Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 23:00, курсовая работа
Цель: описать механизм, позволяющий своевременно адаптировать организацию к изменяющимся условиям внешней среды.
Задачи:
проанализировать литературу по данной проблеме
выявить факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации
проанализировать недостатки существующих подходов к осуществлению оценки и анализа внешней среды организации
описать механизм, позволяющий своевременно адаптировать организацию к изменяющимся условиям внешней среды
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Менеджмент и внешне окружение организации………………….....5
1.1. Внешняя среда и её влияние на организацию…………………………………5
1.2. Существующие подходы к осуществлению оценки и анализа внешней среды организации…………………………………………………………………..9
Глава 2. Механизм адаптации организации к внешней среде, позволяющий увеличить эффективность производства на примере компании «Форд»……………………………………………………………………………....17
2.1. «Форд» вчера, сегодня и завтра………………………………………………17
2.2. Применение методики SWOT-анализа, позволяющей адаптировать организацию к внешней среде……………………………………………..............22
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………...29
Приложения………………………………………………………………………..
В 1994 году компания «Форд» бросила вызов своим конкурентам и поставила перед собой цель «превратиться во всемирную корпорацию, разрушить национальные и региональные барьеры, которые мешают ей продвигаться по пути создания «универсальных» моделей автомобилей, ориентированных на общемировой рынок сбыта».
Данный подход должен был обеспечить потребителей более широкой гаммой автомашин в большинстве секторов рынка и создать гарантии высокой конкурентоспособности компании, как по качеству, так и по стоимости продукции на фоне даже самых сильных соперников во всем мире.
На
сегодняшний день «Форд» является второй
по величине в мире производителем
автомобилей. Этому способствовало
изменение подхода к
Суть новой программы «Форд 2000» — универсальность и отход от старого принципа производства автомобилей, предназначенных для определенных рынков. Цель — сократить время рождения новой модели с трех до двух лет, а разработку мотора — с одного года до 3 мес., в то же время, удерживая лидирующие позиции в отрасли.
Преемственность подходов по взаимодействию компании с внешней средой в прошлом (начало XX в.) и настоящем (программа «Форд 2000») заключается в стремлении сократить процесс создания новой модели и доведения продукции до рынка.
Для того чтобы понять какие параметры внешней среды влияют на компанию «Форд» в настоящее время и какие являются решающими для ее поведения в будущем проведем SWOT-анализ. Результаты сразу будем заносить в таблицу, представленную в Приложении 4.
Таблица
Матрица
SWOT-анализа компании
«Форд»
Возможности | О | Сильные стороны | S | ||
1 | Разработка и выпуск новых моделей, которые будут продаваться и в Старом Свете, и в Новом Свете, и в Азии | 1 | Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия | ||
2 | Стать поставщиком широкого спектра финансовых услуг в рамках группы дочерних предприятий | 2 | Высокое качество выпускаемой продукции | ||
3 | Стабильная политическая ситуация в стране | 3 | Сильный бренд | ||
4 | Подключение мощностей нескольких заводов за приделами компании «Форд» | 4 | Положительная репутация | ||
5 | Отсутствие национальных и региональных барьеров | 5 | Слаженная работа дизайнерских и технических центров по всему миру | ||
6 | Развитие информатизации технологических процессов | 6 | Большой опыт работы компании | ||
7 | Выпуск
компанией комплектующих | ||||
8 | Налажены
партнерские отношения с | ||||
9 | Традиционно высокое качество обслуживания клиентов | ||||
Угрозы | T | Слабые стороны | W | ||
1 | Частые замены моделей конкурентами | 1 | Высокие расходы на разработку и производство новых автомобилей | ||
2 | Ожесточенная ценовая конкуренция | 2 | Нехватка мощностей для реагирования на нужды региональных рынков | ||
3 | Не достаточно быстрое реагирование компании на изменение покупательского спроса | 3 | Масштабность организационной культуры | ||
4 | Изменение таможенных процедур и пошлин | 4 | Высокие издержки компании | ||
5 | Увеличение темпов инфляции | 5 | Консерватизм системы управления | ||
6 | Высокая подверженность влиянию изменения законодательства | 6 | Отсутствие широкого ассортимента предлагаемых дополнительных услуг |
После того, как матрица SWOT-анализа будет заполнена нужно сопоставить возможности предприятия условиям рынка. В результате чего можно сделать следующие выводы:
Из этого следует, что анализ внешней среды представляет собой один из инструментов, благодаря которому руководство организации может проектировать систему контроля за жизненно важными внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятия по снижению рисков, причинами которых выступают внешние по отношению к компании воздействия; влиять на действия конкурентов и поставщиков, на спрос потребителей.
Не
смотря на то, что компания не имеет
возможности жестко контролировать внешнюю
среду, но она может и должна эффективно
приспосабливаться к ней, неустанно следить
за ее изменениями, прогнозировать и своевременно
реагировать. То есть увеличить эффективность
своего управления за счет адаптации к
изменяющимся условиям внешней среды.
Заключение
В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что, для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры. Адаптивность организации понимается как свойство приспосабливаемости и характеризуется реакцией организации на изменение внешней среды. Вместе с тем организация должна активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.
В результате проделанной работы в теоретической части были проанализированы и выявлены факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации. Было установлено, что самым эффективным реагированием с минимальным временным зазором или даже опережением является изменение, основанное на анализе и верном прогнозе будущего состояния окружающей среды. Также были проанализированы и установлены недостатки существующих подходов к осуществлению оценки и анализа внешней среды организации. В качестве механизма, позволяющего своевременно адаптировать организацию к изменяющимся условиям внешней среды, был выбран SWOT-анализ.
В практической части был показан механизм решения проблемы, был проведен анализ внешней среды компании «Форд», выявлены возможности и угрозы, сопоставлены возможности предприятия условиям рынка. То есть был описан механизм, позволяющий своевременно адаптировать организацию к изменяющимся условиям внешней среды.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
1) Увеличить эффективность своего управления компания может за счет адаптации организации к внешней среде
2)
Если в теории управления будет разработан
универсальный механизм адаптации организации,
то менеджерам будет легче реагировать
на изменяющиеся условия внешней среды
и увеличивать эффективность производства.
Список используемой
литературы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1
Схема влияния факторов внешней среды на организацию
Приложение 2
Оценка
нестабильной внешней
среды организации
№ п/п | Условия деятельности фирмы | |||||||||||||||||
Привычность событий | Темпы изменений | Предсказуемость будущего | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1.
1.1. 2. 2.1. 3. 3.1. 3.2. 4. 4.1. 5. 5.1. 6. 6.1. |
Экономика
Инфляция Политика Законодательство Конкуренция Количество конкурентов Показатели конкурентной
способности (цена, дизайн) Технология Уровень научно-технической
базы Потребности Формирование
новых потребностей Социальные Отношение общества |
|
Приложение 3
Матрица
PEST-анализа
Политика | P | Экономика | T | ||||
1 | Государственное регулирование конкуренции в отрасли. | 1 | Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад) | ||||
2 | Ближайшие государственные события | 2 | Динамика курса рубля к доллару США | ||||
3 | Инфляция | ||||||
4 | Экспортно-импортная политика по продукту организации. | ||||||
5 | Основные внешние издержки для организации, в том числе: | ||||||
5.1 | Затраты на энергоносители | ||||||
… | |||||||
Социум | S | Технология | T | ||||
1. | Изменения в базовых ценностях | 1. | Государственная технологическая политика | ||||
2 | Изменения в уровне и стиле жизни | 2 | Значимые тенденции в области НИОКР3 | ||||
3 | Экологический фактор | 3 | Новые патенты | ||||
4 | Отношение к работе и отдыху | 4 | Новые продукты | ||||
5 | Демографические изменения | 5 | Оценки скорости изменения и адаптации новых технологий | ||||
6 | Изменение структуры доходов | 6 | Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта организации |