Механизмы адаптации организации к внешней среде, позволяющие увеличить эффективность производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: описать механизм, позволяющий своевременно адаптировать организацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Задачи:

проанализировать литературу по данной проблеме
выявить факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации
проанализировать недостатки существующих подходов к осуществлению оценки и анализа внешней среды организации
описать механизм, позволяющий своевременно адаптировать организацию к изменяющимся условиям внешней среды

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3

Глава 1. Менеджмент и внешне окружение организации………………….....5

1.1. Внешняя среда и её влияние на организацию…………………………………5

1.2. Существующие подходы к осуществлению оценки и анализа внешней среды организации…………………………………………………………………..9

Глава 2. Механизм адаптации организации к внешней среде, позволяющий увеличить эффективность производства на примере компании «Форд»……………………………………………………………………………....17

2.1. «Форд» вчера, сегодня и завтра………………………………………………17

2.2. Применение методики SWOT-анализа, позволяющей адаптировать организацию к внешней среде……………………………………………..............22

Заключение………………………………………………………………………...27

Список используемой литературы……………………………………………...29

Приложения………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая_2_курсло.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального

образования 

Поволжская  государственная  социально-гуманитарная академия 

Кафедра социального менеджмента и управления образованием 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Механизмы адаптации организации к внешней  среде, позволяющие увеличить эффективность  производства

по дисциплине «Основы менеджмента» 
 
 
 
 
 

                     Выполнил студентка

                     1 группы 2 курса

                     Антипова  Марина

                     Николаевна

                     ____________________

                     Руководитель

                     Старший преподаватель

                     СМУО

                     Карапина  И.А.

                     ____________________ 
                     
                     

Самара 2009

      Содержание 

Введение…………………………………………………………………………......3

Глава 1. Менеджмент и внешне окружение организации………………….....5

1.1. Внешняя среда и её влияние на организацию…………………………………5

1.2. Существующие подходы к осуществлению оценки и анализа внешней среды организации…………………………………………………………………..9

Глава 2. Механизм адаптации  организации к  внешней среде, позволяющий  увеличить эффективность  производства на примере компании «Форд»……………………………………………………………………………....17

2.1. «Форд»  вчера, сегодня и завтра………………………………………………17

2.2. Применение  методики SWOT-анализа, позволяющей адаптировать организацию к внешней среде……………………………………………..............22

Заключение………………………………………………………………………...27

Список  используемой литературы……………………………………………...29

Приложения………………………………………………………………………..31 
Введение 

      В настоящее время не существует ни одной организации, которая не имела  бы внешнего окружения и не находилась бы с ним в состоянии постоянного взаимодействия. Любая организация нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за ее существование. Как только рвутся связи с внешней средой, организация погибает.

      В последнее время в связи с  усилением и усложнением конкуренции, а также резким ускорением процессов  изменения в окружающей среде  организации все в большей  мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с окружением, все в большей мере развивать способности адаптации к изменениям внешней среды. Для этого необходимо постоянно оценивать и анализировать состояние внешней среды.

      Важно, чтобы руководители знали и понимали важность адаптивности организации к внешней среде и установление широких связей с окружением, позволяющим организации органично вписываться в окружающую среду.

      Не  смотря на то, что многие авторы в  своих работах писали о механизмах адаптации организации к внешней среде, в настоящее время не разработан универсальный подход, который можно было бы применять в организациях всех видов. Отсутствие универсального механизма адаптации создает препятствия менеджерам в достижении поставленных целей.

      Проблема: отсутствие механизма адаптации организации к изменениям внешней среды не позволяет достигать поставленных целей.

      Цель: описать механизм, позволяющий своевременно адаптировать организацию к изменяющимся условиям внешней среды.

      Задачи:

    1. проанализировать литературу по данной проблеме
    2. выявить факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации
    3. проанализировать недостатки существующих подходов к осуществлению оценки и анализа внешней среды организации
    4. описать механизм, позволяющий своевременно адаптировать организацию к изменяющимся условиям внешней среды

      Объект: управление организацией

      Предмет: механизмы адаптации организации к условиям внешней среды

 

      Глава 1. Менеджмент и внешнее окружение организации 

      
    1. Внешняя среда и её влияние  на организацию 

      Организация как открытая система зависит от обмена вводными ресурсами и результатами деятельности с внешним миром. Поэтому для эффективного1 выполнения управленческих функций необходимо понимать действие внешних сил и принимать меры к нейтрализации их отрицательного воздействия на организацию.

      Существует  много определений внешней среды  организации. Руководитель должен выявлять только те аспекты внешнего окружения, которые решающим образом влияют на успех организации. Исходя из этой предпосылки за основу определения внешней среды можно использовать трактовку американского управленца Джералда Белла: «Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации» [7, с. 144].

      Однако  термин «внешняя среда» охватывает более  широкий спектр факторов: экономические  условия, потребителей, профсоюзы, конкурирующие  организации, природные факторы, действующее  законодательство и др. Эти взаимосвязанные факторы влияют на функционирование предприятия, на его производственную, инновационную, коммерческую, финансовую деятельность. Внешняя среда и предприятие не просто сосуществуют, они активно взаимодействуют и взаимопроникают [8, с. 70].

      Внешнюю среду организации можно характеризовать  следующим  образом:

  1. Взaимocвязaннocть фaктopoв внeшнeй cpeды — ypoвeнь cилы, c кoтopoй измeнeниe oднoгo фaктopa вoздeйcтвyeт нa дpyгиe фaктopы. Измeнeниe кaкoгo-либo фaктopa oкpyжeния мoжeт oбycлaвливaть измeнeниe дpyгиx [22].
  2. Подвижность внешней среды – скорость изменения тех или иных факторов или характеристик и их влияние друг на друга.
  3. Сложность внешней среды -  количество факторов, которые организация должна учитывать, чтобы эффективно функционировать, и их взаимосвязь.
  4. Неопределенность внешней среды – количество информации, которой располагает организация о том или ином факторе и степенью ее надежности. Определяется соотношением сложности и изменчивости среды [24].

      Факторы внешней среды подразделяются на две основные группы: прямого и косвенного воздействия; обобщенная схема их влияния на функционирование предприятия (с позиций его реального или возможного взаимодействия) изображена в Приложении 1 [8, c. 72].

      При проведении операций менеджеры в первую очередь вынуждены учитывать факторы прямого воздействия, непосредственно влияющие на деятельность организации. К ним относятся:

      - потребители

      - конкуренты

      - акционеры

      - поставщики материальных и трудовых  ресурсов

      - банки и другие финансовые институты

      - государственные и местные органы  управления 

      - деловые партнеры и т.д.

      Факторы косвенного воздействия не могут оказывать прямого немедленного воздействия на операции организации, но тем не менее влияют на деятельность организации. К ним относятся:

      - социально-культурные факторы

      - экономические факторы

      - научно-технические факторы

      - политические факторы 

      - природные факторы

      - нормативно-правовые факторы и  т.д. [5, c. 12].

      Влияние факторов внешней среды на деятельность организации весьма сложно, неоднозначно, изменчиво. Причем указанные факторы находятся в состоянии тесного взаимовлияния, изменения в одних приводит к изменениям в других [7, c. 188]

      Реакция предприятия на изменение факторов прямого и косвенного воздействия  различна: предприятие может перестроить внутреннюю среду и начать политику активного приспособления или претворять в жизнь политику противодействия. К факторам косвенного воздействия предприятие вынуждено максимально приспосабливать свои внутренние переменные — цели, задачи, структуру, технологию, персонал и др. [7, c. 189].

      Вместе  с тем в практической деятельности используются различные методы реагирования на изменения факторов внешней среды. Наиболее распространенными среди них являются следующие подходы:

      - «борьба с огнем», или реактивный стиль управления. Этот подход, предполагающий принятие управленческих мер после свершения изменений, по-прежнему распространен на многих российских предприятиях;

      - расширение сфер деятельности, или  диверсификация производства и  капитала как средство возможного уменьшения коммерческого риска при изменении факторов внешней среды;

      - совершенствование организационной  структуры управления для повышения его гибкости. В этом случае предприятие может создавать центры прибыли, стратегические единицы бизнеса и другие гибкие структуры, ориентированные на достижение конечных результатов;

      - стратегическое управление [14].

      Остановимся подробно на последнем методе. Стратегическое управление – это процесс принятия и реализации стратегических решений, основанных на сопоставлении ресурсного потенциала организации с возможностями внешнего окружения [10, c. 3].

      Каждая  фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки  стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции  фирмы на рынке, динамки ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.

      Выявить наиболее значимые для организации  факторы и их воздействие на организацию позволяет анализ внешней среды. Он  помогает выработать стратегические решения, обеспечивающие алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволят поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, помогут вскрыть угрозы и возможности.  

      Таким образом, анализ внешней среды организации является одним из важнейших элементов стратегического управления. Он позволяет выявить угрозы, которые подстерегают организацию во внешней среде, и возможности, которые нам предоставляются, а также снизить уровень неопределенности и верно дать прогноз будущего состояния окружающей среды. В результате чего организация может своевременно адаптироваться к изменениям и обеспечить условия своего успешного функционирования.  
 
 
 
 

      
    1. Существующие  подходы к осуществлению  оценки и анализа внешней среды организации

Информация о работе Механизмы адаптации организации к внешней среде, позволяющие увеличить эффективность производства