Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 22:10, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены основные принципы, которые имеют непосредственное отношение к процессу принятия и реализации управленческих решений в менеджменте. Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом. По-моему, нечто подобное можно сказать и о менеджменте.
Введение
1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений
1.1. Теория принятия решений
1.2. Основные понятия процесса принятия управленческого решения
1.3. Сущность процесса принятия управленческого решения
1.4. Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений
1.5. Процедура принятия решений
1.6. Краткая классификация управленческих решений
1.7. Анализ как составная часть процесса принятия решения
1.8. Стадии процесса принятия решения
2. Механизм и методы принятия решения
2.1. Основные подходы
2.2. Механизм принятия управленческих решений
2.3. Характерные особенности управленческого решения
2.4. Советы по принятию управленческих решений
Заключение
Список используемой литературы
счет привлечения новых покупателей, поставок новой продукции своим старым
клиентам, переманивая покупателей от других фирм, выпускающих аналогичную
продукцию, но старых образцов. Поскольку инновации и новая продукция резко
повышают конкурентоспособность фирмы, они являются предметом коммерческой
тайны,
и фирмы стремятся как можно
быстрее их запатентовать.
1.5.
Процедура принятия
решений
Для того чтобы принять эффективное управленческое решение, менеджеру
необходимо не только обладать богатым опытом, но и достаточно
квалифицированно применять на практике:
. методологию управленческого решения;
. методы
разработки управленческих
. организацию
разработки управленческого
. оценку качества управленческих решений.
Попытаемся коротко рассмотреть инструментарий менеджера, характерный
для сферы принятия решений.
Методология управленческого решения представляет собой логическую
организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую
формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев
оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.
Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и
приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих
решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора
вариантов действий и пр.
Организация разработки управленческого решения предполагает
упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в
процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством
регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций,
ответственности.
Технология разработки управленческого решения - вариант
последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям
рациональности их осуществления, использования специальной техники,
квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.
Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми
обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере
потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность,
адресность, конкретность.
Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность
предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом
принятия решения являются следующие виды деятельности:
. техническое развитие;
. организация основного и вспомогательного производства;
. маркетинговая деятельность;
. экономическое и финансовое развитие;
. организация
заработной платы и
. социальное развитие;
. управление;
. бухгалтерская деятельность;
. кадровое обеспечение;
. прочие виды деятельности.
Решение – результат выбора из множества вариантов, альтернатив и
представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта
или плана работы.
Правильность
и эффективность принятого
качеством экономической, организационной, социальной и других видов
информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии
решения, можно подразделить:
. на входящую и исходящую;
. обрабатываемую и необрабатываемую;
. текстовую и графическую;
. постоянную и переменную;
. нормативную, аналитическую, статистическую;
. первичную и вторичную;
. директивную, распределительную, отчетную.
Правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной
информации для принятия решения. Поэтому точность постановки задачи играет
немаловажную роль в процессе принятия решения менеджером.
Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может
зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего
народа определенного государства. С экономической и управленческой точек
зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения
эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в
каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.
Все принимаемые в любой сфере деятельности решения можно условно
классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия;
прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.
Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает
наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь
поставленной
задачи.
1.6.
Краткая классификация
управленческих решений
Применительно к управлению все решения можно классифицировать как:
-общие;
-организационные;
-запрограммированные;
-незапрограммированные;
-рациональные;
-нерациональные;
-вероятностные;
-решения в условиях неопределенности;
-интуитивные;
-на основе компромисса;
-альтернативные.
Из всей классификации попытаемся рассмотреть лишь некоторые решения.
Известно, что принятие решения всегда сопряжено с определенной моральной
ответственностью, зависимости от уровня, на котором принимается решение.
Чем выше уровень управления, тем выше моральная ответственность за принятое
решение.
Управленческое решение устанавливает переход от того, что имеется, к
тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе
подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная
проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение.
Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные,
коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие),
оперативные.
Организационные решения принимаются на всех уровнях управления и
являются одной из функций работы менеджера, они направлены на достижение
поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и
незапрограммированными.
Запрограммированное решение - это результат реализации определенной
последовательности этапов или действий и принимается на основе
ограниченного количества альтернатив.
Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен
стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а
должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения
проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.
Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления
действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки
альтернатив,
то хорошее решение принять
на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической
подготовленности
менеджера, его опыта, личностных качеств.
Принятию решения предшествуют несколько этапов:
-возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
-выбор критериев, по которым будет принято решение;
-разработка и формулировка альтернатив;
-выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
-утверждение (принятие) решения;
-организация работ по реализации решения - обратная связь
Объектом
для возникновения проблем
деятельности
предприятия .
1.7.
Анализ как составная
часть процесса принятия
решения
В условиях неполноты информации по изучаемой проблеме, невозможности
все строго рассчитать и проанализировать, а также множественности мнений о
целях, критериях их предпочтительности и т.п. может не существовать
единого, лучшего решения. В условиях рыночной экономики степень
неопределенности экономического поведения субъектов рынка достаточно
высока. В связи с этим большое практическое значение приобретают методы
перспективного анализа, когда нужно принимать управленческие решения,
оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных
вариантов.
Теоретически существует четыре типа ситуаций, в которых необходимо
проводить анализ и принимать управленческие решения, в том числе и на
уровне предприятия: в условиях определенности, риска, неопределенности,
конфликта.
Рассмотрим каждый из этих случаев.
Анализ
и принятие управленческих
решений в условиях
определенности
Это самый простой случай: известно количество возможных ситуаций
(вариантов) и их исходы. Нужно выбрать один из возможных вариантов. Степень
сложности процедуры выбора в данном случае определяется лишь количеством
альтернативных вариантов . Рассмотрим две возможные ситуации :
а) Имеется два возможных варианта: В данном случае аналитик должен
выбрать (или рекомендовать к выбору) один из двух возможных вариантов.
Последовательность действий здесь следующая:
определяется критерий, по которому будет делаться выбор;
методом “прямого счета” исчисляются значения критерия для сравниваемых
Информация о работе Механизм принятия стратегических решений.