Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:07, курсовая работа
В условиях глобализации рыночных отношений, постоянно возрастает роль научно-технического прогресса в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик, поэтому ускоренное развитие инновационной сферы деятельности приобретает стратегическое значение.
Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности
Понятие и сущность государственной инновационной политики
Основные направления государственной поддержки инноваций
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов
Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов
Косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов
Финансирование инновационной деятельности
Глава 2. Анализ механизмов государственного регулирования инновационной деятельности в США
Законодательные механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США
Государственное финансирование НИОКР
Роль федеральной контрактной системы и других государственных институтов
Налоговые кредиты и амортизационная политика
Поддержка кластеров, венчуров и малого бизнеса в инновационном развитии
Другие косвенные инструменты поддержки создания новшеств
Заключение
Список использованной литературы.
Закон
о развитии инноваций в малом
бизнесе, 1982г. ("Small Bussiness Innovation Development
Act of 1982; Public Law 97-219) стал следующим этапом
в формировании правовых норм партнерства
государственного и частного сектора.
На основе этого была принята программа
Small Business Innovation Research (SBIR), следуя идеям
научно-технологической
Закон о процедурах патентования в университетах и малом бизнесе, 1980 г. (University and Small Business Patent Procedure Act of 1980), реформировал государственную патентную политику. Закон давал право университетам и малому бизнесу, заключившим контракт с каким-либо федеральным ведомством на проведение НИОКР за счет федеральных ассигнований, самим патентовать изобретения полученные в рамках выполнения этих работ. Закон также давал право федеральному ведомству, финансировавшему НИОКР, предоставлять эксклюзивную лицензию в качестве гранта на "свою технологию" частным фирмам. Предпочтение должно было отдаваться университетам и малым фирмам.
Закон о национальных кооперативных исследованиях, 1984г. (National Cooperative Research Act of 1984; Public Law 98-462) уменьшил "антитрестовские барьеры" для проведения совместных (кооперативных) федеральных и промышленных исследований, что привело к образованию нескольких сотен консорциумов, занимающихся НИОКР.
Закон о трансфере федеральных технологий, 1986г. (Federal Technology Transfer Act of 1986; Public Law 99-502) был направлен на совершенствование сотрудничества частного и государственного секторов. Согласно этому закону университетам, федеральным лабораториям, частным фирмам, консорциумам и правительствам штатов было предоставлено право заключать кооперативные соглашения на проведение совместных НИОКР. Данный законодательный акт дал возможность доступа всем заинтересованным фирмам США к научно-технологическим ресурсам федеральных лабораторий. Закон определил и ограничения, связанные с национальной безопасностью. Закон о трансфере федеральных технологий предусматривает также, что при коммерциализации технологии может использоваться важная коммерческая информация. Закон о трансфере федеральных технологий определяет, что коммерческая или торговая информация не должна раскрываться не участвующему в работе конкуренту и должны сохраняться в течение 5 лет.
Всеобъемлющий Закон по торговле и конкуренции, 1988г. (Omnibus Trade and Competitiveness Act of 1988; Public Law 100-418) закрепил создание центров трансфера промышленных технологий и промышленных услуг при условии тесного сотрудничества государственного и частного секторов экономики для обеспечения полного использования результатов НИОКР.
Закон "О финансировании Национального института стандартов и технологий в 1989 финансовом году (National Institute of Standards and Technology Authorization Act for FY 1989; Public Law 100-519) закрепил право разработчиков программного обеспечения на получение соответствующего вознаграждения и прояснил права приглашенных изобретателей в отношении получения роялти.
2.2 Государственное
Использование средств государственного бюджета является главным финансовым инструментом научно-технической политики. Государство берет на себя от одной пятой до половины национальных научных расходов в развитых странах. В США в 1998 г. доля государства в расходах на НИОКР сократилась до 30% по сравнению с более чем 50% в начале 80-х г.г. Тем не менее, с 2000г. государственный бюджет на НИОКР в стране ежегодно увеличивались в среднем на 3,5% (в реальном выражении). В США три четверти от произошедшего за 2001- 2005г.г. прироста государственного бюджета США на НИОКР приходится на оборонные исследования и разработки. В 2009 г. средства государственного сектора составили 30,2% от совокупных затрат на НИОКР в США.Таким образом, государство берет на себя достаточно существенную долю в финансировании НИОКР.
Расходы федерального бюджета США на науку и НИОКР (в млрд. долл.)
2001 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |
Всего |
86,8 |
112,5 |
121,9 |
126,6 |
131,6 |
141 |
144,3 |
151,1 |
Национальная безопасность |
45,7 |
63 |
69,6 |
74 |
78 |
81,7 |
83,4 |
86,1 |
Здравоохранение |
20,8 |
26,5 |
28,3 |
28,8 |
28,8 |
29,5 |
29,2 |
31 |
Космические исследования (NASA) |
6,1 |
7,4 |
7,6 |
7,3 |
8,2 |
11,5 |
12,2 |
10,9 |
Энергетика |
1,3 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
1,8 |
2,3 |
2,8 |
Природные ресурсы и экология |
2,1 |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
2,1 |
1,9 |
1,9 |
2,1 |
Фундаментальная наука |
5,5 |
6,1 |
6,5 |
6,6 |
6,7 |
7,2 |
7,8 |
7,8 |
Транспорт |
1,6 |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
1,5 |
1,4 |
0,9 |
Сельское хозяйство |
1,7 |
1,7 |
1,8 |
1,8 |
1,9 |
1,8 |
1,6 |
2,4 |
2.3 Роль федеральной контрактной системы и других государственных институтов
Следует также отметить, что выполнение
государственных заказов на создание
новой техники и технологии, проведение
гражданских и военных программ
НИОКР рассматриваются
В качестве общих направлений
В настоящее время вопросы
В частности, УТП рассматривало
и подготавливало рекомендации по решению
проблемы увеличивающейся потребности
США в квалифицированных
Одним из механизмов, которые УТП
использует для формирования политики
в области
УТП осуществляет мониторинг научной
и технологической политики зарубежных
стран с целью определения
интересов и позиций
2.4 Налоговые кредиты и амортизационная политика
Члены Совета по конкурентоспособности США считают, что целью государственной политики США в области создания благоприятного инновационного и предпринимательского климата должно быть поощрение самостоятельного финансирования НИОКР частным сектором. Государственное регулирование должно поощрять, а не мешать проведению НИОКР частным сектором США. При этом необходимо проводить оценку стоимости мер государственного регулирования и получаемых от его использования эффектов. Примером нерациональной политики может служить использование Администраций по продовольствию и лекарственным средствам нормативов, резко увеличивающих стоимость клинических испытаний лекарственных препаратов и медицинского оборудования. Американские экономисты также отмечают как нерациональное требование казначейства к ТНК, выдвигаемое для поощрения НИОКР за рубежом, рассматривать часть расходов на НИОКР, проводимых в стране, как расходы на НИОКР, проводимые за рубежом.
В связи с этим важную роль помимо прямых методов — капиталовложений федерального бюджета в науку и технику — должны играть и косвенные.
Ярким примером скоординированного использования
косвенных средств
К главным косвенным способам поощрения
инновационной активности относятся
налоговые кредиты и льготное
налогообложение для
Информация о работе Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США