Менеджмент как наука и искуство

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Социальное управление - свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено, прежде всего, появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов.

Работа содержит 1 файл

менеджмент как наука и искусство-курсовая.docx

— 60.75 Кб (Скачать)

     Ситуационный  подход не отрицает правильности теоретические  концепций управления с момента  их возникновения и до настоящего времени. Ситуационный подход следует  рассматривать как способ мышления об организационных противоречиях  и их устранении. Он не отрицает концепции  процесса управления, характерной для  всех организаций, но утверждает, что  хотя общий процесс одинаков, конкретные методы воздействия, которые использует руководитель для достижения эффективности  цели организации, могут быть абсолютно  разными.

     Таким образом, ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы и научные  воззрения с конкретными ситуациями достижения целей организации.

     Подводя итоги раздела можно сделать  вывод, что различные концепции  управления рассматривали менеджмент, как с позиции науки, так и  с позиции искусства управления людьми.

    1.2. Понятие менеджмента,  его цели и задачи  как науки

    Менеджмент  в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. 

    Понятие «Менеджмент» можно рассматривать с 3-х точек зрения:  
1. Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция; 
2. Менеджмент - это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;  
3. Менеджмент - это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

    Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента5.

    Менеджмент  - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: 
• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль; 
• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами; 
• хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; 
• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; 
• выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена; 
• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

    Термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор».

    Цели и задачи менеджмента:

    Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются  в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического  планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и  организация информирована о  них.

    Цель  – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности  организации, дают общий ориентир для  деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах  развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем  более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.

    Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров6.

    Цели обладают рядом характеристик: конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей; ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных; достижимые цели.

    Цели  устанавливают так, чтобы они  не превышали возможности организации; взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

    Установленные цели должны иметь статус закона для  организации, для всех ее подразделений  и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует  их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться.

    Установление  целей анализ тенденций, наблюдаемых  в окружении; установление предполагает прохождение трех обязательных фаз:

    1) выявление и общих для организации  целей; 

    2) построение иерархии целей; 

    3) установление индивидуальных целей. 
Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. 
Классификация целей может осуществляться: 
- по охватываемой сфере (общая, частная цели); 
- значению (главная, промежуточная, второстепенная)
- количеству переменных (одно- и многоальтернативная); 
- предмету цели (рассчитан на общий или частный результат).

    Типичные результативно-хозяйственные цели: 
- стремление к доходу; 
- стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи); 
- стремление к увеличению оборота; 
- стремление к снижению расходов7.

    Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели. 
Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике. Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

    Задачи  организации делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).

    Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке8.

    Цели и ограничения выполняют следующие задачи: 
- функция инициативы (сопоставление существующего состояния с желаемым); 
- инструмент управления (руководящие требования); 
- критерий принятия решения (критерии оценки информации и выбор альтернатив); 
- инструмент координации; 
- инструмент контроля.

    Таким образом, под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями.

    Менеджмент – это социально-гуманитарная наука. Кроме того, менеджмент наука прикладная, так как вооружает реальною практику приемами и навыками. На формирование менеджмента как науки повлияли достижения таких дисциплин как: психология, психофизиология, социология, органомика, общественные науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Менеджмент как  наука непредсказуемых  решений

     В попытке создать технологию управления наука пыталась сделать управляемым  и предсказуемым изменчивый мир  бизнеса. Но все исследователи отмечают, что роль неопределенности, то есть того, что не поддается управлению и предвидению, как была, так и  остается чрезвычайно высока. Более  того, неопределенность становится главной  составляющей науки управления в  ее высшем исполнении.

     Наука пыталась создать технологию управления, чтобы стать независимой от человеческого  фактора, но снова и снова на первое место выходит не технология, а  свойства личности, не методики, а мышление индивидуума.

     Опытный руководитель рано или поздно начинает понимать, что управление – это  не использование набора методов, а  непрерывное решение вопросов, предвидеть которые не может ни одна теория. Маленький неучтенный факт запросто обесценивает рациональную стратегию. Мир современных экономических  процессов называют миром бурлящей воды, где нет ничего постоянного. Выработка курса действий почти  всегда интуитивный процесс.

     Всегда  имеется бесконечное количество альтернатив, которые можно рассматривать  при планировании. И никакой объем  аналитической работы не может дать гарантию правильного выбора. Для  рационального принятия решений  необходимо иметь полную информацию. А вот этого добиться зачастую невозможно.

     «Наибольшее значение в управленческой практике имеют творческие решения, которые  принимаются в условиях большой  неопределенности, когда значительная часть необходимой информации неизвестна, а последствия принятия решений  плохо предсказуемы». Каждый может  принять решение, располагая достаточной  информацией.

  1. Хороший руководитель принимает решение при ее нехватке.
  2. Идеальный действует в абсолютном неведении.

    Современные руководства много пишут о том, какими качествами должен обладать менеджер. Если объединить все эти рекомендации, то получился список из 80 качеств, многие из которых противоречили друг другу.

     Пожалуй, прав был, Майкл Флад, который писал: «Если мне и удалось в чем-то убедиться за 40 лет профессиональной карьеры, так это в том, что  редко кто из преуспевающих менеджеров, с которыми мне довелось познакомиться, походил характером и стилем работы на своих коллег: одни откровенно упивались  своим положением, тогда как другие были затворниками; одни поддерживали безукоризненный внешний вид, а  другие одевались всегда небрежно; одни работали по намеченному плану, а другие действовали по наитию; одни стремились к общему согласию, а другие предпочитали диктовать  свою волю; некоторые были превосходными  ораторами, а иные не могли связать  и двух слов, одни пользовались любовью  подчиненных, а другие заставляли своих  сотрудников трепетать от страха. Единственным общим знаменателем этого  или другого руководителя, который  мне удалось для себя выяснить, было отсутствие какого-либо общего знаменателя»9.

     Если  спросить лидеров в различных  областях жизни, что является основой  их успеха, то банальность ответов  убедит нас в том, что сами они  весьма слабо представляют, почему их действия отличаются большей успешностью. Эти люди не могут объяснить своей  технологии, потому что не существует единой технологии для всех. Эти  люди интуитивно умеют вычленять  полезные действия в контексте ситуации, а все остальные качества не имеют  значения.

     Журналисты  заметили, что спортсмены низкого  класса могли рационально объяснить  свои действия во время игры, в то время как выдающиеся спортсмены испытывали трудности с адекватным объяснением своих решений. Они говорили: «Я просто сделал это». Эти примеры показывают, что люди успеха следуют тому, что невозможно измерить, показать другим и даже логически обосновать. Во Франции провели опрос опытных управленцев с целью определить, что является самым важным для менеджера.

     Результаты  таковы:

  • внешние данные – 1 %;
  • авторитет – 4 %;
  • знания и компетентность – 8 %;
  • жизненный опыт – 8 %; неординарность – 30 %;
  • дар божий – 41 %10.

     Как видите, не теоретики, а опытные практики подчеркивают, что рациональные знания в менеджменте играют далеко не первую роль.

Информация о работе Менеджмент как наука и искуство