Механизм принятия стратегических решений.

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрены основные принципы, которые имеют непосредственное отношение к процессу принятия и реализации управленческих решений в менеджменте. Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом. По-моему, нечто подобное можно сказать и о менеджменте.

Содержание

Введение
1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений
1.1. Теория принятия решений
1.2. Основные понятия процесса принятия управленческого решения
1.3. Сущность процесса принятия управленческого решения
1.4. Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений
1.5. Процедура принятия решений
1.6. Краткая классификация управленческих решений
1.7. Анализ как составная часть процесса принятия решения
1.8. Стадии процесса принятия решения
2. Механизм и методы принятия решения
2.1. Основные подходы
2.2. Механизм принятия управленческих решений
2.3. Характерные особенности управленческого решения
2.4. Советы по принятию управленческих решений
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Механизм принятия стратегических решений..doc

— 323.50 Кб (Скачать)

2. Сочетание  формальных  и  неформальных  методов  обоснования  решений

предполагает  широкое использование  экспертных  оценок  и  человеко-машинных

процедур  подготовки и принятия решений.

3. Включение  руководителя в процесс подготовки, принятия  и  реализации

решения на всех его основных этапах.

Комплексный  подход  дает  возможность  сконцентрировать   неформальное

мышление  руководителя на наиболее критических  аспектах проблемной  ситуации,

в  которой  принимается  решение,  и  предлагаемых   альтернативах   решения

возникшей проблемы.

При этом выявляются и становятся более  ясными  скрытые  предположения,

мотивы  поведения, аргументы: они  логически  включаются  в  модели  процесса

подготовки, принятия и реализации решения.

В зависимости  от того, на каких аспектах подготовки и принятия  решений

делается  акцент,  можно  выделить  следующие  два  подхода  к  теоретическим

построениям в этой области. Наиболее легкая задача -  принимать  решения  на

основе  математических расчетов, если возможно  их  сделать. При отсутствии

достаточной информации для точного расчета  может помочь  интуиция.  Интуиция

возникает не на пустом месте.  Интуиция  -  это  сгусток  житейского  опыта,

опыта  профессионального,  умения  фантазировать  и  создавать  в   мышлении

возможные варианты моделей. Интуицией могут пользоваться все зрелые  люди  в

разной  степени.

1. В  рамках  математической  теории  принятия  решений  разрабатываются

нормативные модели принятия решений. Цель применения этих  моделей  –  выбор

наилучших действий (альтернатив) исходя из заданного критерия и ситуации,  в

которой принимается решение. Нормативные  модели делают акцент  на  том,  как

руководителю  следует подходить к принятию решений.

Математическая  теория  принятия  решений  по  экономических  проблемам

основана  на   предположении,   что   все   субъекты   управления   являются

"экономически  мыслящими" людьми, то есть  в  пределах,  допустимых  законами,

морально-этическими  стандартами  и  т.п.,  они  стараются   максимизировать

результаты  производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Однако  в жизни субъект управления не всегда  стремится  максимизировать

экономический результат. Вместо  этого  он  принимает  "удовлетворительные",

"достаточно  хорошие" решения. В  этом  случае  при  принятии  решений  могут

использоваться  такие  критерии,  как  "приемлемая   величина   прибыли"   и

"надежное  выполнение плана".

Математическая  теория  принятия   решений   не   дает   рецептов   для

демонстрации  того, как решения фактически должны приниматься.

Пример применения математической теории  для  принятия  управленческого

решения приведен в Приложении.

2. Попытка   осмыслить  истинные  причины   принятия  решений  привела   к

возникновению дескриптивных моделей, в основе  которых  лежит  поведенческая

теория  принятия  решений.  Она  носит  ярко  выраженный  объясняющий,  а  не

предписывающий  характер.  В  ней  используются  психологические  модели,  в

которых  учитываются  процессы  и  силы,  объясняющие   реальное   поведение

руководителя.

Согласно  одной из психологических  моделей  субъект  управления  скорее

старается "удовлетворить", чем максимизировать,  то  есть  найти  достаточно

хорошее решение в конкретных условиях с  учетом  традиций  принятия  решений.

Иными словами, скорее традиции принятия решений  и личные  качества  являются

определяющими, чем стремление к максимизации какого-либо критерия. 
 

2.2. Механизм принятия  управленческих решений 

Технология  менеджмента имеет следующие  составляющие:

-Общее руководство принятия решений.

-Правила принятия решений.

-Планы в принятии решений.

-Принятие двусторонних решений руководителями  одного  уровня  на  основе

индивидуального взаимодействия.

-Целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на

равных  уровнях).

-Матричный тип взаимодействия.

Первые  три составляющие  обеспечивают  вертикальную  взаимосвязь  между

уровнями  управления, последние три  –  горизонтальную  связь  в  координации

принимаемых решений.

Фирма  может  использовать  как  простой,  так   и   сложный   механизм

взаимодействия в менеджменте, что зависит от сложности  принимаемых  решений

и возможности  их реализации.

Общее руководство принятием решений  предполагает, что процесс  принятия

решений находится в руках одного линейного  (общего)  руководителя,  который

подчинен  в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь создается  иерархия

в принятии решений по линейным должностям. Каждый руководитель  решает  свои

проблемы  со  своим  непосредственным  руководителем,  а  не  с  вышестоящими

руководителями, минуя своего непосредственного  начальника.  Такой  механизм

характерен  для американского менеджмента.

В  американских  фирмах  линейные   руководители   несут   персональную

ответственность за свою работу, получая право распоряжаться  материальными  и

трудовыми ресурсами,  необходимыми  для  получения  намечаемых  результатов.

Здесь   права   и   ответственности   должны   быть   равны.    Руководители

функциональных  подразделений  оказывают  помощь  линейным  руководителям  в

качестве  экспертов и отчитываются пред ними,  но  не  наделяются  правами  и

ответственностью, которые имеет линейный  руководитель.  Общий  руководитель

до принятия решения обычно принимает предложения  и  выслушивает  мнения  не

только  непосредственных подчиненных,  но  и  отдельных  работников,  которые

обычно  высказывают его при  заключении  коллективных  договоров,  в  которых

интересы  работников представляют профсоюзы.

Правила принятия  решений,  или  нормативы,  обычно  разрабатываются  и

издаются  самими фирмами.  В  них  формулируются  действия,  необходимые  для

реализации  принятых решений  в  определенных  условиях.  Эти  правила  имеют

целью осуществление координации между  различными подразделениями  и  делятся

на оперативные, стратегические, организационные.

Оперативные правила обычно формулируются в среднем управленческом звене

в виде различных инструкций.

Стратегические  правила,  или  деловая  политика,  включают  такие  виды

решений, как определение типа выпускаемых  изделий и услуг, вида  заказчиков,

организации сбытовой сети, способов установления  цен,  условий  и  гарантий

при продаже  изделий фирмы и др. Стратегические правила обычно  формулируются

на высшем уровне управления при  участии  среднего  звена.

Организационные правила основываются  на  местном  или  государственном

законодательстве. Они  касаются  таких  вопросов,  как  определение  цели  и

характера деятельности фирмы, ее отношений с  государственными  учреждениями,

правовой  формы и устава фирмы. Эти правила  устанавливают  владельцев  фирмы,

их права  и  ответственность,  а  также  размер  дивидендов,  оплату  высших

управляющих  и  премиальные  выплаты,  схемы  должностных  окладов,   лимиты

капиталовложений,  в  пределах  которых  руководители  могут   распоряжаться

финансовыми средствами фирмы.

Планы   являются   средством   координации    деятельности    различных

подразделений при принятии управленческих  решений.  В  планах  определяются

имеющиеся ресурсы, необходимые для  достижения  намеченных  целей  в  рамках

конкретного  периода.   Планы   охватывают   деятельность   производственных

отделений, поэтому принятие управленческих решений  осуществляется  в  рамках

своих планов. Преимущество планов перед  правилами состоит  в  том,  что  они

являются  более гибкими и их легче приспособить к  изменившимся  условиям.  В

американских компаниях планы являются  важнейшим инструментом  координации

деятельности  на  крупных  предприятиях  в  целях  увязки  стратегического  и

оперативного  управления.

Обычный годовой  плановый  цикл  в  крупных  фирмах начинается  с

определения  высшим  руководством  ориентиров  плана  для  производственного

отделения или стратегического  центра  хозяйствования,  являющегося  центром

прибыли.

Производственное  отделение – это низовой уровень  ответственности  в

фирме за законченный цикл хозяйственной  деятельности,  т.е.  за  разработку,

производство,   сбыт   соответствующей   продукции   и   услуг.    Плановыми

показателями  для  них  являются  объем  продаж,  прибыль,  капиталовложения.

Каждое  производственное отделение после  этого  готовит  детальный

годовой план, который содержит  прогноз  по  таким  показателям,  как  объем

реализации  каждого  вида  изделия,  доходы  от  новых   изделий,   издержки

производства, прибыль, уровень занятости, капиталовложения.

Вариант плана обсуждается руководителем  производственного  отделения  с

вышестоящим руководителем (вице-президентом), после  чего  по  окончательному

варианту  принимается решение, которое становится обязательным к  исполнению.

Результаты   выполнения   плана   периодически   оцениваются   руководителем

производственного  отделения.  По  итогам  оценки  принимаются   решения   о

необходимости  внесения  корректив  в  плановые  показатели  или  применения

конкретных  мер.  О  любых  существенных  отклонениях  от  плана  руководство

производственного отделения обязано информировать высшее руководство  фирмы,

которое может принять собственные решения, обязательные для выполнения.

Принятие  двусторонних решений руководителями одного  уровня  на  основе

индивидуального взаимодействия осуществляется  без  согласования  со  своими

общими  руководителями. Здесь реализуется  горизонтальный  способ  координации

Информация о работе Механизм принятия стратегических решений.