Механизмы принятия управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Современные предприятия вынуждены функционировать в жестких условиях рыночной экономики, постоянно обостряющейся борьбы за качество продукции. В рыночной экономике предприятие само принимает решение, разрабатывает стратегию своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, слияние, ликвидация, разделение, реорганизация производственной и изменение организационной структуры управления. Предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные в условиях рынка.

Работа содержит 1 файл

механизм принятия управленческих решений.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Современные предприятия вынуждены функционировать в жестких условиях рыночной экономики, постоянно обостряющейся борьбы за качество продукции. В рыночной экономике предприятие само принимает решение, разрабатывает стратегию своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, слияние, ликвидация, разделение, реорганизация производственной и изменение организационной структуры управления. Предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные в условиях рынка. Это требует значительного расширения сферы управления, увеличения объёма и усложнения характера работ, выполняемых сотрудниками. Также возросла и ответственность за качество и своевременность принятия тех или иных решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно- технический прогресс становится в мощное орудие управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы.

Все эти особенности  определяют актуальность проблемы формирования  и принятия управленческих решений  на современном этапе развития экономики, исследования механизма принятия управленческих решений.

Под управлением любой системой понимается процесс воздействия  на нее для поддержания в определенном состоянии или перевода в новое  состояние в соответствии с присущими  данной системе объективными законами и деятельностью направленной на достижение цели. Задача субъектов управления состоит в том, чтобы, познав объективные законы, осознанно, в строгом соответствии сними воздействовать на объект.

Во все времена, а особенно в  период всеобщей нестабильности, совершенствование  процесса формирования  и принятия управленческих решений было и будет вызывать к себе повышенный интерес.

       Целью курсовой работы является выявление сущности и особенностей механизма принятия управленческих решений.

       Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать понятие управленческого решения;

2. Рассмотреть теоретические подходы  формирования  и принятия управленческих  решений;

3. Проанализировать этапы разработки  управленческого решения;

2.  Проанализировать назначение, цели и задачи, особенности этапов контроля исполнения управленческого решения

6. Рассмотреть особенности совершенствования  технологий контроля исполнения  управленческого решения. 
      Проблема принятия управленческих решений нашла отражение в работах И. Ансоффа, К. Боумена, О.С. Виханского, А.Г. Комарова, А.И. Орлова, А.А. Томпсона, Р.А. Фатхутдинова, В.Н. Федосеева и др. ученых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРОЦЕСС И ЭТАПЫ  ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 

1.1. Понятие управленческого  решения

     В процессе хозяйственно-финансовой деятельности организаций постоянно возникают ситуации, когда имеет место необходимость выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. В итоге такого выбора появляется определенное решение.

     Выбор правильного и эффективного управленческого решения представляет собой результат комплексного использования экономического, организационного, правового, технического, информационного, логического, математического, психологического и других аспектов.1

      Таким образом,  управленческие решения представляют собой способ постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую подсистему, то есть субъекта управления на объект управления. Это воздействие в конечном итоге приводит к достижению намеченных целей.

    Исходя из сказанного, можно дать следующее определение управленческого решения.

     Управленческое решение в организации представляет собой акт субъекта управления (руководителя организации или группы руководящих лиц), направленный на выбор из нескольких альтернативных вариантов развития организации одного варианта, обеспечивающего достижение намеченных целей с наименьшими издержками.2

       Все управленческие  решения можно подразделить на  два вида:

-традиционные решения, ранее неоднократно имевшие место; в этом случае следует выбрать один из уже имеющихся альтернативных вариантов;

-нетрадиционные, нестандартные управленческие решения; их выработка связана с поиском новых альтернативных вариантов.

       В связи с  этим традиционные, типичные, повторяющиеся  управленческие решения могут быть формализованы, то есть могут приниматься и осуществляться по заранее определенному алгоритму. Следовательно, формализованное управленческое решение представляет собой результат выполнения заранее установленный последовательности действий. К примеру, когда составляется график ремонта машин и оборудования, исходят из норматива, который определяет соотношение между количеством оборудования и количеством ремонтных рабочих. Так, если в механическом цехе данной организации работает сто единиц оборудования, а норматив его обслуживания - десять единиц в расчете на одного ремонтного рабочего, то в данном цехе следует содержать десять ремонтных рабочих. Далее, если решается вопрос об инвестировании средств в ценные бумаги, то делается выбор отдельных их видов исходя из того, какие ценные бумаги дают возможность получать максимальную прибыль в расчете на вложенный капитал.3

    В результате формализации принятия решений возрастает уровень эффективности управления за счет снижения вероятности допущения ошибки, а также за счет экономии времени, так как нет необходимости начиная с нуля разрабатывать данное решение.

     Вследствие этого руководство организации старается формализовать управленческие решения на случай тех ситуаций, которые систематически повторяются в деятельности данной организации. Формализация управленческих решений заключается в разработке определенных правил, инструкций, нормативов, позволяющих принять и осуществить грамотное управленческое решение.

      Наряду с повторяющимися, встречаются и нетипичные, не  встречавшиеся ранее ситуации, не  поддающиеся формализованному решению.

      Большинство управленческих решений находится между этими двумя видами, что дает возможность при принятии этих решений использовать как формализованные методы, так и собственную инициативу разработчиков этих решений.

       Вывод. Управленческое  решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления.

     Качество и эффективность  управленческих решений определяются  степенью обоснованности методологии  решения проблем, а именно подходов, принципов и методов.

1.2. Теоретические подходы формирования и принятия управленческих решений

     Современная  экономическая теория различает  4 подхода к предприятию: 

-неоклассическую теорию фирмы, 

-институциональную теорию фирмы, 

-эволюционную теорию фирмы, 

-предпринимательскую теорию фирмы. 4

       С  точки зрения неоклассической теории фирма перерабатывает ресурсы в продукты, максимизируя получаемую прибыль. Единственным критерием эффективности функционирования фирмы является прибыль.

        Неоклассическая теория базируется  на следующих предпосылках:

-распределение типов и объемов деятельности между фирмой и рынком рассматривается как заданное;

-фирма, описываемая при помощи  производственной функции, рассматривается  как преобразователь ресурсов  в продукцию; 

-рынки рассматриваются как своеобразная  система по согласованию спроса и предложения, причем основными сигналами являются цены;

-обмены (контракты) реализуются  на базе ценовой конкуренции  продавцов и покупателей, а  не на базе индивидуальных  торгов;

-споры и конфликты находятся  вне рамок экономической теории и относятся к области права.

      Все  приведенные выше положения, характеризующие  неоклассическую теорию фирмы,  могут быть сведены к двум  основным:

-фирма обладает единственным  критерием принятия решений — критерием максимизации прибыли;

-фирма обладает неограниченной возможностью получения и обработки поступающей из внешней среды информации.

      Ансофф  один из первых попытался подытожить несоответствия между неоклассической теорией и практикой менеджмента. Он выявил следующие моменты:

-возникновение новых задач,  приводящих к обесцениванию опыта  управляющих; 

-усложнение задач, вызванное  расширением рынков;

-нарастание разрыва между сложностью  задач и накопленными управленческими навыками;

-рост стратегических неожиданностей, вызванный увеличением частоты  появления новых задач. 5

       С  проблемами организационного устройства  предприятия имеет дело неоинституциональная  экономическая теория. Согласно  фирма существует, потому что имеющейся в ней нерыночный механизм распределения ресурсов действует более эффективно, чем рыночный механизм распределения ресурсов за счет экономии на трансакционных издержках. Трансакционные издержки - издержки на осуществление сделок или трансакций  являются фундаментом для институциональной теории, в то время как трансформационные издержки - издержки на трансформирование ресурсов в продукты — являются фундаментом для неоклассической теории. К сожалению, неоклассическая и институциональная теория до сих пор остаются самостоятельными направлениями. 6

       Методы  теории организационных структур  также успешно применяются при  управлении предприятием, но они  позволяют работать только с  качественными критериями.

      Эволюционная  теория фирмы считает, что у фирмы отсутствует единый критерий принятия решений. Этот критерий, отражающий исторический путь успехов и неудач фирмы, складывается в процессе ее развития и имеет динамический характер, меняясь от периода к периоду.

     Предпринимательская  модель фирмы  ставит во главу угла представление о фирме как о сфере приложения предпринимательской инициативы. Согласно предпринимательской теории вовсе не обязательно, чтобы предприниматель был в единственном числе в роли директора. Предпринимательская теория различает предпринимателей трех типов:

-макропредпринимателей, руководящих  связями предприятия с другими  организациями, деловой, административной  и технологической средой, населением;

-мезопредпринимателей, управляющих  материально-финансовыми потоками  внутри предприятия; 

-микропредпринимателей, управляющими  микрозвеньями производства.

    Поведение  предприятия в рамках данной  модели описывается взаимодействием  предпринимателей всех трех уровней.

     Управление  предприятием на основе самоорганизации  является развитием предпринимательского  подхода к управлению фирмой. Самоорганизация за счет формирования  и развития горизонтальных связей  минимизирует упущенную выгоду  при помощи оптимизации:

-структуры; 

-корпоративной культуры;

-процесса формирования, принятия  и реализации решений. 

Такая оптимизация минимизирует:

-издержки;

-трансакционные издержки;

-упущенную выгоду.

       Упущенная  выгода минимизируется, так как  горизонтальные связи перерабатывают большие объемы динамично меняющейся неформальной информации, что позволяет оперативно принимать решения с учетом особенностей ситуации.

На предприятиях обычно выделяются центры:

-дохода;

-издержек;

-прибыли. 

       «Исполнительная вертикаль способствует минимизации издержек за счет экономии на масштабе, эффективного использования ресурсов и оборудования, использования технологий и стандартов. Поэтому центры издержек в существенной мере опираются на исполнительную вертикаль. Использование горизонтальных связей в центрах издержек способствует минимизации потерь (простоев, брака, невостребованной продукции, замороженных средств).

     Горизонтальные  связи, позволяя минимизировать  упущенную выгоду, составляют основу  центров дохода и прибыли. Разумное использование исполнительной вертикали оказывается полезным и в центрах дохода и прибыли, так как ее использование способствует снижению издержек».7

      Вывод.  Механизм разработки системы   управленческих   решений  – это система видения общей направленности и структуризация  подходов  и методов исследования  управленческого   решения  и его принятия, взаимодействий  управленческих  процессов принятия  управленческих   решений  на предприятии. Современная наука в области принятия  управленческих   решений  в настоящее время переходит на качественно новый уровень, рассматриваются новые  управленческие  технологии поддержки и принятия  управленческих   решений. 

Информация о работе Механизмы принятия управленческого решения