Механизмы принятия управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Современные предприятия вынуждены функционировать в жестких условиях рыночной экономики, постоянно обостряющейся борьбы за качество продукции. В рыночной экономике предприятие само принимает решение, разрабатывает стратегию своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, слияние, ликвидация, разделение, реорганизация производственной и изменение организационной структуры управления. Предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные в условиях рынка.

Работа содержит 1 файл

механизм принятия управленческих решений.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

      Третий шаг руководителя  в организации такого «гнездового»  контроля заключается в определении его критериев — основных нормативных показателей, по которым должно оцениваться каждое подразделение. Здесь же отрабатывается и премиальный уровень оплаты по показателям прибыли.

Четвертый шаг руководителя- разработка стимулирующей процедуры «работа за неделю - самоотчет - возможные решения проблемы - оценка - начисление вознаграждения подразделению». Лучше, если премиальные вознаграждения будут выплачиваться поквартально, а с каждым кварталом премиальные ставки будут возрастать. У работников появляется заинтересованность, а их работа приобретает осмысленную упорядоченность: в течение квартала ответственные исполнители собираются «на общий контроль» двенадцать раз. Недельный цикл дает им возможность хорошо подготовиться к «контрольной встряске», В то же время такой цикл освобождает руководителя фирмы от постоянной самостоятельной слежки за всеми финансовыми показателями сразу. Он получает неделю на анализ общих тенденций и корректировку стратегических задач. Ежедневные «оперативки», ориентированные на то, чтобы руководитель фирмы был бы постоянно в курсе всех событий, являются в связи с этим малоэффективными. Такой контроль не дает возможности увязывать мелкие задачи с задачами стратегическими, так как руководитель теряет необходимый размах. Именно еженедельные циклы позволяют ему оптимально чувствовать тенденции рабочего процесса, связывая накопившиеся проблемы с корректировкой стратегических проблем.

       Пятым шагом  руководителя фирмы является  совершенствование самой технологии  «гнездового» контроля, который  должен захватить все подразделения,  преодолеть все психологические  барьеры между ними, сгладить  и устранить конфликтные отношения, наладить взаимопонимание, сплотить работников на основе решения общих задач развития фирмы. Поэтому «гнездовой» контроль становится все более открытым, поощряя обмен информацией во всех направлениях и развивая коммуникативную систему делового общения. Такой контроль постепенно становится обучающим, ориентируя работников на профессиональный рост.19 В «гнездовой» системе контроля происходит «увязка» и всех управленческих циклов, которые теперь подчинены недельным и квартальным «контрольным встряскам». В этой системе находят себя во всех взаимодополнениях работники с «квадратными», «треугольными», «прямоугольными», «круговыми» и «зигзагообразными» психогеометрическими предпочтениями. 20Эта система универсальна, так как раскрывает творческие и исполнительские возможности всех работников. Ее внедрение показывает, как может происходить мобилизация всех человеческих ресурсов фирмы на решение ее ближайших и отдаленных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы необходимо сделать главные выводы.

     Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Механизм принятия управленческих решений решения включает определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения, стимулирование их эффективной работы, координацию и контроль исполнения решения. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

-выработку и постановку цели;

-изучение проблемы на основе получаемой информации;

-выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

-обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;

-конкретизацию решения для его исполнителей.

       Следует отметить, что правильное решение может быть принято только при наличии достаточной, достоверной и своевременной информации, которая играет существенную роль при разработке и принятии управленческого решения.

          В механизме  принятия и реализации управленческих  решений очень важную роль  играет контроль. Контроль за исполнением управленческих решений может быть направлен не только на предупреждение возможных ошибок (анализ причин их возникновения), но и на поиск виновных (наказание допустивших ошибку). Если преобладает первая ориентация, то контроль развивается как упреждающий и действительно становится управленческим. Если же преобладает вторая ориентация, то контроль отягощается разборками и вымирает как таковой, потому что работники выполняют задания из-за страха наказания.

      Российский менталитет все же предполагает оперативно-ежедневный, «подгоняющий» контроль по отклонениям в сочетании с ежеквартальными премиальными выплатами работникам, иногда — авансом. Такие «очаги» прошлого управленческого опыта еще кое-где сохраняются.

      Итак, управленческое  решение – это творческое и  волевое воздействие субъекта  управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой и анализе управленческой информации об её состоянии, направленное на достижение поставленных целей. Знание и использование признаков управленческих решений позволяет провести структуризацию стоящей перед руководителем задачи. Это позволяет более четко формулировать и решать задачи управления и способствует концентрации усилий и более эффективному расходованию средств и времени при разработке решений. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия, сопоставляя их друг с другом.  Шансы на эффективную реализацию управленческого решения так же значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают.

        

        

                                           

 

 

 

 

 

 

                                                           Приложение 1.

 
                              Этапы процесса принятия решений21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Приложение 2

 
Условия и факторы, определяющие качество управленческих решений22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Содержание основных фаз принятия и реализации решения23

Фаза

Содержание фазы

Сбор информации о  возможных проблемах

Наблюдение за внутренней средой организации. Наблюдение за внешней средой

Выявление и определение причин возникновения проблемы

Описание проблемной ситуации. Выявление организационного звена, где возникла проблема. Формулировка проблемы. Оценка ее важности

Выявление причин возникновения  проблемы

Формулирование целей  решения проблемы

Определение целей организации. Формулировка целей решения проблемы

Обоснование стратегии  решения проблемы

Детальное описание объекта. Определение области изменения переменных факторов. Определение требований к решению. Определение критериев эффективности решения

Определение ограничений

Разработка вариантов  решения

Расчленение задачи на подзадачи. Поиски идей решения по каждой подзадаче. Построение моделей и проведение расчетов. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме

Обобщение результатов по каждой подзадаче

Прогнозирование последствий  решений по каждой подзадаче

Разработка вариантов  решения всей задачи

Выбор лучшего варианта

Анализ эффективности  вариантов решения. Оценка влияния неуправляемых параметров

Корректировка и согласование решения

Проработка решения  с исполнителями. Согласование решения с функционально взаимодействующими службами. Утверждение решения

Реализация решения

Подготовка рабочего плана реализации. Его реализация. Внесение изменений в решение в ходе реализации. Оценка эффективности принятого и реализованного решения


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Авилов А. Новый взгляд на деятельность руководителя // Проблемы теории и практики управления, 2007, №5.

2.Айкс Б. От предприятия  к форме: заметки по теории  предприятия переходного периода. // Вопросы экономики, 2002, №8.

3.Ансоф И. Стратегическое управление. - М., Дело и Сервис, 2001.

4.Балашов В.В. Антикризисное управление предприятием. - М., АСТ, 2011.

5. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения. -М., Дашков и К, 2010.

6. Бондаренко Д.Ф. Механизм принятия управленческих решений. // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2012, №3. 

7. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., Юнити-Дана, 2009.

8. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. - М., Экзамен, 2012.

9. Кабаченко Т.С. Психология управления. - М., Педагогическое общество России, 2007.

10. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. - М., Юнити-Дана, 2007.

11. Кишкель Е.Н. Социология и психология управления. - М., Высшая школа, 2009.

12. Кравченко А.И. Социология управления, фундаментальный курс. - М., Академический проект, 2009.

13. Красовский П.С. Организационное поведение = Organizational behaviour. - М., Юнити, 2009.

14. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М., Дело и сервис, 2008.

15. Мерзлякова С. Бизнес: эффекты и парадоксы делегирования.//Эксперт, 2010, №11.

16. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации. - М., Кнорус, 2010.

Пирогова Е. В. Управленческие решения. – Ульяновск, УлГТУ, 2010.

17.  Стратегии бизнеса: Справочник./ / Под ред. Клейнера Г.Б.- М., Спарк, 2007.

18. Стратегический инновационный менеджмент.// Под ред. Гольдштейна Г.Я. Таганрог, ТРТУ, 2011.

19.Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. - М., Проспект, 2008.

20. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. - М., Дашков и К, 2007.

21. Щепкин А.В. Внутрифирменное управление (модели и методы) . - М., ИПУ РАН, 2005.

 

1 Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., Юнити-Дана, 2009,с. 58.

2 Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. - М., Дашков и К, 2007, с. 17.

3 Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М., Дело и сервис, 2008,с. 36.

4 Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. - М., Юнити-Дана, 2007,с. 42.

5 Ансоф И. Стратегическое управление. - М., Дело и Сервис, 2001,с. 53.

6 Щепкин А.В. Внутрифирменное управление (модели и методы) . М., ИПУ РАН, 2005,с. 118.

7 Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. - М., Проспект, 2008,с. 179.

8 Пирогова Е. В. Управленческие решения. – Ульяновск, УлГТУ, 2010,с. 23.

9 Кишкель Е.Н. Социология и психология управления. - М., Высшая школа, 2009, с. 137.

10 Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. - М., Экзамен, 2012, с. 122.

11 Кабаченко Т.С. Психология управления. - М., Педагогическое общество России, 2007,с.131.

12 Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. - М., Дашков и К, 2007,с.97.

13 Мерзлякова С. Бизнес: эффекты и парадоксы делегирования.//Эксперт, 2010, №11,с.56.

14 Кравченко А.И. Социология управления, фундаментальный курс. - М., Академический проект, 2009,с.118.

15 Балашов В.В. Антикризисное управление предприятием. - М., АСТ, 2011,с.154.

16 Балашов В.В. Антикризисное управление предприятием. - М., АСТ, 2011,с.156.

17 Кабаченко Т.С. Психология управления. - М., Педагогическое общество России, 2007,с.212.

18 Пирогова Е. В. Управленческие решения. – Ульяновск, УлГТУ, 2010,с.93.

19 Кабаченко Т.С. Психология управления. - М., Педагогическое общество России, 2007,с.67.

20 Щепкин А.В. Внутрифирменное управление (модели и методы) . - М., ИПУ РАН, 2005,с. 38.

21 Красовский П.С. Организационное поведение = Organizational behaviour. - М., Юнити, 2009,с. 117.

22 Красовский П.С. Организационное поведение = Organizational behaviour. - М., Юнити, 2009, с. 119.

23 Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. - М., Дашков и К, 2007,с. 26.




Информация о работе Механизмы принятия управленческого решения