Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

В условиях глобализации рыночных отношений, постоянно возрастает роль научно-технического прогресса в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик, поэтому ускоренное развитие инновационной сферы деятельности приобретает стратегическое значение.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности
Понятие и сущность государственной инновационной политики
Основные направления государственной поддержки инноваций
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов
Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов
Косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов
Финансирование инновационной деятельности
Глава 2. Анализ механизмов государственного регулирования инновационной деятельности в США
Законодательные механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США
Государственное финансирование НИОКР
Роль федеральной контрактной системы и других государственных институтов
Налоговые кредиты и амортизационная политика
Поддержка кластеров, венчуров и малого бизнеса в инновационном развитии
Другие косвенные инструменты поддержки создания новшеств
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсова.docx

— 64.14 Кб (Скачать)
  • инвестиции в объединения компаний стартового капитала, обеспечивающих финансирование разработки экспериментальных образцов продукции или процессов предприятиями малого бизнеса;
  • проведение маркетинговых и технико-экономических исследований для новых продуктов или процессов;
  • разработки бизнес-планов создания и производства новой продукции и услуг.

Также в контексте улучшения  предпринимательского климата представителями  научно-технических и деловых  кругов признается важность для корпораций США списывать текущие расходы  на собственные НИОКР и исключать  их из суммы годовой прибыли корпораций, подлежащей налогообложению, а также  проводить ускоренную амортизацию  их основного капитала — производственных фондов.

 

2.5 Поддержка кластеров, венчуров и малого бизнеса в инновационном развитии

 

Опыт США показывает, что экономическое  развитие регионов зависит от сложной  системы взаимосвязанных факторов, среди которых территориальное  расположение и высококвалифицированный  персонал играют немаловажную, однако не исключительную роль. Кроме того, ни отраслевая структура, ни наличие новых высокотехнологичных отраслей не определяют в полной мере экономический рост региона. Анализ показывает, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались так называемые промышленные или инновационные кластеры — комплексы предприятий (промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений), органов государственного управления, профсоюзов общественных организаций и пр. на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. Эти комплексы выступают альтернативой секторальному (отраслевому) подходу.

Высокую конкурентоспособность и  стабильный экономический рост прежде всего определяют факторы, стимулирующие  распространение новых технологий, прежде всего характер и структура  взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности. Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной  активности формируются на основе диверсификации межсекторальных (межотраслевых) связей. Разнообразие различных источников технологических знаний и связей облегчает комбинацию факторов производства и становится предпосылкой любой  инновации.

Территориальные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе определенную устойчивую систему распространения  новых знаний, технологий и продукции  — так называемую технологическую  сеть. Они опираются на совместную научную базу. Предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение  инноваций. Важной особенностью таких  кластеров является наличие в  их структуре гибких предпринимательских структур малого бизнеса, позволяющих формировать так называемые инновационные «точки роста».

Территориальные промышленные кластеры имеют чрезвычайно важное значение для развития предпринимательства  по нескольким причинам. Прежде всего  они дают возможность фирмам иметь  высокую степень специализации. Это позволяет предпринимателям создавать новые фирмы, обслуживающие  конкретную промышленную нишу. При  этом меньшая степень вертикальной интеграции структур внутри кластера облегчает вхождение в кластер  новых фирм. В кластерных структурах облегчается доступ к капиталу, т.к. географическая концентрация фирм имеет  большую притягательную силу для  «ангелов бизнеса» и венчурных капиталистов, многие из которых сделали свою карьеру  в расположенных в этих кластерах  отраслях промышленности. Близость большого количества фирм облегчает обмен  идеями и передачу знаний от специалистов входящих в кластер фирм, начинающих свое собственное дело.

Задача формирования и укрепления региональных инновационных кластеров  в США была поставлена в число  важнейших национальных приоритетов  в последнем докладе Национального  совета по конкурентоспособности США 2001 г. В нем говорится: «В эпоху, когда  национальные границы становятся менее  важными по мере глобального движения капитала, технологий и таланта, двигатели  инноваций, как никогда, приобретают  локальный характер».

Важным направлением государственной  поддержки на всех уровнях является содействие развитию венчурного предпринимательства. Эффективность венчурного бизнеса  в США подтверждается примерами  успешного развития предприятий  ведущих промышленных отраслей. Так, большинство компаний в области  компьютерной техники и технологий, уже являющихся ведущими в этой области, такие, например как Hewlett Packard, были профинансированы в свое время венчурными фондами. В США обороты предприятий, пользующихся поддержкой венчурного капитала, растут быстрее, чем у 500 крупнейших (по списку журнала «Fortune») американских промышленных компаний. Успех этих фирм обусловлен тем, что они осуществляют более высокие расходы на НИОКР в расчете на одного работающего.

Принципиальная схема механизма  венчурного финансирования такова. Венчурный  фонд или управляющая компания от его имени приобретает долю (пакет  акций) венчурного предприятия по их минимальной стоимости и вводит в его орган управления своих  представителей, являющихся, как правило, профессиональными менеджерами. Последние  принимают активно участие в  регулировании инновационного процесса и контроле за расходованием средств. Так обеспечивается блокирующий  пакет венчурного инвестора при  сохранении свободы предпринимательской  инициативы основных владельцев предприятия.

Анализ практики венчурного инвестирования в США показал, что, несмотря на то, что венчурное инвестирование продолжительно по сроку (венчурное предпринимательство  по высокотехнологичным проектам охватывает в среднем 5-7 лет, что требует политической и экономической стабильности в  стране) и характеризуется повышенными  рисками, оно соответственно отличается более высокими доходами на капитал. Венчурные инвестиции в предприятия, акции которых, как правило, не зарегистрированы на фондовой бирже и не участвуют  в свободном обращении на фондовом рынке, используются преимущественно  для проведения НИОКР, увеличения оборотного капитала, приобретения новых компаний или улучшения структуры баланса  для получения инвесторами прибыли  после выхода акций венчурных  предприятий на фондовый рынок или  продажи доли в предприятии.

Наиболее активными участниками  рынка венчурного бизнеса являются частные инвесторы и крупные  финансовые организации, образующие венчурные  фонды и нанимающую управляющую  компанию, которая от имени инвесторов осуществляет инвестиции, как правило, во вновь созданные малые и средние предприятия, ориентированные на освоение новых технологий.

В случае финансирования стратегически  важных высокотехнологичных и наукоемких проектов в США используются схемы  партнерского участия государства  и частных инвесторов, реализуемые, в частности, посредством создания специальных венчурных фондов. Эти  фонды образуются на паритетных началах  с одной стороны, за счет равных по сумме средств, бюджетных, а с  другой, банков, страховых компаний, пенсионных фондов и иных финансовых институтов.

Отдельного рассмотрения заслуживает  всеобъемлющая система государственной  поддержки малого бизнеса в США, координируемая федеральным органом  — Администрацией малого бизнеса. Малый  бизнес в США, особенно инновационный, выступает одним из важнейших  факторов динамизма и стабильности американской рыночной модели. В 1994 г. почти 4 млн. частных предприятий  имели число занятых от одного до четырех человек, а на предприятиях с персоналом до 20 человек было занято свыше 25 млн. работников.

 

2.6 Другие косвенные инструменты поддержки создания новшеств

 

Эффективное участие государства  в процессах укрепления конкурентоспособных  позиций частного сектора промышленности США обусловливает активное использование  широкого набора косвенных средств  регулирования НТП для привлечения  частных инвестиций в сферу науки  и технологий. К числу таких  средств прежде всего относятся  следующие.

Внешнеторговая политика. Внешнеторговая политика заключается в регулировании  и стимулировании экспорта и прямых иностранных инвестиций или же ограничении  доступа американских компаний к  иностранным технологиям и ограничении  иностранных инвестиций в национальные исследования и разработки.

Регулирование используемых нормативов. Это средство является эффективным  инструментом стимулирования частных  инвестиций в инновации. При этом такое регулирование должно быть гибким и учитывать возможные  последствия, в частности в области  экологии.

Упрощение разработки стандартов. Стимулирование установления коммерчески опробованных стандартов (в отличие от директивно устанавливаемых) способствует процессу инновационного развития и развитию рынка.

Законодательство об охране интеллектуальной собственности. Патентная политика и политика в области авторских  прав является интегральной частью федеральной  технологической политики при создании государственно-частных партнерств.

Федеральная контрактная система. Громадная покупательная способность  государства является мощным рычагом  для создания новых высокотехнологичных  рынков. В рамках партнерств государство  может выступать также заказчиком научно-технологической продукции  и услуг.

Антимонопольное законодательство и  политика в области конкурентоспособности. Глобализация и другие факторы изменили природу современной конкуренции. Политики учитывают международную  конкуренцию и новые, кроме ценовых, конкурентные параметры. При этом расширяются  условия создания новых технологических  партнерств.

Анализ научно-технологической  политики и достижение консенсуса при  ее формировании. Учет мнений различных  общественных кругов при выработке  государственной научно-технической  политики является очень важной отличительной  чертой системы формирования государственной  научно-технологической политики США.

 

 

Заключение

 

Подводя итоги следует отметить, что необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.

Методы  воздействия государства в области  инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Исходя  из всего, что было сказано в работе, можно сделать вывод о том, какой должна быть инновационная  политика государства (на примере США).

Для проведения эффективной политики необходимы:

  • активизация деятельности государственных предприятий, различных ведомств, АО и других структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику государства изобретений и других нововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы по стимулированию инновационной деятельности.
  • создание общегосударственного центра, занимающегося проблемами передачи технологии (по аналогии с Национальным институтом стандартов Министерства торговли США).
  • разработка программ по использованию передовых технологий, которую следует поручить соответствующему ведомству, тесно связанному с проблемами конверсии. Из-за недостатков нормативно-правовой базы и отсутствия необходимых финансовых средств программы по разработке и реализации передовых технологий очень часто так и остаются программами, не претворяясь в жизнь (за исключением особо важных для государства программ – секретные разработки, оборона и т.д.)
  • формирование инновационной инфраструктуры, которая может включать акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, представленных в данном консорциуме;
  • выпуск специальных изданий, регулярно публикующих информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для экономики.

 

 

Список литературы

 

  1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер,2001 - 304 с.
  2. Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007. - 512 с.
  3. Гринев В.ф. Инновационный менеджмент. - К.: МАУП, 2001. - 152 с.
  4. Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.– М.: Проспект, 2007. – 128 с.
  5. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. –М.: ИНФРА-М, 2004.–295 с.

Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. –  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 446 с.

  1. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 127 с.
  2. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2007.– 238 с.
  3. Хотящева О. М. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 230 с.
  4. Васильев Ю.П.Развитие инновационной деятельности в США, или как удвоить ВВП. Серия: Мировая экономика. Зарубежные страны и Россия. 2005.
  5. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (Формы, методы, механизмы) / Под. ред. И.Е. Рудаковой. М.: МГУ, 1999.
  6. Хотяшева О. Организационные формы управления инновационной деятельностью американских компаний / О. Хотяшева // Проблемы теории и практики управления, 1997. - 6. - С. 58-63.
  7. Современные Соединенные Штаты Америки. - М.: Политиздат. - 1988.

Информация о работе Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США