Механизмы принятия стратегических решений в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Одной из характерных особенностей современного менеджмента является необходимость высокого профессионального уровня управленца, возросшая интеллектуализация управленческого труда. Основное предназначение менеджера — обеспечить эффективное функционирование, устойчивое развитие или выживание организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.
1.1 Стратегические решения в системе управления организацией 5
1.2 Технология подготовки принятия стратегического решения и механизмы его реализации 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ТОРИС».
2.1 Анализ и оценка хозяйственной деятельности организации 18
2.2 Процесс выбора стратегии и роль руководства в решении стратегических задач организации 22
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ.
3.1 Основные направления совершенствования разработки и принятия стратегических решений 31
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по оптимизации стратегических решений 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

Механизмы принятия стратегических решений в организации.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Воронежский филиал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа по дисциплине стратегический менеджмент. 

Вариант 11 

Механизмы принятия стратегических решений в организации. 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Флейман Е.А.

Факультет менеджмента и маркетинга (МЕН).

Четвертый курс. Дневная форма обучения.

№ личного  дела 06ММБ01647 

Преподаватель: Щевелева О.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВОРОНЕЖ – 2009г.

СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.

1.1 Стратегические решения в системе управления организацией……...…………….5

1.2 Технология подготовки принятия стратегического решения и механизмы его реализации…………………...…………..………………………………………………...9

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ  В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ТОРИС».

2.1 Анализ и оценка хозяйственной деятельности организации………....…………..18

2.2 Процесс выбора стратегии и роль руководства в решении стратегических задач организации……………………………………………………………………...……….22

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ  В ОРГАНИЗАЦИИ.

3.1 Основные направления совершенствования разработки и принятия стратегических решений………………….……………………...…………..…….……31

3.2 Экономическая эффективность мероприятий по оптимизации стратегических решений…..…………..……………...………………………………..……………….…33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...……………………………………...37

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………......38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

     Одной из характерных особенностей современного менеджмента является необходимость высокого профессионального уровня управленца, возросшая интеллектуализация управленческого труда. Основное предназначение менеджера — обеспечить эффективное функционирование, устойчивое развитие или выживание организации.

     Внешняя и внутренняя среда, в которой  функционирует организация, подвержена непрерывным изменениям, степень  значимости которых различна. Чтобы  не оказаться в ситуации водителя, не заметившего резкого поворота дороги, контроль за состоянием внешней и внутренней среды организации должен осуществляться непрерывно.

     Разработка  стратегического решения — один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела. Только профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия, реализации стратегических решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно.

     Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. Известное мнение о том, что принять решение легко – трудно принять хорошее решение, лишь подчеркивает сложность процесса разработки стратегического решения, сочетающего в себе формальные и неформальные аспекты, различающиеся степенью участия в нем человека.

     Стратегическое  решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной для решения возникшей проблемы. Проблема представляет собой сложный теоретический вопрос или практическую ситуацию (например, разница между фактическим и желательным состоянием системы), не позволяющие в данных условиях получить желательный результат. Такое несоответствие и преодолевается путем принятия стратегического решения.

     В каждой организации осуществляется разработка стратегических решений. И в каждой организации практика разработки и принятия этих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Современную организацию отличают масштабы деятельности, ее отделение от непосредственного процесса производства или оказания услуг. Благодаря современным коммуникационным технологиям резко возросли информационные потоки, возможности оперативной работы с большими массивами информации. В связи с этим разрабатываются эффективные интеллектуальные системы сопровождения, а также поддержки процесса выработки и принятия решений. Тем не менее, имеется общее, характерное для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.

    1. Стратегические решения в системе управления организацией.

      В современной науке об управлении известно достаточно много различных моделей управления организацией. Выбор той или иной из них представляет собой самостоятельную и весьма важную для успешной деятельности предприятия задачу.

     Важнейшим резервом повышения эффективности  всего общественного производства является повышение качества стратегических решений, принимаемых руководителями.

     Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.

     Решение как процесс характеризуется  тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи  с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение (ЛПР) с помощью определённых правил.

     Решение как результат выбора обычно фиксируется  в письменной или устной форме  и включает в себя план действий по достижению поставленной цели.

     Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие  признаки:

  • возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;
  • наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
  • необходимость волевого акта ЛПР при выборе решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.
  • соответственно под стратегическим решением понимается:
  • поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя;
  • конечный результат постановки и выработки стратегического решения.

     Наибольший  интерес представляет процесс принятия и реализации решений как последовательная смена взаимоувязанных стадий, этапов различных действий руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и анализа заблуждений, путей движения к цели и средств её достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого решения, источники его происхождения.

     К стратегическому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:

  • всестороннюю обоснованность решения;
  • своевременность;
  • необходимую полноту содержания;
  • полномочность;
  • согласованность с принятыми ранее решениями.

     Всесторонняя  обоснованность решения означает, прежде всего, необходимость принятия его  на базе максимально полной и достоверной  информации. Однако только этого недостаточно. Оно должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Для этого необходимо знание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающей среды. Требуется тщательный анализ ресурсного обеспечения, научно-технических возможностей, целевых функций развития, экономических и социальных перспектив предприятия, региона, отрасли, национальной и мировой экономики. Всесторонняя обоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработки научно-технической и социально-экономической информации, то есть формирования передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций.

     Своевременность стратегического решения означает, что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности и задачи социально-экономической системы. Преждевременно принятое решение не находит подготовленной почвы для его реализации и развития и может дать импульсы для развития негативных тенденций. Запоздалые решения не менее вредны для общества. Они не способствуют решению уже «перезревших» задач и ещё более усугубляют и без того болезненные процессы.

     Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы  его деятельности, все направления  развития. В наиболее общей форме стратегическое решение должно охватывать:

     а) цель (совокупность целей) функционирования и развития системы;

     б) средства и ресурсы, используемые для  достижения этих целей;

     в) основные пути и способы достижения целей;

     г) сроки достижения целей;

     д) порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями;

     е) организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.1

     Важным  требованием стратегического решения является полномочность (властность) решения – строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена и каждого уровня управления – постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием от них системы регламентации и регулирования.

     Согласованность с принятыми ранее решениями  означает также необходимость соблюдения чёткой причинно-следственной связи  общественного развития. Она необходима для соблюдения традиций уважения к закону, постановлениям, распоряжениям. На уровне отдельной фирмы она необходима для осуществления последовательной научно-технической, рыночной и социальной политики, четкого функционирования производственного аппарата.

     Если  необходимо, должны отменяться принятые ранее решения, вступившие в противоречия с новыми условиями существования системы. Появление противоречащих друг другу решений есть, прежде всего, следствие плохого познания и понимания законов общественного развития, проявления низкого уровня управленческой культуры.

     Принятие  стратегических решений требует высокого уровня профессионализма и наличия, определенных социально-психологических качеств личности, чем обладают не все специалисты, имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-10% из них.2

     Основными факторами, оказывающими влияние на качество стратегического решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.

     Обычно  в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

     При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует ”шестое чувство”, своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на неё, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.    

Информация о работе Механизмы принятия стратегических решений в организации