разработки в менеджменте сегодня  в значительной степени продиктованы  конъюнктурными соображениями (в  ущерб интересам действительного  научного исследования). Искусство  же - это проектная по своему  характеру сфера деятельности, «штучное  производство», тогда как менеджмент - сфера рутинная, осуществляемая на циклической, регулярной основе. Художник может заниматься искусством, когда ощутит вдохновение, а менеджер должен выполнять свою работу каждый день, независимо от творческого подъема и общего самочувствия.

     Однако, с данным мнением согласиться  нельзя. Даже в искусстве не обойтись без рутинной однообразной деятельности и множественность разнородных  концепций не может помешать признать дисциплину наукой. Современный менеджмент является наукой и искусством одновременно, и их интеграция все более усиливается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Менеджмент  как наука, возникшая на базе практического  опыта управления, опирается на всю  сумму знаний об управлении, накопленных  человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления. Ее основные задачи: 
- объяснение природы управленческого труда; 
- установление причинно-следственных связей в этой области; 
- выявление факторов и условий эффективности совместного труда; 
- разработка методов эффективного оперативного управления; 
- прогнозирование событий, разработка методов стратегического управления и политиками организации.

     В то же время имеются основания  рассматривать менеджмент как искусство: 
- организации – сложные социально-технические системы; 
- люди, работающие в них, – главный фактор эффективности их функционирования; 
- практически научиться управлению можно лишь через опыт, которым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант; 
- при принятии управленческих решений менеджер, как правило, не имеет полного объема информации, необходимой для этого; 
- никто и никогда не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений, которые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть это «будущее» смертным просто не дано.

     Все это делает одними из важнейших факторов менеджерского искусства умение доверять своей интуиции и смелость принятия в различных условиях решений любой сложности. 
 

     Список  использованной литературы

  1. Вахрушев А. Принципы японского управления. М., 2002. – 178с.
  2. Герчиков М.Н. Менеджмент. М., 2005. – 342с.
  3. Нефедов А. Управление реальностью. Минск, 2002. – 214с.
  4. Фрад М. Менеджмент как наука и искусство. М., 2005. – 368с.
  5. . Гительман Л. Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. – М.: Дело, 1999. – 217с.
  6. Гроуз Э.С., Высокоэффективный менеджмент, М:1976; - 167с.
  7. История Менеджмента / Под ред. Валового Д.В., М:1997. – 112с.
  8. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. – М.: Дека, 1997. – 224с.
  9. Кузнецов Б. Ю. Проблем теории и практики менеджмента, СПб:1994. – 312с.
  10. Лунев И.Д., Тактика и стратегия управления фирмой, М:1997. – 156с.
  11. Менеджмент: учебник. - 2-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Горчиковой И.Н. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1995. – 419с.
  12. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие/ Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 231с.
  13. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. / Гольдштейн Г.Я. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 250 с.
  14. Роль аналитика в управлении компанией: сборник статей и тезисов докладов, Москва: ИКФ Альт, 2002. – 149с.
  15. Cаймон П., Смитбург Д., Томпсон В., Менеджмент в организациях - М: 1995. – 256с.
  16. Скворцов Н.Н., Теория и практика менеджмента: зарубежный опыт, К:1992. – 331с.
  17. Управление организацией // под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н. А. Соломатина – 2 - е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА - М, 1999. – С. 42-56.

Информация о работе Менеджмент как наука и искуство