Менджемент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:17, курс лекций

Описание работы

Управление – понятие более широкое, чем менеджмент. Различают управление техническими, биологическими и социальными системами. Менеджмент – это управление в социальных системах.
Менеджмент – это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения преобразования ресурсов в требуемый результат. Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Определение, данное М. Поллет: менеджмент – это обеспечение выполнения работ при помощи других людей.

Содержание

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 3
РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ 4
ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА 4
ЯПОНСКИЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ 4
РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 5
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ 5
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 6
МОТИВАЦИЯ 7
МОТИВАЦИЯ ЧЕРЕЗ ПОТРЕБНОСТИ ПО МАСЛОУ (1954 Г.) 7
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ 8
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ 8
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА 9
ВЫБОР НАИЛУЧШЕГО СТИЛЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КВАЛИФИКАЦИИ И МОТИВАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ (ХЭРСИ, ПИЭНХАРД) 9
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ГРУППЫ. РАЗВИТИЕ ГРУППЫ 10
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГРУПП 10
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГРУППЫ 10
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 11
ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 11
РАЗНОВИДНОСТИ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ 11
Линейная структура 11
Линейно-функциональная (штабная) структура 12
Матричная структура 12
Дивизиональная структура 13
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ 13

Работа содержит 1 файл

Management.doc

— 180.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования РФ 
 

Рыбинская государственная авиационная технологическая  академия 
 

Кафедра экономики 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курс  лекций 

Преподаватель – Э.А. Михайлова 
 
 
 
 

Рыбинск 2000

Содержание

Основные  понятия и особенности  современного менеджмента

      Управление  – понятие более широкое, чем  менеджмент. Различают управление техническими, биологическими и социальными системами. Менеджмент – это управление в  социальных системах.

      Менеджмент  – это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения преобразования ресурсов в требуемый результат. Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Определение, данное М. Поллет: менеджмент – это обеспечение выполнения работ при помощи других людей.

      Особенности современного менеджмента:

    1. Современный менеджмент – это управление в условиях рынка. Человечество выработало три механизма взаимодействия между людьми:
    • Иерархия (подчиненность). Управление необходимо для координации действий людей при осуществлении общественного производства;
    • Идеология, организационная культура, нравы, обычаи, моральные установки и пр.;
    • Рыночные отношения – партнерские отношения.
    1. В связи с развитием науки, техники, общественных отношений высокие требования предъявляются к качеству продукции, поэтому необходимо заинтересовать работников в выполнении их работы.
    1. Высокая цена рабочего времени. Поэтому необходима четкая организация работы.
    2. Повысилась роль потребителя.
    3. Повысился образовательный уровень работников и качество их жизни.
    4. Развитие малого бизнеса требует большого количества руководителей.
    5. Современный менеджмент – это наука (так как есть определенные закономерности, в которых обобщен опыт предыдущего поколения) и искусство.

      В каждой конкретной ситуации есть столько  воздействующих факторов, что необходимо находить свой оптимальный способ управления.

      Принципы  современного менеджмента, сформулированные Питером Друкером:

    1. Менеджмент призван объединить людей и их усилия в общую цель;
    2. Менеджмент должен учитывать традиции, обычаи и прочее конкретных обществ;
    3. Менеджмент призван сплотить работников предприятия;
    4. Развитие способностей и возможностей их проявления работниками;
    5. Любое предприятие должно строиться на коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности;
    6. Для оценки эффективности менеджмента требуются разнообразные средства;
    7. Результаты менеджмента достигаются вне самого предприятия.

    Особенности теории менеджмента:

    1. Ориентированна на решение практических задач. Результат труда руководителя – это продукт деятельности других людей.
    2. Междисциплинарный характер – используются положения:
    • Кибернетики;
    • Психологии;
    • Социологии;
    • Теории оптимального управления;
    • Истории;
    • Права и т.д.
    1. Разрабатывается в международном масштабе – необходимо использовать и знать опыт других стран.

      Особенности управленческой деятельности:

    1. Высокий уровень активности;
    2. Быстрота действий – среднее время на решение одной проблемы – 10 мин;
    3. Разнообразие действий. Основными являются следующие типы деятельности:
    • Бумажная работа (22-35 %);
    • Телефонные звонки;
    • Встречи – важны не только официальные, но и неофициальные встречи;
    • Контакты – личные с персоналом, заказчиками, поставщиками;
    1. Мобильность – чем выше должность, тем меньше времени руководитель проводит в своем подразделении (предприятии);
    1. Словесное общение;
    2. Связи, сеть контактов с людьми. Чем выше должность, тем больше должно бытьсвязей;
    3. Управленческий выбор – руководитель должен всегда принимать решения;
    4. Преимущественно умственный характер работы;
    5. Непосредственным результатом труда руководителя является информация.

Развитие  менеджмента как  науки

Школы менеджмента

      Менеджмент  как теория и практика прошел три  этапа:

    1. Период возникновения исторических предпосылок, основ управления – с появлением человека и до XVIII века (система управления в Древнем Египте – строительство пирамид, шумеры, Римская Империя (коммуникации));
    2. Индустриальный период (конец XVIII – 1890 г.). Оуэн предложил гуманизировать процесс управления производством. Большое значение имел проект Беббиджа «Аналитическая машина»;
    3. Период систематизации и развития науки управления (конец XIX века – настоящее время).

      В соответствии с одним из подходов к управлению можно выделить различные школы управления:

    1. Школа научного менеджмента, основоположники – Фр. Тейлор. Цель – так организовать процесс производства, чтобы он не зависел от человека, для этого необходимо выделить высококвалифицированных технологов, которые проанализируют процесс труда и предложат наиболее рациональные технологии, затем отобрать рабочих, способных выполнять необходимые приемы и обучить их этим приемам, заставить работать в темпе, необходимом для максимизации выпуска продукции. Достижения школы:
    • Использование научного анализа для определения лучших способов работ;
    • Отбор работников;
    • Отделение обучения от работы;
    • Отделение планирования от самой работы;
    • Использование материального стимулирования для повышения производительности (прогрессивно-штрафная).

      Идеи  Тейлора в полном объеме были реализованы  на заводе Ford (1913 г.). Гилберт Лиман и Фрэнк занимались разработкой микроэлементных нормативов (движение руки и пр.). Гантт разработал графики загрузки оборудования, суть их заключалась в том, чтобы превратить управление в точную науку. Опыт работы по системе Тейлора показал, что рабочие, недовольные работой в подобном режиме наносят большой ущерб производству.

    1. Школа «человеческих отношений». Основоположник этой школы – Мэйо. С 1927 года по 1939 проводились эксперименты в городе Хоторы на заводе компании Вестерн Электрик с целью изучения влияния различных факторов на рост производительности труда. Там исследовались условия труда (освещенность, влажность, температура, обеды, время года, взаимоотношения между сотрудниками). Было установлено, что большое значение для роста производительности имеют межличностные отношения, психологический климат, личность руководителя и его взаимоотношение с подчиненными. К этому времени были известны работы Павлова, Фрейда, Ухтомского. Рекомендации представителей школы: обращать внимание на формирование коллектива, определять психологические качества, нужные для выполнения конкретной работы, разработка указаний руководителям по отношению к подчиненным, рекомендовали переход от конвейерной системе к автономным стендам (бригадной работе) – заводы Volvo.
    2. Продолжением данной школы явилась школа поведенческих наук (50-е годы – настоящее время). Маслоу, Герцберг, Мак Грегор. Представители бихейвиаризма считают, что исследуя различные варианты поведения людей и мотивы подобного поведения, можно разработать рекомендации для реализации наиболее приемлемого для организации поведения.
    3. Дальнейшим продолжением этой школы является концепция «производственной демократии». Эта форма соучастия всех работников на предприятии в принятии решений, касающихся интересов организации («собственных наемных работников»). Использовалась преимущественно на небольших предприятиях, каждый работник при этом имеет свою долю собственности (пай) и один голос в принятии решений.
    4. Школа количественных методов (или науки управления) появилась в 50-е годы в связи с развитием вычислительной техники и экономико-математических методов. Стало возможным рассчитать большое количество вариантов решений и выбрать оптимальный. Авторы – Марч, Саймон, Канторович, Понтрягин.

Японский  опыт управления

      После II мировой войны экономика Японии находилась в упадке, объем промышленного производства не превышал 30% от уровня 1930 года. Инфляция составляла 10-15% в месяц, экономика была милитаризованной. С 1945 по 1970 год среднегодовые темпы экономического прироста составляли 10%, затем 5%, по средней продолжительности жизни Япония занимает первое место в мире (76 лет у мужчин, 82 года - женщин). По уровню среднедушевого дохода наиболее перегнала США, главной причиной такого роста явилось эффективное управление. После войны японское правительство и бизнес определили главные стратегические направления:

    1. Максимальное использование людей;
    2. Главный приоритет – качество продукции.

    Особенности управления:

    1. Максимальный учет национальных особенностей. Первые заказы промышленности были от американских военных баз. В Японии появилось много американских товаров, и чтобы быть конкурентоспособным,  необходимо было производить не менее качественные товары. Процветанию на данном этапе способствовали терпимая религия (по отношению к другим религиям), культ семьи, коллективизм, уважение к старшим, переходящее в уважение к начальникам, рационализм, уважение к труду и умение трудиться.
    2. Система пожизненного найма. Японцы создавали на фирмах атмосферу семьи – руководство обязано заботиться о работниках, а работники должны отдать все силы на благо фирмы. Продвижение по служебной лестнице и уровень заработной платы определялся стажем работы. Для снижения однообразия работы и повышением ее привлекательности и с целью повышения квалификации производилась ротация кадров, то есть перемещение работников предприятия по горизонтали. Работа на конвейере сочеталась с пониманием целей организацией и возможностью реализовать свой потенциал в “кружках качества”, решением социальных проблем работников.
    3. Комплексная система управления качеством. Это движение за повышение качества началось со среднего уровня управления, затем высшее руководство организовало специальное обучение, был приглашен американский специалист в области качества Деминг. Главная особенность японского опыта управления – для выпуска качественной продукции не надо делать плохую продукцию. Главным становится рабочий, которого необходимо мотивировать на выпуск качественной продукции. Все рабочие проходили специальное обучение (изучали специальные курсы). Были созданы “кружки качества”, которые обсуждали проблемы повышения качества. За рациональное предложение на предприятии выплачивается премия. Внедрение рационального производства на заводе фирмы Toyota – 85 %. Проводятся конкурсы на лучшие разработки в областях повышения качества на уровне фирмы и государства, каждый год за лучшее разработку присуждается премия Деминга, ее обладатели становятся национальными героями.
    4. Приоритет образования.

Развитие  науки управления в России

      Развитие  промышленности в России в конце  XIX века происходило аналогично развитию промышленности США. Известны разработки в крупнейших промышленных центрах, в частности в Луганске по созданию эффективного управления машиностроения и прочее (сыроделы в Коприно: Бландов и Чичкин). Проекты всех строек первых пятилеток были разработаны до 1917 года в рамках партии индустриализации. После Октябрьской революции большое внимание работам Тейлора уделял Ленин, все его работы сразу переводились (так как быстрая индустриализация была возможна на основе методов Тейлора и, к тому же, на предприятиях после гражданской войны работали люди с низким уровнем образования).

      С начала 20-х годов управление развивалось  в русле эффективной организации труда. В 1921 году был открыт Центральный Институт Труда, который занимался разработкой эффективных способов технических процессов. Более 170 учебных пунктов обучили более 500 тыс. рабочих 200 специальностей. Они существовали до 1940 года.

      Основам управления обучали только в высших партийных школах. Известны интересные работы Богданова – автора науки  тектологии; Витке – разработал социально-трудовую концепцию управления; Ухтомский разработал теорию доминанты  и принцип заслуженного собеседника; свои разработки имел известный физиолог Павлов; существовала школа экономико-математических методов и т.д.

      Бурное  развитие управления в СССР началось к середине 80-х годов.

Основные  подходы к современному менеджменту

      Существуют  различные подходы, наиболее известными являются следующие:

    1. На основе выделения школ управления;
    2. Системный подход;
    3. Процессный – это рассмотрение управления как непрерывного процесса, то есть совокупности определенных функций. Совокупность функций должен выполнять руководитель любого уровня.

      Первую  классификацию функций разработал А. Файоль (основоположник школы администрирования). В 1916 году написал книгу «Общее промышленное управление», в которой обобщил  собственный опыт и опыт других предпринимателей. Был руководителем одной преуспевающей металлургической фирмы (Франция). Обобщил имеющийся опыт и разработал общую теорию управления организацией, в которой определил основные сферы деятельности предприятия (финансы, снабжение и сбыт, администрирование), определил универсальные функции управления: предвидение, организация, руководство, координирование и контроль. Он также установил основные принципы управления. В современной литературе по менеджменту наиболее распространенным является выделение четырех функций:

Информация о работе Менджемент