Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

В условиях глобализации рыночных отношений, постоянно возрастает роль научно-технического прогресса в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик, поэтому ускоренное развитие инновационной сферы деятельности приобретает стратегическое значение.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности
Понятие и сущность государственной инновационной политики
Основные направления государственной поддержки инноваций
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов
Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов
Косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов
Финансирование инновационной деятельности
Глава 2. Анализ механизмов государственного регулирования инновационной деятельности в США
Законодательные механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США
Государственное финансирование НИОКР
Роль федеральной контрактной системы и других государственных институтов
Налоговые кредиты и амортизационная политика
Поддержка кластеров, венчуров и малого бизнеса в инновационном развитии
Другие косвенные инструменты поддержки создания новшеств
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсова.docx

— 64.14 Кб (Скачать)

Закон о развитии инноваций в малом  бизнесе, 1982г. ("Small Bussiness Innovation Development Act of 1982; Public Law 97-219) стал следующим этапом в формировании правовых норм партнерства  государственного и частного сектора. На основе этого была принята программа Small Business Innovation Research (SBIR), следуя идеям  научно-технологической политики 80-х. гг., что малый бизнес является двигателем экономического роста. Закон обязывал Федеральные агентства США выделять ассигнования малому бизнесу на проведение НИОКР. В 1983 г. доля выделяемых средств  составляла 0,2% от федеральных инвестиций в НИОКР, в 1995г. - 2%, а в 1997 г. - 2,5% (около 1 млрд. долларов).

 Закон о процедурах патентования в университетах и малом бизнесе, 1980 г. (University and Small Business Patent Procedure Act of 1980), реформировал государственную патентную политику. Закон давал право университетам и малому бизнесу, заключившим контракт с каким-либо федеральным ведомством на проведение НИОКР за счет федеральных ассигнований, самим патентовать изобретения полученные в рамках выполнения этих работ. Закон также давал право федеральному ведомству, финансировавшему НИОКР, предоставлять эксклюзивную лицензию в качестве гранта на "свою технологию" частным фирмам. Предпочтение должно было отдаваться университетам и малым фирмам.

 Закон о национальных кооперативных исследованиях, 1984г. (National Cooperative Research Act of 1984; Public Law 98-462) уменьшил "антитрестовские барьеры" для проведения совместных (кооперативных) федеральных и промышленных исследований, что привело к образованию нескольких сотен консорциумов, занимающихся НИОКР.

 Закон о трансфере федеральных технологий, 1986г. (Federal Technology Transfer Act of 1986; Public Law 99-502) был направлен на совершенствование сотрудничества частного и государственного секторов. Согласно этому закону университетам, федеральным лабораториям, частным фирмам, консорциумам и правительствам штатов было предоставлено право заключать кооперативные соглашения на проведение совместных НИОКР. Данный законодательный акт дал возможность доступа всем заинтересованным фирмам США к научно-технологическим ресурсам федеральных лабораторий. Закон определил и ограничения, связанные с национальной безопасностью. Закон о трансфере федеральных технологий предусматривает также, что при коммерциализации технологии может использоваться важная коммерческая информация. Закон о трансфере федеральных технологий определяет, что коммерческая или торговая информация не должна раскрываться не участвующему в работе конкуренту и должны сохраняться в течение 5 лет.

 Всеобъемлющий Закон по торговле и конкуренции, 1988г. (Omnibus Trade and Competitiveness Act of 1988; Public Law 100-418) закрепил создание центров трансфера промышленных технологий и промышленных услуг при условии тесного сотрудничества государственного и частного секторов экономики для обеспечения полного использования результатов НИОКР.

 Закон "О финансировании Национального института стандартов и технологий в 1989 финансовом году (National Institute of Standards and Technology Authorization Act for FY 1989; Public Law 100-519) закрепил право разработчиков программного обеспечения на получение соответствующего вознаграждения и прояснил права приглашенных изобретателей в отношении получения роялти.

 

2.2 Государственное финансирование  НИОКР

 

Использование средств государственного бюджета  является главным финансовым инструментом научно-технической политики. Государство  берет на себя от одной пятой до половины национальных научных расходов в развитых странах. В США в 1998 г. доля государства в расходах на НИОКР сократилась до 30% по сравнению с более чем 50% в начале 80-х г.г. Тем не менее, с 2000г. государственный бюджет на НИОКР в стране ежегодно увеличивались в среднем на 3,5% (в реальном выражении). В США три четверти от произошедшего за 2001- 2005г.г. прироста государственного бюджета США на НИОКР приходится на оборонные исследования и разработки. В 2009 г. средства государственного сектора составили 30,2% от совокупных затрат на НИОКР в США.Таким образом, государство берет на себя достаточно существенную долю в финансировании НИОКР.

 

Расходы федерального бюджета США на науку и НИОКР (в млрд. долл.)

 

2001 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Всего

86,8

112,5

121,9

126,6

131,6

141

144,3

151,1

Национальная безопасность

45,7

63

69,6

74

78

81,7

83,4

86,1

Здравоохранение

20,8

26,5

28,3

28,8

28,8

29,5

29,2

31

Космические исследования (NASA)

6,1

7,4

7,6

7,3

8,2

11,5

12,2

10,9

Энергетика

1,3

1,4

1,3

1,3

1,2

1,8

2,3

2,8

Природные ресурсы и экология

2,1

2,2

2,2

2,2

2,1

1,9

1,9

2,1

Фундаментальная наука

5,5

6,1

6,5

6,6

6,7

7,2

7,8

7,8

Транспорт

1,6

1,9

1,9

1,8

1,7

1,5

1,4

0,9

Сельское хозяйство

1,7

1,7

1,8

1,8

1,9

1,8

1,6

2,4


 

2.3 Роль федеральной контрактной системы и других государственных институтов

 

Следует также отметить, что выполнение государственных заказов на создание новой техники и технологии, проведение гражданских и военных программ НИОКР рассматриваются федеральным  законодательством как важнейшая  экономическая функция государства. В рамках этого законодательства государство предоставляет частным  корпорациям, его подрядчикам и  бесприбыльным корпорациям широкий  диапазон льгот и преимуществ  по сравнению с корпорациями, оперирующими на общенациональном рынке. Постоянно  поддерживая уровень конкуренции  на своем рынке, государство предоставляет  корпорациям-подрядчикам — исполнителям программ НИОКР, — следующие права: безвозмездного использования промышленного  оборудования и научных лабораторий  государства, экспериментальных и  научно-исследовательских стендов; льготы на покупку сырья, материалов и других видов товаров промышленного  и непромышленного назначения на частном рынке; приобретения сырья  и материалов по льготным ценам от государственных ведомств и из государственных фондов; особой налоговой скидки на прибыли корпораций; авансовые платежи по заказам; досрочной амортизации основных фондов; займы и авансы под заказ, безвозмездной аренды государственной земельной собственности; расходования средств на «собственные НИР», относимые на общую стоимость государственного гражданского и военного контракта на НИОКР (от 10 до 12%); перестройки производства и профессиональной переподготовки кадров при переходе на новый государственный научно-технический или военно-технический заказ или на выпуск новой гражданской или военной продукции с оплатой всех затрат, связанных с подобной структурной перестройкой производства либо передислокацией предприятий или научных центров в другие районы на территории США; приобретения сырья, материалов, промышленного оборудования, приборов и научных инструментов за рубежом, если они по своему уровню превышают соответствующие образцы США; переподготовки научно-технического и производственного персонала и специалистов на зарубежных фирмах, в научно-исследовательских центрах или университетах в связи с выполнением государственных программ НИОКР. Все эти расходы списываются на общую сумму государственного заказа, выполняемого данной фирмой или университетом, как «допустимые по закону» или «согласованные по контракту».

В качестве общих направлений государственной  политики по поддержке предпринимательства  в инновационной сфере Национальная ассоциация губернаторов США выделяет следующие:

  • обеспечение доступности финансовых инвестиционных средств,
  • оказание технического содействия,
  • совершенствование регулирования в области ценных бумаг,
  • упрощение процедур регистрации и лицензирования,
  • реформирование схем регулирования предпринимательства,
  • создание интеллектуального капитала в университетах штатов,
  • формирование промышленных кластеров,
  • создание благоприятной налоговой среды,
  • совершенствование системы обучения предпринимателей,
  • информационное обеспечение предпринимателей,
  • обеспечение общественного признания заслуг предпринимателей.

В настоящее время вопросы повышения  конкурентоспособности промышленности США входят в круг ведения многих федеральных органов управления НТП. Не вдаваясь в исследование организации  федерального управления развитием  науки и технологий в США, отметим, что одним из главных органов  в структуре федеральных органов  США, прямо занимающихся вопросами  промышленной конкурентоспособности  и формированием инновационной  системы США, кроме Совета по конкурентоспособности  США, является Управление по технологической  политике (УТП) министерства торговли США. Этот орган служит форумом для  обсуждения ключевых вопросов в этой области на общенациональном уровне. Здесь вырабатываются предложения  по разработке соответствующей государственной  политике и законодательства, направленные на улучшение предпринимательского климата и развитие инновационной  деятельности.

В частности, УТП рассматривало  и подготавливало рекомендации по решению  проблемы увеличивающейся потребности  США в квалифицированных специалистах в области информационных технологий; проводило всестороннюю оценку конкурентоспособности  различных отраслей промышленности США, что послужило для различных  федеральных исполнительных органов  и Конгресса США основой для  разработки политики стимулирования конкурентоспособности  в этих отраслях. УТП подготовило, в частности, доклады, оценивающие  уровень конкурентоспособности  широкого круга промышленных отраслей США: химической и биотехнологической отраслей, производства автомобилей, стали, а также в области обеспечения  защиты окружающей среды. В вопросах оценки эффективности государственной  экономической, нормативно-правовой, торговой и иной политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности и устранение барьеров на пути технологического развития и коммерциализации результатов исследований и разработок, УТП работает в тесной кооперации с промышленностью. В 90-х гг. в промышленности США были разработаны направления политики в области ценных бумаг, задолженностей предприятий, антитрестовского регулирования и финансирования создания и освоения (коммерциализации) технологий и влияния этих вопросов на инновационный процесс.

Одним из механизмов, которые УТП  использует для формирования политики в области конкурентоспособности  промышленности, является программа  Инновационного партнерства США (US Innovation Partnership Initiative). Эта программа  нацелена на мобилизацию всех ресурсов промышленности США, академической  общины, федеральных, штатных и местных  органов власти для согласования различных дополняющих друг друга  программ в области инновационного развития.

УТП осуществляет мониторинг научной  и технологической политики зарубежных стран с целью определения  интересов и позиций промышленности США на мировом научно-технологическом  рынке, уровня и путей повышения  ее конкурентоспособности.

 

2.4 Налоговые кредиты и амортизационная политика

 

Члены Совета по конкурентоспособности  США считают, что целью государственной  политики США в области создания благоприятного инновационного и предпринимательского климата должно быть поощрение самостоятельного финансирования НИОКР частным сектором. Государственное регулирование  должно поощрять, а не мешать проведению НИОКР частным сектором США. При  этом необходимо проводить оценку стоимости  мер государственного регулирования  и получаемых от его использования  эффектов. Примером нерациональной политики может служить использование  Администраций по продовольствию и  лекарственным средствам нормативов, резко увеличивающих стоимость клинических испытаний лекарственных препаратов и медицинского оборудования. Американские экономисты также отмечают как нерациональное требование казначейства к ТНК, выдвигаемое для поощрения НИОКР за рубежом, рассматривать часть расходов на НИОКР, проводимых в стране, как расходы на НИОКР, проводимые за рубежом.

В связи с этим важную роль помимо прямых методов — капиталовложений федерального бюджета в науку  и технику — должны играть и  косвенные.

Ярким примером скоординированного использования  косвенных средств государственного регулирования НТП является разработка и реализация Программы национальной информационной инфраструктуры США  и технологий Интернет. Разработка этой программы проводилась не традиционными  ранее методами директивного администрирования. Роль государства не сводилась только к государственному финансированию и разработке необходимых организационных  структур и процедур — почти каждый государственный орган или ведомство  имел и имеет право участвовать  как в разработке программы, так  и в совершенствовании или  изменении отдельных ее направлений.

К главным косвенным способам поощрения  инновационной активности относятся  налоговые кредиты и льготное налогообложение для корпораций, осуществляющих государственные или  собственные программы НИОКР. Налоговый  кредит — это право списания затрат на НИОКР (при условии если корпорация увеличила свои расходы на НИОКР  в течение 3-х предшествующих лет  хотя бы на 5%) в виде трехкратного исключения этих расходов из суммы годовой прибыли  корпорации, подлежащей федеральному налогообложению. Американские эксперты признают целесообразность сделать  налоговый кредит на средства, вкладываемые в НИОКР, постоянным, и использовать его для стимулирования образования  научно-технологических партнерств и консорциумов. Налоговый кредит должен оказывать стимулирующее воздействие на эффективное проведение в университетах долгосрочных исследований, критически важных для промышленности. Налоговый кодекс должен использоваться для отслеживания тенденций к увеличению числа краткосрочных исследований в общем объеме научных работ, заказываемых частными фирмами университетам. Налоговые кредиты имеют позитивное влияние на ранних стадиях развития фирм. Сегодня в некоторых штатах используются налоговые кредиты, достигающих 25% от инвестиций. При этом неиспользованные кредиты могут пролонгироваться до их исчерпания. Под действие налогового кредита в разных штатах также попадают:

Информация о работе Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США