Механизмы адаптации организации к внешней среде, позволяющие увеличить эффективность производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: описать механизм, позволяющий своевременно адаптировать организацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Задачи:

проанализировать литературу по данной проблеме
выявить факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации
проанализировать недостатки существующих подходов к осуществлению оценки и анализа внешней среды организации
описать механизм, позволяющий своевременно адаптировать организацию к изменяющимся условиям внешней среды

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3

Глава 1. Менеджмент и внешне окружение организации………………….....5

1.1. Внешняя среда и её влияние на организацию…………………………………5

1.2. Существующие подходы к осуществлению оценки и анализа внешней среды организации…………………………………………………………………..9

Глава 2. Механизм адаптации организации к внешней среде, позволяющий увеличить эффективность производства на примере компании «Форд»……………………………………………………………………………....17

2.1. «Форд» вчера, сегодня и завтра………………………………………………17

2.2. Применение методики SWOT-анализа, позволяющей адаптировать организацию к внешней среде……………………………………………..............22

Заключение………………………………………………………………………...27

Список используемой литературы……………………………………………...29

Приложения………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая_2_курсло.doc

— 259.00 Кб (Скачать)
y">      Последствием  отсутствия адаптивности организации к внешней среде стало уменьшение доли рынка с 56% в 1921 году до 10% в 1927 и в дальнейшем фирму от банкротства спасало только обращение к резерву наличных, которые Генри Форд накопил в удачные времена.

      В 1994 году компания «Форд» бросила вызов  своим конкурентам и поставила перед собой цель «превратиться во всемирную корпорацию, разрушить национальные и региональные барьеры, которые мешают ей продвигаться по пути создания «универсальных» моделей автомобилей, ориентированных на общемировой рынок сбыта».

      Данный  подход должен был обеспечить потребителей более широкой гаммой автомашин в большинстве секторов рынка и создать гарантии высокой конкурентоспособности компании, как по качеству, так и по стоимости продукции на фоне даже самых сильных соперников во всем мире.

      На  сегодняшний день «Форд» является второй по величине в мире производителем автомобилей. Этому способствовало изменение подхода к взаимодействию с внешней средой, т.е. адаптации  организации. 

      Суть  новой программы «Форд 2000» — универсальность и отход от старого принципа производства автомобилей, предназначенных для определенных рынков. Цель — сократить время рождения новой модели с трех до двух лет, а разработку мотора — с одного года до 3 мес., в то же время, удерживая лидирующие позиции в отрасли.

      Преемственность подходов по взаимодействию компании с внешней средой в прошлом (начало XX в.) и настоящем (программа «Форд 2000») заключается в стремлении сократить процесс создания новой модели и доведения продукции до рынка.

      Для того чтобы понять какие параметры внешней среды влияют на компанию «Форд» в настоящее время и какие являются решающими для ее поведения в будущем проведем SWOT-анализ. Результаты сразу будем заносить в таблицу, представленную в Приложении 4.

      Таблица 

      Матрица SWOT-анализа компании «Форд» 
 

Возможности О Сильные стороны S
1 Разработка  и выпуск новых моделей, которые  будут продаваться и в Старом Свете, и в Новом Свете, и в  Азии 1 Высокий уровень квалификации руководящих  сотрудников предприятия
2 Стать поставщиком  широкого спектра финансовых услуг в рамках группы дочерних предприятий 2 Высокое качество выпускаемой продукции
3 Стабильная  политическая ситуация в стране 3 Сильный бренд 
4 Подключение мощностей нескольких заводов за приделами компании «Форд» 4 Положительная репутация
5 Отсутствие  национальных и региональных барьеров 5 Слаженная работа дизайнерских и технических  центров по всему миру
6 Развитие  информатизации технологических процессов 6 Большой опыт работы компании
    7 Выпуск  компанией комплектующих деталей
    8 Налажены  партнерские отношения с поставщиками электронной связи
    9 Традиционно высокое качество обслуживания клиентов
Угрозы T Слабые  стороны W
1 Частые  замены моделей конкурентами 1 Высокие расходы на разработку и производство новых автомобилей 
2 Ожесточенная  ценовая конкуренция 2 Нехватка  мощностей для реагирования на нужды  региональных рынков
3 Не достаточно быстрое реагирование компании на изменение  покупательского спроса 3 Масштабность  организационной культуры
4 Изменение таможенных процедур и пошлин 4 Высокие издержки компании
5 Увеличение  темпов инфляции 5 Консерватизм  системы управления
6 Высокая подверженность влиянию изменения  законодательства 6 Отсутствие  широкого ассортимента предлагаемых дополнительных услуг
 

      После того, как матрица SWOT-анализа будет заполнена нужно сопоставить возможности предприятия условиям рынка. В результате чего можно сделать следующие выводы:

    • Слаженная работа дизайнерских и технических центров по всему миру позволит сократить время разработки и выпуска «универсальной» модели автомобилей.
    • Ожесточенную ценовую конкуренцию компания может компенсировать высоким качеством выпускаемой продукции и своей хорошей репутацией.
    • Не достаточно быстрое реагирование на изменение покупательского спроса нейтрализуется слаженной работой дизайнерских и технических центров по всему миру.
    • Выпуску новой «универсальной» модели могут помешать высокие расходы на разработку и производство новых автомобилей.
    • В будущем можно будет подключить мощности сразу нескольких заводов за пределами компании «Форд» что позволит своевременно реагировать на нужды региональных рынков.
    • Увеличить ассортимент предлагаемых дополнительных услуг поможет становление компании «Форд» поставщиком широкого спектра финансовых услуг.
    • Не достаточно быстрое реагирование организации на изменение покупательского спроса и нехватка мощностей может привести к уменьшению доли рынка, занимаемой компанией «Форд».
    • Частые замены моделей конкурентами и отсутствие широкого ассортимента предлагаемых дополнительных услуг может привести к ослаблению позиций компании «Форд» на мировом рынке.
 

     Из  этого следует, что анализ внешней среды представляет собой один из инструментов, благодаря которому руководство организации может проектировать систему контроля за жизненно важными внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятия по снижению рисков, причинами которых выступают внешние по отношению к компании воздействия; влиять на действия конкурентов и поставщиков, на спрос потребителей.

     Не  смотря на то, что компания не имеет возможности жестко контролировать внешнюю среду, но она может и должна эффективно приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать. То есть увеличить эффективность своего управления за счет адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. 

      Заключение 

      В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что, для того, чтобы выжить и развиваться в  современных условиях, любая организация  должна приспосабливаться к внешней  среде путем адаптации своей  внутренней структуры. Адаптивность организации понимается как свойство приспосабливаемости и характеризуется реакцией организации на изменение внешней среды. Вместе с тем организация должна активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.

      В результате проделанной работы в теоретической части были проанализированы и выявлены факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации. Было установлено, что самым эффективным реагированием с минимальным временным зазором или даже опережением является изменение, основанное на анализе и верном прогнозе будущего состояния окружающей среды. Также были проанализированы и установлены недостатки существующих подходов к осуществлению оценки и анализа внешней среды организации. В качестве механизма, позволяющего своевременно адаптировать организацию к изменяющимся условиям внешней среды, был выбран SWOT-анализ.

      В практической части был показан  механизм решения проблемы, был проведен анализ внешней среды компании «Форд», выявлены возможности и угрозы, сопоставлены возможности предприятия условиям рынка. То есть был описан механизм, позволяющий своевременно адаптировать организацию к изменяющимся условиям внешней среды.

      В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

      1) Увеличить эффективность своего управления компания может за счет адаптации организации к внешней среде

      2) Если в теории управления будет разработан универсальный механизм адаптации организации, то менеджерам будет легче реагировать на изменяющиеся условия внешней среды и увеличивать эффективность производства. 
 
 
 

 

Список используемой литературы 

  1. Вергилес  Э.В. Стратегическое управление организацией:. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и  права. – М., 2003. – 17с.
  1. Виханский О.С., Наумов А. И.  Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ,2003.— 528 с.
  1. Ильенкова  С.Д., Кузнецов  В.И.,  Менеджмент. / Московский международный  институт  эконометрики,  информатики,  финансов  и права. - М., 2003.-70 с.
  1. Карапина И.А., Дудников В.В. Основные понятия и идеи менеджмента: Учебно-методическое пособие для студентов факультета управления социальной сферой. – Самара: ООО «Офорт»; СГПУ, 2005. – 72 с.
  1. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело, 1997. – 702 с.
  1. Практикум по теории управления: Учебное пособие / Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого.  2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.
  1. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К`», 2008. – 556 с.
  2. Стратегический менеджмент : учебное пособие / А.П. Романов, И. А. Жариков. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 80 с.
  1. Стратегическое рыночное управление. 7-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с.
  1. Теоретические основы менеджмента: Конспект лекций / Н.В. Комарова. - М.: Доброе слово, 2005. - 64 с.
  1. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – 7-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2005. – 448 с.
  1. http://astraconsulting.org/2008/01/02/metodi_reagirovaniya_na_izmeneniya_vneshney_sredi.html
  2. http://books.ifmo.ru/book/pdf/125.pdf 
  1. http://ekonom-vsem.ru/Faktory_vneshnejj_sredy_prjamogo_i_kosvennogo_vozdejjstvija/SHkala_I_Ansoffa/index.html
  1. http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/page0237.asp
  1. http://marketeeng.ru/?frommenu=1&text=047
  1. http://nm4.ru/promyshlennost/34326.htm
  1. http://stanislavsky.narod.ru/Dox/Lect/Web/41StrategyManagement.htm
  2. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=18772&p_page=2
  1. http://www.gd.ru/doc/GD_02_2008_Primer_Lista_PEST_Analiza.doc
  1. http://www.managment.aaanet.ru/osnovi/19.php
  1. http://www.new-org.ru/?m=organization_gloss&an=enviroment_g
  1. http://www.telegrid.ru/marketing/strategy/swot.html
  1. http://www.ukraine-diplom.com/elib.php?action=show_section&section_id=25&page=8

 

      

Приложение  1

Схема влияния факторов внешней среды  на организацию

 

Приложение  2

Оценка  нестабильной внешней  среды организации 

№ п/п Условия деятельности фирмы
Параметры
Привычность событий Темпы изменений Предсказуемость будущего
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
1.

1.1. 

2.

2.1. 

3.

3.1. 

3.2. 
 
 
 

4.

4.1. 
 

5.

5.1. 
 
 

6.

6.1.

Экономика

Инфляция 

Политика

Законодательство 

Конкуренция

Количество конкурентов

Показатели конкурентной способности (цена, дизайн) 

Технология

Уровень научно-технической  базы 

Потребности

Формирование  новых потребностей 

Социальные

Отношение общества

         
 
                   
 

 

Приложение  3

Матрица PEST-анализа 

Политика P Экономика T
1 Государственное регулирование конкуренции в  отрасли. 1 Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)
2 Ближайшие государственные события 2 Динамика  курса рубля к доллару США
    3 Инфляция
    4 Экспортно-импортная  политика по продукту организации.
    5 Основные  внешние издержки для организации, в том числе:
    5.1 Затраты на энергоносители
     
Социум S Технология T
1. Изменения в базовых ценностях 1. Государственная технологическая политика
2 Изменения в уровне и стиле жизни 2 Значимые  тенденции в области НИОКР3
3 Экологический фактор 3 Новые патенты
4 Отношение к работе и отдыху 4 Новые продукты
5 Демографические изменения 5 Оценки  скорости изменения и адаптации  новых технологий
6 Изменение структуры доходов 6 Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта организации

Информация о работе Механизмы адаптации организации к внешней среде, позволяющие увеличить эффективность производства