Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

В условиях глобализации рыночных отношений, постоянно возрастает роль научно-технического прогресса в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик, поэтому ускоренное развитие инновационной сферы деятельности приобретает стратегическое значение.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности
Понятие и сущность государственной инновационной политики
Основные направления государственной поддержки инноваций
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов
Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов
Косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов
Финансирование инновационной деятельности
Глава 2. Анализ механизмов государственного регулирования инновационной деятельности в США
Законодательные механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США
Государственное финансирование НИОКР
Роль федеральной контрактной системы и других государственных институтов
Налоговые кредиты и амортизационная политика
Поддержка кластеров, венчуров и малого бизнеса в инновационном развитии
Другие косвенные инструменты поддержки создания новшеств
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсова.docx

— 64.14 Кб (Скачать)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский  Городской Педагогический Университет

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

Инновационный менеджмент.

«Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США»

 

 

 

Выполнена студентом

2-го курса, группы МО

Нехороших А.С.

Научный руководитель

Пономарёв А.А.

 

 

 

Москва 2011 год

 

Содержание

государственный регулирование инновационный

Введение

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности

    1. Понятие и сущность государственной инновационной политики
    2. Основные направления государственной поддержки инноваций
    3. Необходимость государственного регулирования инновационных процессов
    4. Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов
    5. Косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов
    6. Финансирование инновационной деятельности

Глава 2. Анализ механизмов государственного регулирования инновационной деятельности в США

    1. Законодательные механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США
    2. Государственное финансирование НИОКР
    3. Роль федеральной контрактной системы и других государственных институтов
    4. Налоговые кредиты и амортизационная политика
    5. Поддержка кластеров, венчуров и малого бизнеса в инновационном развитии
    6. Другие косвенные инструменты поддержки создания новшеств

Заключение

Список  использованной литературы.

 

 

Введение

 

В условиях глобализации рыночных отношений, постоянно возрастает роль научно-технического прогресса в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик, поэтому ускоренное развитие инновационной сферы деятельности приобретает стратегическое значение.

Инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка.

Мировой опыт показывает, что создание благоприятных условий для развития и повышения эффективности научно-инновационной  деятельности является приоритетной задачей  государственной инновационной  политики инновационно развитых стран. Стимулирование научно-инновационной  деятельности выступает в качестве механизма реализации стратегических целей государственной инновационной  политики.

Исходя из этого, тема моей курсовой представляется актуальной.

Ведущее положение в мире по мощи научно-технического потенциала и в создании инновационных технологий занимают США. Опыт этой страны в области государственного регулирования инновационной деятельности значителен. Его изучение и грамотное использование может помочь развитию инновационной деятельности в РФ, сделать ее более эффективной.

Целью настоящей работы является проведение теоретических и практических исследований и анализе механизма государственного регулирования инновационной деятельности в США.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические понятия и сущность государственной инновационной политики;

- исследовать основные направления государственной поддержки инноваций;

- определить необходимость государственного регулирования инновационных процессов;

- описать методы государственного регулирования инновационных процессов

- изучить способы финансирования инновационной деятельности

- исследовать механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США

Поставленные цели и задачи определяют структуру работы, которая состоит  из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе работы будут рассмотрены  теоретические аспекты государственного регулирования инновационной деятельности: даны основные определения и понятия, исследованы основные направления государственной поддержки инноваций, описаны методы государственного регулирования инновационных процессов, описаны способы финансирования инновационной деятельности.

Во второй главе будет проведен анализ механизмов государственного регулирования инновационной деятельности в США.

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности

 

1.1 Понятие и сущность государственной  инновационной политики

 

В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных  концепций, например поддержки малых  и средних предприятий. Хотя частные  концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей  совокупности они, как правило, с  трудом соединяются в единую, приведенную  в соответствие с намерениями  предприятий концепцию.

Признание необходимости государственного регулирования в этой сфере в  большинстве развитых стран сталкивается с противоречием, существующим между  свободным предпринимательством и  государственным вмешательством в  экономические процессы.

«Государственная инновационная  политика - это составная часть  социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области  науки, техники и реализации достижений науки и техники.1»

«Государственная инновационная  политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию  инновационной деятельности, повышение  ее эффективности и широкое использование  результатов в целях ускоренного  социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.2»

Она включает три этапа:

-разработку научно обоснованных  концепций (системы взглядов) развития  инновационной деятельности - осуществляется  на основе анализа состояния  инновационного потенциала;

-определение основных направлений  государственной поддержки инноваций;

-осуществление практических действий  по реализации поставленных целей,  направленных на повышение инновационной  активности.

Эффективность государственной инновационной  политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки  инноваций в известной мере находит  отражение в научно-техническом  лидерстве. Оно проявляется в  международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной  научно-технической инновационной  помощи другим странам.

«Научно-техническое лидерство - это  доказательство правильности выбранного стратегического курса и тактических  действий по формированию и проведению государственной инновационной  политики. Научно-техническое лидерство  является следствием правильного выбора направлений исследований. Правильный выбор должен привести к лидерству  по тем направлениям, по которым  имеется приоритет в развитии.3»

Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических  условий для осуществления инновационных  процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной  политики определяют основные направления  государственной поддержки инноваций.

 

 

1.2 Основные направления государственной  поддержки инноваций

 

Основные направления государственной  поддержки инноваций включают:

- содействие развитию научных исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных направлениях;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;

- формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят распространение на рынке;

- применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования, формирующих стимулирующие воздействия внешней среды, которые обусловливают необходимость и эффективность инновационных решений отдельных фирм (предприятий);

- участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами и высшими учебными заведениями;

- координацию инновационной деятельности в регионах;

- создание правовой базы инновационной деятельности;

- регулирование международных связей в области инновационных процессов.

Последние два направления важны  с точки зрения степени участия  государства в поддержке инновационной  деятельности. Ведь правовое регулирование  инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных  связей в области инновационных  процессов в основном также осуществляется государством.

 

1.3 Необходимость государственного  регулирования инновационных процессов.

 

Необходимость государственного регулирования  инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением  для экономики и общества в  целом.

«Главная функция государства  в условиях рыночных отношений - защита свободы личности, собственности  и предпринимательства. Государство  должно работать с рынком в одной  упряжке.4»

«Необходимость государственного регулирования инновационных процессов  объясняется как общенациональным значением, так и экономическим  содержанием инноваций. В настоящее  время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.5»

Первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на сочетании  экстенсивных и интенсивных факторов. Решающее значение для экономической  динамики приобретают интенсивные  факторы. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.

Второй аспект - воздействие на структуру общественного производства. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств  и отраслей, постепенного отмирания  и исчезновения других.

Третий аспект - существенное влияние  на институциональные экономические  механизмы. Инновации также изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре  хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимодействия между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности и т. п.

Четвертый аспект - все большая  тождественность способности нации  к прогрессу и ее способности  продуцировать и внедрять нововведения. Совершенствуется структура потребления  как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, эстетические и этические нормы.

Пятый аспект - влияние инноваций  на социальную стабильность. Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить, уровень жизни  населения, способствует решению проблем  занятости, повышает уровень образования  и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты.

Шестой аспект - влияние инноваций  на окружающую среду, решение экологических  проблем.

Седьмой аспект - активизация международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной  жизни, объединение ресурсов различных  стран, трансфер технологий.

Восьмой аспект - зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных  процессов.

Девятый аспект - взаимосвязь уровней  научного потенциала и национальной безопасности.

Наконец еще одним аспектом в  данном перечне является возможность  использования научно-технических  достижений в антиобщественных целях.

«Необходимость государственного регулирования инновационных процессов  объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием.6»

Информация о работе Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США