Механизмы менеджмента: средства и методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Механизмы менеджмента: средства и методы управления" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Тема "Механизмы менеджмента: средства и методы управления" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Механизмы менеджмента: средства и методы управления".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА МЕНЕДЖМЕНТА…….6
1.1.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….6
1.2.МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………….12
1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ МЕНЕДЖМЕНТА..................................…18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА МЕНЕДЖМЕНТА В ОАО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»…………………………………………………………………24
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЧМЗ»……………………………………24
2.2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОАО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»…………………………………………………………………32
2.3.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «ЧМЗ»………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..43
Приложение 1…………………………………………………………………………...46

Работа содержит 1 файл

Механизм менеджмента, средства и методы управления.doc

— 536.00 Кб (Скачать)

Преимущества:

  1. Возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников.
  2. Точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров).
  3. Способствует стандартизации, формализации и программированию процесса.

Недостатки:

  1. Затрудняет горизонтальное согласование.
  2. С трудом реагирует на изменение.

Рассмотрим  основные подразделения ОАО «ЧМЗ»  более подробно (приложение 1).

Юридический отдел  обеспечивает законность на предприятии, защищает интересы предприятия, выполняет договорную, претензионную и исковую работу.

Бухгалтерия формирует  полную и достоверную информацию о деятельности предприятия, обеспечивает учет наличия и движения имущества  и обязательств, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами, также осуществляет взаимодействие и разработку схемы документооборота между бухгалтерией и структурными подразделениями предприятия, осуществляет внедрение средств механизации и автоматизации учета, оказывает методическую помощь структурным подразделениям.

Экономический отдел формирует единую экономическую  политику предприятия на основе анализа  состояния и тенденций развития отрасли, осуществляет экономическое  планирование, направленное на эффективное использование всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции, анализирует экономическое состояние предприятия, совершенствует концепцию планирования расходов на осуществление деятельности предприятия, на инвестиционные программы.

Финансовый  отдел  анализирует рынок кредитных  ресурсов, рынок ценных бумаг и  инвестиций с целью обеспечения  эффективного использования финансовых ресурсов предприятия, контролирует исполнение бюджетов всех уровней и анализ бюджетных  показателей, сопровождает инвестиционные проекты, осуществляет работу по учету и анализу результатов финансово- хозяйственной деятельности предприятия, формирует управленческую отчетность.

Отдел развития персонала обеспечивает предприятие  персоналом необходимой численности и квалификации, осуществляет организацию по эффективному использованию персонала, также осуществляет поиск, подбор и отбор персонала, проводит оценку персонала, продвижение, обучение и развитие персонала

Отдел охраны труда  и техники безопасности осуществляет контроль за соблюдением работниками законов и нормативных правовых актов об охране труда, промышленной безопасности, экологической безопасности по охране окружающей среды, коллективного договора, организует профилактическую работу по предупреждению производственного травматизма, аварий, профессиональных заболеваний, информирование и консультирование работников организации по вопросам охраны труда.

Отдел маркетинга разрабатывает и реализует маркетинговую  стратегию предприятия, исследует  и анализирует рынок основной продукции предприятия, включая спрос, предложение товаров и услуг, целевых потребителей и требований, предъявляемые ими, конкурентов, каналы продвижения. Также анализирует положение предприятия на рынке, его финансово- хозяйственную деятельность и эффективность управления предприятием, на отдел возложены задачи по выявлению ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и разработке оптимальных способов их решения.

Отдел продаж организует выполнение плана продаж, обеспечивает продукцией предприятия в максимальном количестве на внутреннем и внешнем рынках, в максимально полном ассортименте, формирует стратегический и тактический план развития рынка по дальнейшему увеличению объемов производства.

Здравпункт  оказывает своевременную и квалифицированную первую медицинскую помощь сотрудникам предприятия, участвует в организации мер по профилактике заболеваемости, осуществляет непосредственный контроль за состоянием здоровья трудящихся и условиями их труда, осуществляет контроль за санитарным состоянием бытовых служебных помещений завода.

Военизированная охрана организует охрану и ведение  пропускного и внутриобъектового  режима, обеспечивающего сохранность  собственности предприятия, защищает охраняемые объекты от противоправных посягательств, предупреждает и присягает преступления и административные правонарушения на охраняемых объектах.

Данная организационная  структура полностью соответствует  требованиям предприятия и является эффективной по достижению основной цели предприятия.

2.3.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «ЧМЗ»

Процесс подбора  кадров в ОАО «ЧМЗ» осуществляется в следующей последовательности.

Сначала планируется  численность персонала на предприятии, формируется штатное расписание. Направляется заявка в СМИ, но в первую очередь задействуют внутренний резерв предприятия. На территории завода, на стендах  вывешивают информацию о вакансиях с тем, чтобы сотрудники предложили работу своим знакомым, друзьям или родственникам. Рекламу в СМИ используют во всех направлениях – бегущая строка, газеты, радио, стенды, на ярмарках вакансий.

После того, как  реклама прозвучала в СМИ кандидатам на ту или иную должность предлагают заполнить анкету, как правило, сначала  проводят собеседование, только потом  предлагают заполнить анкеты или  пройти тестирование. В анкете преимущественно используют вопросы, связанные с профессионализмом, умение неординарно мыслить и многое другое.

После собеседования  кандидата направляют непосредственно  к начальнику того или иного подразделения, куда будет определен сотрудник, который в свою очередь проверяет будущего кандидата на профессиональную компетентность, опыт.

Если начальника устраивает кандидат, то менеджер по персоналу  просит предоставить им рекомендации, отзывы с прежнего места работы, после чего сотрудника направляют в то или иное подразделение завода.

Что касается работы с кадрами, а именно работа, связанная  с адаптацией персонала, обучением  и повышением квалификации, то здесь  последовательность следующая.

В условиях нестабильности, дефицита рабочей силы необходимо создавать нормальные условия для работы, необходимо чтобы работник был обеспечен всем, чем необходимо, чтобы выполнять порученную работу.

После того, как  работника определили в то или  иное подразделение, отдел развития персонала через месяц проводит опрос, предлагается заполнить анкету удовлетворенности/неудовлетворенности трудом. После этого анализируется анкета, и принимаются меры по тем проблемам, которые наиболее часто встречаются в ответах.

Повышение квалификации осуществляется за счет предприятия и для тех сотрудников, которые действительно в этом нуждаются.

Для повышения  квалификации рабочих действует  тарифно– квалификационная комиссия, по решению которой устанавливается  каким работникам можно предоставить возможность повышать квалификацию за те или иные заслуги по предоставлению начальника цеха. На это влияют следующие факторы: стаж работы, количество отработанных лет на предприятии и многое другое.

За определенные заслуги работникам устанавливаются  различные надбавки за профессиональное мастерство, также возможно получение второй профессии (совмещение).

Повышение квалификации осуществляется раз в год. Финансирование осуществляется из бюджета завода. Способами повышения квалификации являются различные семинары, где  обмениваются опытом, различные тренинги, а также VIP – образование (для руководителей).

В управлении персоналом на ОАО «ЧМЗ»  применяются следующие методы:

  1. Организационно-административные методы управления:
    1. регулирование взаимоотношений сотрудников посредством штатного расписания, положений о структурных подразделениях,  должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;
    2. использование властных механизмов управления (издание приказов, отдача распоряжений, указаний, координация работ, контроль исполнения) при управлении  текущей деятельностью предприятия;
    3. применение дисциплинарной ответственности и взысканий (замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности, увольнение).
  2. Экономические методы управления:
    1. оплата труда персонала, включающая в себя: должностные оклады руководителей, специалистов, служащих и вспомогательных рабочих, тарифные ставки основных рабочих повременщиков;
    2. премия и вознаграждения по итогам работы, надбавки.

В соответствии с ТК РФ организация самостоятельно устанавливает вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и должностных окладов, а также формы материального поощрения.

На данном предприятии  ОАО «ЧМЗ» применяются две  системы оплаты труда: сдельно –  премиальная и повременно- премиальная.

Положение о  выплате персональных надбавок предусматривает дополнительное материальное стимулирование усиления заинтересованности работников в выполнении трудовых функций при оптимальных затратах средств, максимальном использование своих творческих способностей и возможностей, повышении эффективности производства и качества работ

Персональные  надбавки могут назначаться руководящим  работникам, руководителям, специалистам и другим служащим за личные профессиональные качества, позволяющие успешно реализовывать  задачи и функции, возложенные на ОАО «Челябинский механический завод», соответствующее профессиональное образование и опыта работы по специальности, за высокие деловые качества работника при исполнение своих обязанностей, за дополнительный объем работ не предусмотренный функциональными обязанностями, за выполнение непредвиденных работ, возникших в результате нештатных ситуаций (аварий поломок, срыва технологического процесса и графиков работы), за достигнутые результаты работы.

Выплата вознаграждения по итогам работы за отчетный период основному персоналу ОАО «ЧМЗ» выплачивается из фонда, образуемого за счет:

  • прибыли, вызванной экономией ФОТ по результатам основной деятельности;
  • прибыли (доходов) от оказания дополнительных услуг сторонним организациям.

Премирование  за основные результаты деятельности вводится в целях усиления материальной заинтересованности рабочих в выполнении производственных заданий, повышения эффективности производства и производительности труда, ускорения внедрения достижений науки и техники, передового производственного опыта, улучшения качества и конечных результатов работы, более полного использования ресурсов для производства продукции предприятия.

Премирование  за основные результаты деятельности осуществляется по результатам  работы за месяц, премия начисляется на оплату по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам за фактически отработанное время. Премиальное вознаграждение за работу в нерабочие праздничные и выходные дни, сверхурочное время начисляется в одинарном размере.     

Существующая система оплаты труда на предприятии ОАО «ЧМЗ» (повременно - премиальная) не позволяет достигать положительных экономических результатов, так как труд персонала, при данной системе оплаты, на прямую не зависит от финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Очевидно что, существующая в организации система  премирования также не стимулирует  работника к повышению эффективности  производства, снижению затрат, увеличению производительности, улучшению обслуживания потребителей, безаварийной работы и быстрого реагирования на конкретные ситуации. Так как на самом деле она неизменна  и не зависит от величины трудового вклада работника. Они стали привычными, не меняются из года в год и выплачиваются регулярно, каждый месяц. Они стали неотъемлемой частью заработной платы. Такой способ оценки порождает стремление рабочего как можно меньше за ту же зарплату сделать. Вся система трудовой мотивации, существующая на данном предприятии, действует в противоречие своей сути.

Следовательно, заработная плата и существующая система мотивации труда не является стимулом к высокопроизводительному труду, так как в действительности не установлена зависимость зарплаты и премий от качества и количества труда, от производительности и  прибыли.

SWOT – анализ деятельности ОАО «ЧМЗ

Любая организация  обладает сильными и слабыми сторонами. Проведем SWOT-анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны нашей организации, а также потенциальные возможности и угрозы.

Идея SWOT – анализа заключается в следующем:

  • применение усилий для превращения слабостей в силу и угрозы в возможности;
  • развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

SWOT- анализ деятельности ОАО «ЧМЗ» представлен в табл. 2.

Таблица 2

SWOT – анализ деятельности ОАО «ЧМЗ»

Сильные

  1. наличие современных технологий, нововведений;
  2. хорошая репутация;
  3. наличие постоянных покупателей и поставщиков;
  4. стабильное положение на рынке.

 

Слабые

  1. большие потери от брака;
  2. рост текучести кадров;
  3. нехватка молодых специалистов;
  4. не совершенная система мотивации;
  5. конфликты;
  6. неудовлетворенность персонала системой мотивации;
  7. отсутствие информации о результатах деятельности ОАО «ЧМЗ».

Возможности

  1. увеличение спроса на данную продукцию, в связи с ростом строительной отрасли;
  2. стратегия диверсификации по продукту.

 

Угрозы

  1. Появление новых конкурентов;
  2. Снижение платежеспособности заказчиков;
  3. Высокие транспортные расходы (повышение тарифов);
  4. Изменение уровня цен на поставляемые материальные ресурсы;
  5. изменение налоговой системы.

Информация о работе Механизмы менеджмента: средства и методы управления