Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 04:43, отчет по практике
Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм все это способствовало созданию потребительского рынка, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. К этому рядовой потребитель оказался не готов.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Технико-экономическая характеристика отдела по защите прав потребителей администрации городского округа «Город Чита».................................................................................................5
РАЗДЕЛ 2. Анализ механизма управления защитой прав потребителей (на примере работы отдела по защите прав потребителей администрации городского округа «Город Чита»)...........................................................................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................25
Структурная схема самого управления потребительского рынка выглядит следующим образом:
СХЕМА в другом файле
При её рассмотрении видно, что под руководством начальника Управления потребительского рынка находится 3 отдела, среди которых - отдел по защите прав потребителей. Структуру отдела составляют два ведущих специалиста по выполнению своих обязанностей в сфере торговли и услуг, а также районные специалисты.
Такая линейно-функциональная структура управления представляет собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих должностей вышестоящим, обеспечивая при этом разделение управленческого труда, и позволяет проследить в данном подразделении чёткую систему взаимных связей, ясно выраженную ответственность и быстроту реакции в ответ на прямые приказания.
Сотрудники управления являются муниципальными служащими. Они выполняют обязанности в соответствии с должностными обязанностями и указаниями начальника управления, начальника отдела и получают техническое, информационное обеспечение, необходимое для выполнения функций, возложенных на управление.
Главным управляющим отдела является начальник отдела, должностными обязанностями которого являются:
1. Руководит отделом по ЗПП.
2. Является секретарём Комиссии по вопросам ЗПП на территории городского округа и организует работу Комиссии.
3. Несёт ответственность за выполнением отделом возложенных задач и функций в соответствии с Положениями об управлении потребительского рынка и отделом по ЗПП.
4. Участвует в мероприятиях управления потребительского рынка.
5. Организует и проводит мероприятия по компетенции отдела.
6. В пределах своей компетенции даёт указания, обязательные для исполнения всеми специалистами отдела.
7. Вносит начальнику управления предложения по совершенствованию работы отдела о поощрении либо о наложении дисциплинарных взысканий на специалистов отдела.
8. Принимает решения или участвует в их подготовке в пределах своей компетенции.
9. Разрабатывает должностные обязанности специалистов отдела.
10. Требует от специалистов отдела выполнения их должностных обязанностей и письменного оформления отчёта об их выполнении.
11. Запрашивает в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.
12. Исполняет приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей в порядке подчиненности, отданных в пределах их возложенных полномочий, за исключением незаконных.
13. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, установленного в исполнительных органах местного самоуправления, порядок работы со служебной информацией и нормы служебной этики.
14. Подготавливает проекты распоряжений и постановлений Мэра города, Думы городского округа по возложенным функциям отдела.
15. Осуществляет взаимодействие с органами контроля (надзора) и составляет план совместных проверок.
16. Подготавливает планы и отчёты отдела.
17. Принимает участие в судебных заседаниях в защиту прав потребителей.
18. Составляет график использования автотранспорта управления и следит за использованием автотранспорта.
19. Отвечает за противопожарную технику безопасности и сохранность муниципального имущества в закреплённом помещении.
20. Ведёт табель рабочего времени сотрудников отдела.
21. В отсутствие начальника отдела по координации работы потребительского рынка выполняет его обязанности.
Данный список должностных обязанностей свидетельствует об обширном круге решаемых начальником отдела вопросов и огромной ответственности.
Целесообразно рассмотреть и основные функциональные обязанности ведущих специалистов по защите прав потребителей, находящихся в непосредственном подчинении у начальника отдела. Специалист в сфере торговли:
1. Рассматривает жалобы потребителей, консультирует их в сфере услуг торговли.
2. Участвует в мероприятиях отдела и Управления
потребительского рынка.
3. Подготавливает ответы на письменные обращения.
4. При необходимости принимает участие в судебных заседаниях в защиту прав потребителей.
5. Выявляет условия, ущемляющие права потребителей.
6. Подготавливает информацию в органы контроля и надзора о выявленных условиях, нарушающих права потребителей.
7. Проводит разъяснительные беседы с субъектами предпринимательской деятельности по вопросам защиты прав потребителей.
8. Готовит отчёт о проделанной работе в установленном порядке.
9. Формирует реестр нарушителей Закона РФ «О защите прав потребителей» и базу данных обратившихся потребителей.
10. Выполняет отдельные указания и поручения начальников управления и отдела.
Трудовые функции ведущего специалиста в сфере услуг являются практически идентичными, за исключением рассмотрения жалоб и консультирования потребителей в сфере оказания бытовых услуг населению, однако на него возлагается немного большая ответственность, заключающаяся в следующем:
- в отсутствие начальника отдела выполняет основной отчёт отдела для дальнейшей передачи начальнику отдела;
- отвечает за информационную базу в отделе;
- формирует делопроизводство в отделе;
- ведёт реестр нарушителей действующего законодательства по информациям, поступающим из органов контроля и надзора.
Все специалисты в своей работе руководствуются Законом РФ «О защите прав потребителей», Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, правовыми актами РФ, Забайкальского края, городского округа, а также Положениями об Управлении потребительского рынка и отдела по защите прав потребителей.
Что касается взаимодействия рассматриваемого подразделения с внешней средой, то в своей работе отдел сотрудничает со всеми структурными подразделениями администрации городского округа, федеральными органами исполнительной власти, налоговыми и судебными органами, предприятиями и организациями, расположенными на территории городского округа, а также с населением городского округа в пределах компетенции отдела.
Заключены соглашения о взаимодействии в работе между администрацией городского округа и контрольно-надзорными органами (Управлением Роспотребнадзора, управлением государственного пожарного надзора, областной ветеринарной лабораторией, инспекцией госнадзора Ростехрегулирования и др.). Основная задача, изложенная в Соглашениях - это обмен информацией о выявленных нарушениях в сфере деятельности объектов потребительского рынка, проведение организационно-
Осуществляются мероприятия по пресечению продажи фальсифицированной и контрафактной продукции в соответствии с законодательством РФ. Совместно с правоохранительными органами проводится профилактическая работа по наведению порядка на улицах города в отношении торговли, устраняется несанкционированная торговля с применением ФЗ «О милиции», Кодекса об административных правонарушениях и методом убеждения.
Таким образом, орган местного самоуправления взял на себя координирующие функции по защите прав потребителей и их интересов, а также интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Для совместного сотрудничества в целях изучения деятельности органа местного самоуправления и основ действующего законодательства по ЗПП, проведения лекций, семинаров и олимпиад-конкурсов с вручением дипломов, грамот и ценных подарков заключены соглашения с Управлением начального профессионального образования (ПУ №35) и Иркутским торгово-экономическим колледжем.
Постоянно привлекаются на практику и обучаются студенты (12-15 чел. в год) из средне-специальных и высших учебных заведений по практическому применению законодательства РФ в сфере торговли и ЗПП.
Специалистами по защите прав потребителей структурных подразделений городского округа проводятся лекции и беседы с руководителями объектов торговли, предприятий общественного питания и оказания услуг, организовываются врачебные конференции, проводятся семинары с работниками жилищно-коммунального и транспортного управлений по вопросам защиты прав потребителей и ознакомления их с основами Закона «О защите прав потребителей».
В целях пропаганды законодательства о защите прав потребителей, повышения потребительской и правовой культуры граждан, а также широкого привлечения общественности для обеспечения защиты прав и интересов потребителей организуются выступления на ЧГТРК. Проводятся прямые эфиры, пресс-конференции, «Горячие линии»; в различных СМИ публикуется информация о субъектах предпринимательской деятельности, нарушающих права потребителей, о месте расположения участков мировых судей; разрабатываются и публикуются памятки для потребителей с информацией о дальнейших действиях при приобретении ненадлежащего качества товара и т.д.
Такое многообразие и разносторонность осуществляемых мероприятий, функций, возложенных на отдел, позволяет говорить о достаточно сформированной и довольно развитой системе управления
защитой прав потребителей на территории г.Чита.
РАЗДЕЛ 2. Анализ механизма управления защитой прав потребителей (на примере работы отдела по защите прав потребителей администрации городского округа «Город Чита»)
Защита прав потребителей многогранна и осуществляется государством, обществом, отдельными гражданами-потребителями на разных уровнях и различными методами и способами.
Администрация городского округа «Город Чита» осуществляет общее руководство за проведением на территории города единой политики развития потребительского рынка с учетом потребительских прав жителей города, определяет и разрабатывает приоритетные направления по защите прав потребителей, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на реализацию законодательства о защите прав потребителей в интересах населения.
Изучение практической эффективности управления защитой прав потребителей осуществлялось с помощью сбора статистических данных обо всех относящихся к теме исследования случаях. Их результаты анализировались методом интегральной оценки и с помощью статистических расчётов. Интегрирование предполагает изучение материалов и выведение на их основе общей оценки. С помощью же статистических данных устанавливались тенденции развития и результаты деятельности. В свою очередь, материалами для анализа явились, в основном, планы работ и различного рода отчёты.
Итак, говоря о состоянии системы защиты прав потребителей в г.Чита, необходимо привести показатели обращений граждан (анализируемый период — 2003-2007 гг.), изложенные в таблице 2.1, причём под обращениями стоит понимать не только поступившие жалобы, но и предоставленные консультации потребителям по защите их прав.
Таблица 2.1
Сводная информация по обращениям граждан на территории городского
округа «Город Чита»
Обращения, направленные на: | Показатели обращений | ||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Торговлю, в том числе: | 587 | 785 | 1113 | 1453 | 1072 |
Непродовольственная группа |
|
|
|
|
|
товаров (сложнобытовая |
|
|
|
|
|
техника, обувь, меха, |
|
|
|
|
|
текстильные изделия, мебель |
|
|
|
|
|
и т.д.) | 440 | 654 | 860 | 1036 | 747 |
Продовольственная группа |
|
|
|
|
|
товаров | 49 | 35 | 27 | 68 | 28 |
Прочие товары | 98 | 96 | 226 | 349 | 325 |
Услуги, в том числе: | 711 | 824 | 1132 | 3758 | 4079 |
Бытовые (установка окон, |
|
|
|
|
|
изготовление мебели, |
|
|
|
|
|
химчистка, ремонт обуви и |
|
|
|
|
|
т.д.) | 322 | 337 | 470 | 698 | 473 |
Общественное питание |
|
|
|
|
|
(обслуживание, режим |
|
|
|
|
|
работы, размещение, |
|
|
|
|
|
музыкальное сопровождение) | 3 | 4 | 4 | 3 | 7 |
Транспортные (нарушение |
|
|
|
|
|
расписания, обслуживание, |
|
|
|
|
|
тарифы, количество машин) | 74 | 66 | 146 | 110 | 118 |
Медицинские (оказание услуг, |
|
|
|
|
|
обращение медперсонала) | 19 | 29 | 38 | 58 | 75 |
Образовательные (на |
|
|
|
|
|
административные |
|
|
|
|
|
учреждения) | 9 | 14 | 19 | 0 | 0 |
Жилищно-коммунальные |
|
|
|
|
|
(водоснабжение, |
|
|
|
|
|
теплообеспечение и прочие) | 284 | 374 | 455 | 2889 | 3406 |
Итого: | 1298 | 1609 | 2245 | 5211 | 5151 |