Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:17, курс лекций
Управление – понятие более широкое, чем менеджмент. Различают управление техническими, биологическими и социальными системами. Менеджмент – это управление в социальных системах.
Менеджмент – это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения преобразования ресурсов в требуемый результат. Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Определение, данное М. Поллет: менеджмент – это обеспечение выполнения работ при помощи других людей.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 3
РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ 4
ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА 4
ЯПОНСКИЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ 4
РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 5
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ 5
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 6
МОТИВАЦИЯ 7
МОТИВАЦИЯ ЧЕРЕЗ ПОТРЕБНОСТИ ПО МАСЛОУ (1954 Г.) 7
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ 8
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ 8
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА 9
ВЫБОР НАИЛУЧШЕГО СТИЛЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КВАЛИФИКАЦИИ И МОТИВАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ (ХЭРСИ, ПИЭНХАРД) 9
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ГРУППЫ. РАЗВИТИЕ ГРУППЫ 10
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГРУПП 10
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГРУППЫ 10
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 11
ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 11
РАЗНОВИДНОСТИ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ 11
Линейная структура 11
Линейно-функциональная (штабная) структура 12
Матричная структура 12
Дивизиональная структура 13
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ 13
При определении оптимального стиля определяются личные качества руководителя, условия производства, особенности задач, квалификация и мотивация исполнителей, цели организации.
В зависимости от способностей (С) и их мотивации (M) руководитель может использовать различные уровни директивности (Д) и поддержки (П).
Группа (коллектив) – это двое и более людей, которые взаимодействуют между собой, разделяют общие цели, имеют общие нормы поведения, поддерживают стабильные ролевые отношения, образуют подгруппы путем взаимного притяжения и отталкивания.
Виды групп:
Причины образования групп (их необходимо знать руководителю для эффективного управления):
Стадии развития группы:
У человека есть две степени свободы построения своего поведения в группе – нормы и правила поведения и ценности группы:
Типы поведения человека в группе:
Влияние группы проявляется:
Организационная структура – это определенная система ролей, выполняемых людьми или подразделениями по реализации функций управления. Организационная структура управления – это разделение труда по управлению производством.
Виды управленческих связей:
Виды штабного персонала:
С другой стороны, функциональные отделы – этот все отделы заводоуправления (отдел планирования, конструирования, экономический отдел, технологический отдел, отдел по работе с персоналом) и цеховые бюро (техбюро, БтиЗ, БТК и др.);
Взаимодействие линейных и штабных полномочий:
Ряд функциональных полномочий дилегируется руководителем организации, т.е. каждый приказ согласовывается с юристом.
Типы организационных структур
Организационные структуры различаются типом взаимоотношений линейных и функциональных руководителей, а также гибкостью по отношению к внешней среде. Различают:
Эта структура используется при небольшой численности подчиненных (в малом бизнесе).
Преимущества:
Недостатки:
Данная структура возникла при усложнении процесса производства для обеспечения работы линейных руководителей, в подчинении у которых появляются функциональные ячейки (подразделения), отвечающие за определенные виды деятельности.
Преимущества:
Недостатки:
Данные структуры, в основном, используются в серийном и массовом производствах.
В дополнение к линейно-функциональной структуре вводятся руководители проектов, которые планируют все работы по конкретному проекту.
В данном случае возникает двойное подчинение, которое можно ликвидировать путем четкого распределения полномочий между функциональными руководителями и руководителями проектов.
Достоинства:
гибкость структуры, качественное выполнение
работ благодаря наличию
Данная структура состоит из штаб-квартиры, т.е. функционального подразделения, общего для всей компании, и совокупности отделений (продуктово-рыночных единиц, специализирующихся на выпуске определенного продукта или ориентированных на конкретный рынок или определенную группу потребителей.
Отделения являются центрами прибыли (каждому планируется прибыль, которую оно должно отчислить штаб-квартире). Достоинства: гибкая структура; быстрый механизм реализации решений; снижение центра ответственности за прибыль до отделений. Недостатки: при ослаблении связи с центром отделение может стремиться к отделению от головной штаб-квартиры.
В организациях возможно использовать
сочетания различных типов
Выбор
организационной структуры